Проект по музыке «Авторская песня»

Тематика: 
Автор: 
Кирсанова Дарья, Лихватова Елизавета
Руководитель: 
Ломакина Евгения Александровна
Учреждение: 
МАОУ "Лицей №3 им. А.С. Пушкина" г. Саратова
Класс: 
6

Учащиеся 6 класса в своем исследовательском и творческом проекте по музыке на тему "Авторская песня" расширили свой кругозор по истории авторской песни, прояснили и проследили этапы ее развития.

В процессе работы над исследовательским проектом по музыке на тему «Авторская песня» обучающиеся 6 класса выяснили много интересных фактов об исполнителях авторских песен, упорядочили информацию о них и сформулировали выводы.

Подробнее о проекте:


В готовом творческом проекте по музыке на тему «Авторская песня» авторы поняли, что рассказывать можно бесконечно об авторской песне и тех, кто ее создает. Но, наверное, все же если это кого-то заинтересуют авторские песни, то лучше взять и послушать их самому и решить нравятся они вам или нет.

Оглавление

Введение

  1. История авторской песни
  2. Этапы развития авторской песни.

Заключение

Введение

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение. Значение слов (текста) выше, чем значение музыки (аккомпанемента).

История авторской песни

  • Предшественником авторской песни можно считать городской романс  
  • Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам). В этих песнях на первый план выходила личность автора.
  • В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957) — «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ . Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона.
В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов.

Насколько известно в рамках нашего исследования по проекту на тему «Авторская песня», клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ – и чтобы быть в курсе, и чтобы всё-таки слушать настоящие песни...

Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин, творческий дуэт Алексея Иващенко  и Георгия Васильева («Иваси») и многие- многие другие….
Авторская песня была одной из форм самовыражения.

Этапы развития авторской песни


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый этап - романтический

Лидером этого этапа стал Б. Окуджава. Он продолжался примерно до середины 1960-е гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию.

На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва.
(1924-1997)
 

Булат Шалвович Окуджава

Русский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье партийного работника. Окончил школу в 1941. В 1942 добровольцем ушёл на фронт. Был ранен под Моздоком.
К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.
После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой.

молодой Булат Шалвович Окуджава

Окуджава много работает в жанре прозы: пишет автобиографическую прозу ("Девушка моей мечты" , "Заезжий музыкант" ),  а также роман "Упраздненный театр", обращается к исторической прозе.
Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений (сборник стихов «Лирика», «Острова», «Весёлый барабанщик»).

Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200 (Песенка об Арбате, Надежды маленький оркестрик, До свидания мальчики)
С 1956 Окуджава одним из первых начинает выступать , как автор стихов и музыки песен и их исполнитель.

Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам.

Второй этап


Особняком, однако, стояли  сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.

С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.
Тема «песни протеста» была продолжена позже и В. Высоцким.

Высоцкий Владимир Семенович

Высоцкий Владимир Семенович

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.

Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка» - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась»

Высоцкий Владимир Семенович на сцене с гитарой

В 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены
Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Третий этап.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войне. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность.

Вот некоторые самые известные песни:

  • Б. Окуджава «До свидания, мальчики!»
  • В. Высоцкий «Так случилось, мужчины ушли»
  • Юрий Визбор – «Памяти ушедших»
  • Р. Митяев «В осеннем парке городском»
  • Леонид Сергеев «Колоколенка»
  • Александр Городницкий «Ленинградские дети рисуют войну»
  • А. Дольский «Меня нашли в четверг на минном поле...»
  • Виктор Берковский «Лошади в океане»

Четвёртый этап


Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций.

При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина, В. Берковского, А.Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в сборники массовой песни. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио, например, Сергея Никитина.

Но песня ушла…, ушла на кухни, к кострам у палаток, осталась и выжила…
Бардовские песни обладают какой-то невероятной магией – простые мелодии, понятные тексты, но очень-очень личные, ведь в них каждый узнает себя, свои тревоги, чувства, метания… «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий.

Пятый этап

С начала 1990-х. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении.

Юрий Визбор

Юрий Иосифович Визбор

Юрий Иосифович Визбор рассказывал о своей жизни так: «Я рыбачил,…подучивался навигаторскому делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах,… был киноактёром, фотографии выставлял в Доме журналистов, прыгал с парашютом,… водил яхту, чинил радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на лесоповале,… строил дома, занимался подводным плаваньем.

Вот, пожалуй, и всё». И дальше, словно спохватившись: «Не, не всё. Я ещё журналист. Всё это я делал во имя своей основной и единственной профессии. Во имя и для неё». И последняя, торопливая строчка: «И ещё я сочинял песни, рассказы, пьесы, стихи».

Свое первое стихотворение Юрий Визбор написал в четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере.

Именно Визбор, а не Окуджава или Высоцкий, стал первым поющим поэтом ХХ века. Знатоки вопроса пишут: «Было время недолгое, полтора-два года в конце пятидесятых, когда именно он, ярко выделившийся, как бы выплывший из волн широко разлившейся тогда студенческой песни, единолично овладел вниманием и сердцами слушателей....»

Ада Якушева

Ада Якушева – поэтесса, писательница и бард

Ада Якушева – знаменитая поэтесса, писательница, бард и ведущая радио «Юность». Ее голос раздавался в каждом доме субботним утром, и нес заряд позитива, бодрости и хорошего настроения.

В списке имен советских бардов не много женских имен. Все знают Юрия Визбора, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву, но далеко не всем любителям бардовской песни известно имя Ады Якушевой. Она была не просто женой и музой Юрия Визбора, но еще и талантливой поэтессой и исполнительницей, поэтому ее имя достойно быть в одном ряду с именами лучших бардов СССР.

Олег Митяев

Олег Григорьевич Митяев бард

Олег Григорьевич Митяев родился 19 февраля 1956 года в городе Челябинске. Отец — рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать — домохозяйка.

«Если бы меня в детстве кто-нибудь спросил, кем я хочу стать, то я бы с удовольствием ответил собаководом. Я тогда не знал, что эта профессия называется кинолог, что мне не помешало приручить всех собак в округе. Я с ними нашел общий язык, всех прикормил.»

Митяев долго не мог определиться с профессией: мечтал работать то кинологом, то геологом. Сперва он отучился в монтажном техникуме, а затем отправился служить на флот. После демобилизации Олег Григорьевич окончил институт физкультуры и устроился преподавателем по плаванию. Артистом же он стал благодаря любви к бардовской песне.

Играть на гитаре Митяев научился в пионерском лагере, но и подумать не мог, что однажды свяжет жизнь с музыкой. В 1978-м он сочинил легендарную композицию «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которая не только принесла ему приз Ильменского фестиваля, но и стала негласным гимном бардовского движения.

Песни артиста «Давай с тобой поговорим», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето обрели широкую популярность. Вот некоторые из них:

  • Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
  • Крепитесь люди, скоро лето
  • С добрым утром, любимая
  • Лето- это маленькая жизнь


Татьяна и Сергей Никитины

Татьяна и Сергей Никитины барды

В 60-е годы сложился и исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, существующий и поныне. Творческий союз единомышленников, людей, близких по духу, оказался весьма успешным и плодотворным, причем Татьяна всегда играла в нем важную роль не просто партнера по сцене, - она является главным советчиком, самым первым слушателем и "судьей" (а иногда, бывает, и прямым соавтором) написанного.

В исполнении дуэта Татьяны и Сергея Никитиных записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков как с песнями самого С. Никитина .

«Диалог у новогодней елки», «Александра», «Под музыку Вивальди» - этот список можно продолжать бесконечно. Татьяна и Сергей Никитины – творческий и семейный дуэт двух настоящих физиков.

Александр Городницкий

Александр Городницкий бард

Александр Моисеевич Городницкий (р. 1933) – человек удивительной судьбы и огромного таланта – не только известный поэт и бард, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы, но и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник. Ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института Океанологии Российской Академии Наук

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы, а песня «Атланты держат небо» стала неофициальным гимном Санкт-Петербурга, а с осени 2018 года эта песня стала так же официальным гимном Эрмитажа.

Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации. Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы и перевал в Саянских горах.

Александр Розенбаум

Александр Яковлевич Розенбаум бард

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой.

Музыкой занимался с пяти лет. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре,окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

1968—1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь.

Занимался в вечернем джазовом училище. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду.

Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, насыщенное звучание.

  • Налетела грусть
  • Вальс бостон
  • Обо мне надо плакать

Леонид Сергеев

Леонид Сергеев бард

Родился 30 марта 1953 года в Бресте, жил в Казани, в настоящее время живет в Москве. Известный советский и российский автор-исполнитель песен собственного сочинения. Окончил историко-философский факультет Казанского госуниверситета им. В.И.Ульянова-Ленина (1975). По образованию преподаватель истории и обществоведения. Радиожурналист, журналист. Член Союза журналистов. По приглашению телевидения переехал в Москву, сотрудничал с телевидением, участвовал в передаче "Веселые ребята».


Работал на "Молодежном канале" радио. Окончил детскую музыкальную школу по классу фортепиано. Играет на 6-струнной гитаре, аккордеоне. Песни пишет с 1970 г. преимущественно на свои стихи. Первая песня "Гитара". Вышли пластинки на фирме "Мелодия", книга стихов, аудиокассеты, компакт-диски. Участник проекта "Песни нашего века".

  • Срубили дерево...
  • Трамвайчик
  • Пурга о микробе
  • Колоколенка

Виктор Берковский

Виктор Берковский украинский бард

Родился 13 июля 1932 года в Запорожье УССР. Окончил Московский институт стали и сплавов (1955) и аспирантуру. Работал 8 лет металлургом на заводе в Запорожье, несколько лет преподавал прокатное дело в Индии. Кандидат технических наук (1967), доцент в институте стали и сплавов. Первые песни сочинил в 1957-1958 годах в Запорожье. Песни сочинял на стихи Михаила Светлова, Эдуарда Багрицкого, Новеллы Матвеевой, Роберта Рождественского, Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Булата Окуджавы, Дмитрия Сухарева поэтов.

Иногда сочинял песни в соавторстве с Сергеем Никитиным ("Под музыку Вивальди", "Али-баба и 40 разбойников" и другие). Исполнял песни с Г. Бочкиной и Д. Дихтером, затем с Г. Бочкиной и Д. Богдановым. Был одним из руководителей проекта "Песни нашего века" (1999). Ушёл из жизни 22 июля 2005 года в Москве.

  • Песенка про собачку Тябу..
  • Бригантина
  • Две женщины
  • Лошади в океане

Заключение

знаменитые барды и исполнители авторской песни

В заключении творческого и исследовательского проекта по музыке «Авторская песня» можно сказать, что данная тема исследования очень интересна и познавательна, позволила нам окунуться в атмосферу творчества и песен великих исполнителей бардовской авторской песни.

Это еще те люди, о ком бы можно было рассказать… Их много. Рассказывать можно бесконечно об авторской песне и тех, кто ее создает… объять необъятное трудно…
Но, наверное, все же если это кого-то заинтересует, лучше возьмите и послушайте эти песни сами и решите нравятся они вам или нет….


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет