История развития народного театра кукол

Творческий проект: 

Кукла, ее роль в жизни человека

История простой народной куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи.


Кукла – оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников.

Люди не могли брать на себя роль божества и эту роль играли куклы – на Руси куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года. В средние века суть религиозных действий с куклами постепенно исчезала, как и сами древние обряды, а формы продолжали жить, переходя в другие жанры, стили, направления. Куклы вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях.

Возникновение театра петрушки


Еще в 80-х годах прошлого века без петрушки не обходилось ни одно народное гулянье, ни одна ярмарка. В дни ярмарок, больших праздников, масленицы, вербной недели, в Троицын день петрушка пользовался колоссальным успехом, его представления шли непрерывно целый день. Возник он, по имеющимся данным, в начале XVII в. Во всяком случае, в 1636 г. он уже существовал. Заметка Олеария о виденном им петрушке единственный источник по истории нашего кукольного театра в XVII в.

Петрушка возник, следовательно, еще в те времена, когда театра у нас не существовало и о театральном искусстве русские люди имели только смутное представление по слухам, рассказам бывалых людей да небольшому количеству описаний западноевропейских театральных постановок, которые стали появляться у нас, уже с XV в.

Первое театральное представление в России для русских было давно, т.е. более чем на полвека позже появления петрушки. Как кукольный театр, так и некукольный на Руси заимствованы.

Наряду с достижениями своей военной и промышленной техники иноземцы заносили на Русь и свои обычаи, навыки, свою науку, литературу и искусство театра, до сих пор неизвестного в России. Знакомством нашим с театром и кукольным и не кукольным мы обязаны немцам.

В памятный день 17 октября 1672 г. была поставлена немецкая пьеса на немецком языке. Актерами были дети служилых и торговых иноземцев Немецкой слободы, режиссер – паспорт московской лютеранской церкви Иоганн – Готфрид Грегори.

С кукольным театром вначале в. XVII в. нас ознакомили, немецкие бродячие скоморохи – шпильманы. Русские странствующие скоморохи – веселые люди, в древности единственные представители у нас светского искусства, потомки византийских скоморохов.

Заимствовав у шпильманов нехитрое устройство их кукольного театра, русифицировав их репертуар, скоморохи разнесли его по всем уголкам Московии. Возник театр петрушки.