Проект по окружающему миру "Красная книга растений"

Тематика: 
Автор: 
Виниченко Богдан
Руководитель: 
Коробова Э.В.
Учреждение: 
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянск
Класс: 
4

Данный исследовательский проект по окружающему миру "Красная книга растений" был создан учеником 4 класса начальной школы с целью исследования состояния редких и исчезающих видов растений родного края.

Исследовательская работа и проект по окружающему миру "Красная книга растений" актуален для 2, 3 и 4 класса начальной школы, так как исследования направлены на интересное раскрытие истории создания Красной книги. Ученик исследует такие вопросы - почему "Красная книга" красная? Для чего нужна Красная книга? Как и почему растения попадают в Красную книгу? Как мы можем спасти растения из Красной книги?


Автор исследовательской работы по окружающему миру "Растения Красной книги" в 4 классе начальной школы рассматривает редкие и исчезающие виды Красной книги родного края - Московского микрорайона г. Брянск. Школьник создал памятку для детей "Ребята, берегите растения!", где раскрыл основные правила охраны окружающей среды для сохранения редких видов родного края.

Оглавление

Введение
1. Что стало причиной создания Красной книги.
2. Почему книгу назвали «Красная книга»?
3. Почему животные и растения заносят в Красную книгу?
4. Критерии для оценки состояния видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу
5. Для чего нужна Красная книга?
6. Красная книга растений Московского микрорайона
7. Что мы можем сделать для охраны растений?
Заключение
Список литературы

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Введение

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?


Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

В наше время всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека. Я считаю, что нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, ведь при этом человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение.

Наша гимназия находится в Московском микрорайоне г. Брянска. Мы очень любим гулять по берегу реки Десны, на котором расположен наш микрорайон и никогда не задумывались о том, что среди тех растений, которые украшают наш микрорайон, есть те, которые занесены в Красную книгу.

Я решил исследовать, какие растения нуждаются в нашей особой заботе и защите, разработать правила поведения в природе и рассказать об этом своим одноклассникам и ученикам начальной школы нашей гимназии.

Я считаю, что если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков.

Свой проект я назвал «Красная книга растений». Существуют разные Красные книги: Международная Красная книга, Красная книга страны, даже Красные книги регионов. Почему бы не создать Красную книгу нашего района?

Цель проекта: описать растения, внесенные в Красную книгу России, произрастающие на территории Московского микрорайона г. Брянска.

Задачи проекта:

  • узнать, что такое Красная книга и какие сведения она содержит;
  • сформулировать правила поведения человека в природе;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации;
  • провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии;
  • способствовать формированию интереса к получению знаний в области экологии;
  • развивать познавательную активность.

Использованные средства: беседы с родителями, справочная литература, Интернет.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, наблюдение, обобщение.

Что стало причиной создания Красной книги?


В первой главе своих исследований я решил выяснить, как появилась Красная книга. Вот что я узнал.

Первая красная книга СССР

В 1948 г. в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы.

Одной из основных задач этого союза было выявление видов животных и растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют срочной заботы человека и разработки рекомендаций по их спасению.

В 1949 году была создана Комиссия по редким видам. В нее вошли видные ученые из различных стран мира.

Основная цель Комиссии – создание мирового списка данных о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране и которым грозит исчезновение.

Главным дополнением к Красной книге стали национальные Красные книги, которые учитывают конкретные обстоятельства на данной территории и планируют защитные мероприятия с гораздо большей точностью и эффективностью.

Красная книга СССР в 2-х томах

Так в 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она была однотомная.

Однако она не смогла вместить все виды растений и животных, страдающих от деятельности человека, поэтому в 1984 г. вышла Красная книга СССР в 2-х томах.

Пер­вый том был по­свя­щен жи­вот­ным, вто­рой — растениям.

Красная книга России

В 2001 г. вышла Красная книга России. В 2004 году издаются 2 тома Красной книги Брянской области.

Том "Растения. Грибы" содержит информацию об исчезающих пяти разновидностях грибов и ста тридцати трех редких растениях.

Почему книгу назвали «Красная книга»?

Цвет переплета у этой книги – красный. Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Эта книга подает нам, жителям планеты Земля, сигнал бедствия. На международном языке слово СОС записывается так: SOS – спасите наши души.

