Проект "История книги" во 2 классе

Тематика: 
Автор: 
Кучерюк Анна
Руководитель: 
Петухова Т.А
Учреждение: 
МБОУ СОШ № 5 г. Нефтеюганск
Класс: 
6

Исследовательский проект по литературному чтению на тему "История книги" предлагает ознакомиться учащимся 2 класса начальной школы с историей появления книги и ее эволюцией, определяет роль книги и чтения в жизни человека, описывает процесс книгопечатания в типографии и анализирует отношение к книгам среди школьников.

Подробнее о проекте:


Ученический творческий проект по литературному чтению "История книги" содержит исследование учащихся 2 класса о важных именах в истории книги и о развитии книгопечатания в историческом срезе, рассматривает причины снижения культуры чтения книг среди учеников начальной школы и подростков.

Индивидуальная исследовательская работа об истории книги будет интересна для учеников 2 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение, поможет пробудить у них интерес к чтению, к книгам. Автор проекта рассказывает о своей любимой книге и ее истории, знакомит нас со своим творчеством.

Оглавление

Введение
1. История и развитие книги.
2. Книга в современном мире.
3. Книга в моей жизни.
4. Как создается книга.
5. Моё творчество.
Заключение
Список источников использованной литературы

Введение


Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II). Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – книга! Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде –дорогу пробьет везде», «Книга –лучший подарок» и т.д.

Работа над темой моего исследовательского проекта об истории книги началась с того, что мы в этом году съездили в Москву и посетили Государственный исторический музей, где нам рассказали историю создания книг, показали первые летописи, книги, а так же печатные станки. Мы дома говорили о роли книги в нашей жизни. А папа мне рассказал, что моя прабабушка проработала в типографии нашего города 38 лет. Она за печатным станком набирала тексты книг и газет. Все это вызвало у меня большой интерес. Я решил изучить эту тему проекта, поставил перед собой цель и ряд задач.

Цель проекта: определить роль книги и чтения в жизни человека.

Задачи проекта:

  • найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;
  • совместно с библиотекарем проанализировать посещаемость библиотеки учащимися младших классов;
  • выявить причины нежелания школьников читать;
  • привлечь внимание одноклассников к книгам и чтению.

Проект является актуальным, потому что в наше время нужно знать очень, много информации. Книга всегда была источником знаний. Но люди перестают читать. Интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг.

Объект исследования: книги.

Предмет исследования: издание книг, значение книг для людей.

Методы исследования:

  • Изучение информации о книгах.
  • Посещение музея.
  • Посещение библиотек города.
  • Посещение типографии.
  • Анализ книжных формуляров.
  • Обобщение результатов.

Если, взяв в руки книгу, вы испытываете трепет от предчувствия чего-то необыкновенного, если вы говорите с ней как с живым человеком, если каждое слово в ней для вас не пустой звук – значит, вы настоящий любитель и почитатель книги.

Каждая книга – это новое открытие! Читая, вы получаете возможность совершить путешествие во времени, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться с всемирной классикой и больше читать.

История и развитие книги

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, кукурузные стебли.


Слово книга происходит от церковно–славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо. В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события. Глиняные книги–самые древние.

На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток –это одна сплошная страница.

На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима. На смену папирусу пришел новый писчий материал –пергамент. В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных (коз и овец, а самый тонкий получали из телячьей кожи).

На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу.

На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет. Папирус и пергамент были дороги. Да и сама переписка книг стоила дорого, потому, что мало было ученых людей, которые могли бы правильно переписывать. Поэтому писали только самые важные сообщения, которые нужно было сохранить надолго. Для каждодневного употребления пользовались дощечками, на которых можно уничтожать написанное.

Иногда дощечки покрывали тонким слоем воска и писали тонким острием. Когда запись становилась ненужной, воск нагревали, он растапливался и запись стиралась; когда воск застывал, можно было писать снова

В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу. Во II веке н.э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. 1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол». Позднее создал во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола».

В 1580-81 гг. издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). Книги интересны не только по содержанию. Существуют издания разного формата, формы, цвета и даже состава. Например: книга, которую можно удержать лишь подушечками пальцев, книга похожая на теннисный мячики сделана из того же материала, книжка-раскладушка, деревянная книжка с необычной, выпуклой обложкой.

В Санкт-Петербурге есть даже скульптура в виде книги. На ней высечены строки Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье...". Двадцатый век подарил нам новую разновидность книги –электронную. Такая книга хранится в памяти компьютера. В нее можно поместить не тысячи, а десятки тысяч и даже миллионы произведений. Кстати, электронная книга и традиционная не соревнуются между собой, а мирно соседствуют.

И это не удивительно. Ведь многотомная энциклопедия может поместиться на маленьком компакт – диске, вместо того чтобы занять целую полку книжного шкафа. Однако большинство нужных нам книг лучше иметь печатными, им в отличие от компьютера не требуется электричество, и их можно брать куда угодно.

Итак, первый вывод, к которому я пришел, занимаясь этой темой проекта по литературному чтению во 2 классе, состоит в том, что книга – это бесценное наследие, ведь именно книги – главные хранители и свидетели истории человечества. Как бы ни менялся мир вокруг нас, не неслось вперед время, меняя образ жизни и лица правителей, книга всегда остается рядом с человеком, дает ему информацию, успокаивает и ободряет в трудную минуту, питает надеждой и вдохновляет.

Знаменитые люди в истории книги


Кирилл – монах и Мефодий – епископ привезли с собой в Россию славянскую азбуку. Эта азбука называлась кириллицей в честь одного из её создателей.

Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. Настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн. И. Гутенберг первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.).

Так был изобретён первый печатный станок. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом была, конечно же, Библия, причём выполнена она была в рукописном стиле, ведь книги в таком виде стоили гораздо дороже.

Потом первая печатная книга появилась и в России! Она называлась «Апостол», и напечатал её Иван Фёдоров.

Роль книги в современном мире

Книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением. Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам.

Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и нашу книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным, в том числе и книга.

Да, книга доступна всем, но не каждый умеет ею правильно распоряжаться. И только настоящий читатель может получить максимальную пользу от чтения.

Сейчас трудно найти такого человека, который не умеет читать. Но кому-то не хочется тратить свои деньги на книгу, и вместо этого он покупает себе электронную книгу и говорит, что это удобно! Что электронная книга не занимает столько места, сколько обычная.

Многие вообще не читают! Им лень! Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на книги! Какова польза от чтения книг? Чему учится человек, читая книги?

Были времена, нашу страну считали «самой читающей в мире». В наше же время большинство людей предпочли книгам – телевизор, компьютер и другие гаджеты. Но стоит ли она того, эта замена?

Известные мыслители, ученые, литераторы, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

Книга в моей жизни

Книга сыграла очень важную роль в моей жизни. Она для меня всегда была и учителем, и другом, и советчиком. Я родилась в читающей семье. В моей семье книгу любят и ценят все. А любовь к чтению мне прививали с раннего детства. И книга для меня действительно лучший подарок.

Мне нравится, что книгу можно купить, потрогать, понести, открыть, полюбоваться красивой обложкой, посмотреть картинки и понюхать.

Как же пахнет книга! Вы себе не можете вообразить! Какой же вкусный запах свежей типографской краски! И вот вечерком ты сидишь в мягком кресле и листаешь только что купленную книгу. Боже, как хорошо!

Что же такое книга? С моей точки зрения, это величайшее творение всего человечества. Это не только носитель информации, но и учебник жизни. На ошибках героев мы учимся. Я помню всех героев когда-то прочитанных книг. Они напоминают мне о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Как создается книга


Посетив, типографию города яузнал, что книгопечатание-это сложный и трудоемкий процесс. Сначала придумывают текст: рассказы, повести, стихи. Их печатают на компьютере, затем приносят в редакцию.

Редактор проверит правильность написания текста, исправляет недочеты. После этого на специальных станках печатают книгу. Существует также станок для нарезки бумаги и станок «Швейка», с помощью которого сшивают листы книги. Процесс создания книги-трудный процесс, поэтому надо беречь книги.

Моё творчество

Для меня самое главное в процессе чтения – это миг, когда просыпается фантазия и разыгрывается воображение. Я так полюбила читать, что начала сама пробовать себя в творчестве.

Писать я начала в шесть лет. Это получилось совершенно случайно. Писала обо всём: о животных, о любви, о маме, о природе.

Сегодня написано уже более 20-ти стихотворений. Конечно, они пока наивны и несовершенны, но, надеюсь, всё ещё впереди, потому что писательская работа доставляет мне огромное удовольствие. Неоднократно публиковалась.

Что же побудило меня заняться творчеством? На мою жизнь повлияло именно увлечение чтением книг.

Заключение

Процесс печатания книги очень трудный, поэтому надо беречь книги. В нашем городе три библиотеки: детская, поселенческая, центральная. А так же в каждой школе города есть библиотека для школьников и учителей.

Необходимо находить время для встречи с книгой, потому что книги дают нам много новых знаний, помогают улучшить навык чтения. Чтение книг помогает всем людям добиться успехов в жизни.

Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и во время контрольных работ, разных конкурсах и во многом другом. Кроме того, читать книги очень интересно и полезно.

Они расширяют наш кругозор, помогают правильно выражать свои мысли, обогащают духовный мир. Даже те, кто сейчас не любит читать, потом часто будут сидеть за книгой потому, что любимая книга и её герои найдутся у каждого из нас и останутся в сердце навсегда.

Любите книгу! Она учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей. Книга - настоящий друг!

Список использованной литературы

  1. Поварин С.И. Как читать книги. - М.: Книга, 1978.
  2. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.-М.: Книга, 1984.-88 с.
  3. Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. - № 10. - С. 25-26.
  4. Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М.,»Просвещение», 1985
  5. Бубарьян О.С. Человек и книга.-М.: Наука, 1978.-107 с.
  6. Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: