Загадочный мир зеркал

Автор: 
Онищенко Владислав
Руководитель: 
Слизкая Светлана Николаевна
Учреждение: 
МБОУ СОШ № 13 г. Славгород
Класс: 
4

Готовый детский творческий проект в начальной школе "Загадочный мир зеркал" направлен на достижение поставленной цели создать оптические приборы с использованием зеркал в домашних условиях. Для этого ученик 4 класса изучает историю и свойства зеркала, изучает физику хода лучей.

Подробнее о проекте:


В процессе работы над ученической исследовательской работой по начальной школе о создании оптических приборов из зеркал автор изучил историю зеркал, рассмотрел как видоизменялось зеркало и технология его создания с течением времени, описал основные требования, предъявляемые к современному производству зеркал, выяснил физику хода лучей, виды, свойства и цвет зеркал.

Ученик школы в рамках своего проекта на тему "Загадочный мир зеркал" создает при помощи зеркал два оптических прибора - калейдоскоп и световой портал. В проекте о создании оптических приборов из зеркал предложено подробное описание хода работы и требуемых материалов для создания портала и калейдоскопа в домашних условиях.

Оглавление

Введение
1. История зеркала.
2. Физика хода лучей. Виды, свойства, цвет зеркал.
3. Свойства зеркала.
4. Создание оптических приборов.
Заключение
Список источников информации
Приложение

Введение


Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Каждый день перед школой я смотрюсь в зеркало, чтобы оценить, как выгляжу. Из всех предметов интерьера зеркало - наиболее загадочный и мистический предмет.

Почему сегодня, как и много веков назад, что-то удерживает нас перед зеркалом, завораживает и не отпускает? Что значит зеркало в нашей жизни?

Мне захотелось приоткрыть дверь в этот удивительный мир зазеркалья. В мир, который является противоположным нашему. Как давно он открылся людям?

Темой настоящей исследовательской работы является «Загадочный мир зеркал».

Цель работы – создание оптических приборов с использованием зеркал.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю появления первых зеркал.
  2. Узнать где и как применяются зеркала в современном мире.
  3. Провести эксперименты с зеркалами.
  4. Создать простейшие оптические приборы – игрушки с помощью зеркала.

Объектом изучения исследовательской работы является зеркало.

Предметом исследования является технология создания оптических приборов с помощью зеркала.

В качестве гипотезы выдвигается утверждение, что с помощью зеркала можно сделать оптические приборы.

Актуальность исследования заключается в том, что в век технического прогресса зеркала получили широкое применение во всех сферах жизни. Свойства зеркал изучаются и по сей день, учёные открывают новые факты. А приборы с зеркалами в наше время используют повсеместно.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может использоваться школьниками в образовательных целях:

  1. Изучение фольклора, искусства, литературного приёма «в зазеркалье».
  2. Опыты с зеркалами помогут лучше понять физику хода лучей и свойства зеркала;
  3. В качестве проведения мастер – класса по созданию оптических приборов в условиях школы.

Методы исследования:

  1. Обобщение и анализ полученных знаний.
  2. Наблюдение за результатами экспериментов.
  3. Эксперимент по созданию оптических приборов.

Место проведения исследования – г. Славгород.

Сроки проведения исследования: декабрь 2018 г. – февраль 2019 г.

История зеркала


Плоское зеркало - тело с полированной или покрытой отражающим слоем (серебро, золото, алюминий и т. д.) поверхностью, на которой происходит отражение, близкое к зеркальному [6].

Оказывается, первые зеркала совсем не походили на те, которыми мы пользуемся в настоящее время. Обратимся к истории.

Как таковых зеркал раньше не существовало. Если было нужно взглянуть на себя со стороны, то обращались к водной глади водоёмов. А так как это было очень неудобно, и не всякий раз можно было сбегать к воде и посмотреть на себя, то люди приноровились полировать до блеска вулканическое стекло — обсидиан. В древние времена такие зеркала были в ходу в Китае и Центральной Америке, находки таких зеркал были обнаружены в Турции (дата происхождения 6 тысяч лет до нашей эры). В Средиземноморье, вместо обсидиана, нашли распространение отполированные бронзовые диски.

Спустя 2 тыс. лет зеркалами стали служить металлические пластинки, отполированные до блеска. Самые лучшие такие зеркала получались из золота и серебра. Но так как такой металл был слишком дорогим, люди придумали делать сплав из меди и олова.

Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Итальянский монах Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова: в сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

С помощью хитрости французы смогли узнать секрет изготовления зеркал у итальянцев. Более того, зеркальное стекло, они стали получать не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Революцию в производство зеркал в 1835 году принес немецкий химик Юстус фон Либих, начав применять серебро и получая более ясное изображение[2, с. 275].

В последние годы алюминий вытеснил серебро при изготовлении покрытий многих зеркал, особенно тех, которые служат объективами телескопов. Он мягкий и устойчивый к коррозии, даёт более плотное покрытие, чем серебро.

Таким образом, зеркало имеет свою историю. Первоначально зеркала совсем не походили на те, которыми мы пользуемся в настоящее время. В древние времена это было отполированное до блеска вулканическое стекло — обсидиан или отполированные бронзовые диски. Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года. Основа зеркала - это обычное стекло, покрытое отражающим слоем серебра, меди или алюминия с нанесенным склеивающим составом.

Перейти к разделу: 2. Физика хода лучей

Содержание