Красная книга – это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Красную книгу называют Документом совести человека.

Почему животных и растения заносят в Красную книгу

В Красную книгу заносят те виды животных и растений, которых остается очень мало и они находятся под угрозой исчезновения. Эти редкие виды нуждаются в помощи, защите и охране.

На 1 ноября 1997 г. в Красную книгу РФ включено 553 вида растений: 440 видов цветковых, 11 - голосеменных, 11 - папоротникообразных, 22 - мохообразных, 4 - плауновидных, 29 - лишайников, 17 видов грибов.

Критерий для оценки состояния видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Категории статуса редкости видов дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, определяются по следующей шкале:

  • 0 — Вероятно исчезнувшие. Их нахождение в природе не подтверждено в последние 50 лет, но возможность их сохранения нельзя исключить.
  • 1 — Находящиеся под угрозой исчезновения. Это растения, которые в ближайшее время могут исчезнуть.
  • 2 — Сокращающиеся в численности. Это растения с неуклонно сокращающейся численностью. Их численность может быть восстановлена специальными мерами охраны (лекарственные, пищевые, декоративные и др. растения).
  • 3 — Редкие. Растения с естественной малой численностью, встречающиеся на ограниченной территории, для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны.
  • 4 — Неопределенные по статусу. Растения, достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет.
  • 5 — Восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Растения, численность и область распространения которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в специальных мерах по сохранению и восстановлению.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается.

Основная же задача Красной книги - рассказать людям о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными нашей страны и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству.

Итак, Красная книга:

  • информирует, какие виды животных и растений в опасности;
  • призывает изучать эти виды;
  • предупреждает об их исчезновении;
  • советует, как сохранить редкие виды растений и животных.

Красная книга растений Московского микрорайона

Из Красной книги России я выбрал те растения, которые наверняка видел каждый ученик нашей гимназии в Московском микрорайоне. Я хочу, чтобы ребята обратили на них внимание, потому что они нуждаются в нашем бережном отношении.

Итак, это следующие растения:

Чилим (водяной орех)

Чилим (водяной орех)

Прострел луговой

Прострел луговой

Первоцвет весенний

Первоцвет весенний

Чабрец весенний

Чабрец весенний

Осока теневая

Осока теневая

Вех ядовитый

Вех ядовитый

Камыш озёрный

Камыш озёрный

Кубышка желтая

Кубышка желтая

Колокольчик персиколистный

Колокольчик персиколистный

Ятрышник мужской

Ятрышник мужской

8. Что мы можем сделать для охраны растений?

Я выяснил, что человек может наносить вред растениям своей хозяйственной деятельностью, сбором букетов, неумеренным сбором лекарственных растений, вытаптыванием.

Я узнал, что очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды этих растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать, а покупать в аптеке, ведь те, которые продаются в аптеке, специально выращиваются человеком в экологически чистых районах.

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу или лугу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы и цветы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. Я разработал памятку-обращение к ученикам нашей гимназии.

Памятка-обращение
Ребята, берегите растения!

Берегите растения Красной книги! (рисунок)

1. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

2. Собирайте лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе!

4. В лесу, на лугу, старайтесь ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания!

5. Берегите насекомых, ведь они опыляют растения!

6. Не оставляйте мусор, отдыхая на природе!

Выполнить эти простые правила может каждый человек. Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Писатель Михаил Пришвин сказал: “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

Заключение

Когда я закончил работу над проектом "Красная книга растений", то понял, что каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес и луг от пожара, не ловить насекомых, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете, и только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.

Список литературы

  1. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; РАН; Российское ботаническое общество; МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редкол.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. — М.: 2008.
  2. Брянская область. Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации.
  3. М.Д. Лопина. Рельеф Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.
  4. М.Б. Тарлык. Реки и озёра Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.
  5. Брянская область // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Б.В. Гроздов. Растительность Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.
  7. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.
  8. Дербуш О.Г. Общая геоботаническая характеристика растительности поймы реки Десны и ее притоков в г. Брянске. Пойменные леса и ее кустарники.Брянский Государственный Университет им. А.Г. Петровского, Брянск 2017.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: