Создание красок своими руками

Творческий проект: 

Создание красок в домашних условиях

У меня дома были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план четырёх экспериментов.


1) Сначала я решила создать акварельные краски

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. В прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.

План эксперимента № 1

  1. Сначала взяла активированный уголь (очищенный).
  2. Измельчила уголь в порошок.
  3. Просеяла порошок.
  4. Потом смешала уголь с клеем ПВА.

Когда уголь смешала с клеем, то получила чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели.

Также попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. Цвет получился серый и рисунок долго высыхал.

План эксперимента № 2

Потом попробовала создать акварельные краски других цветов.

  1. Взяла различную ягоду - смородину, клюкву, малину, вишню.
  2. Выдавила в разные посудки сок.
  3. Смешала сок с мёдом. Нарисовала красивые и нежные цветы.

Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым.

Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.

Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.


План эксперимента 3

  • Взяла пакетик голубой глины.
  • Смешала глину с подсолнечным маслом.

Глина с маслом смешалась однородно, дала зелёный цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.

3) Создание темперных красок.

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.

План эксперимента 4

  1. Измельчила мел в порошок.
  2. Смешала мел с яйцом.

Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.

В ходе исследования узнала, что в нашей Республике Башкортостан занимаются валянием. И в канун Нового года я решила сделать валянием ёлочную игрушку.

Проведение анкетирования о красках


Для анкетирования мы взяли четыре вопроса. Всего в опросе участвовало 18 человек. Вопросы для анкетирования представлены в приложении 1.

Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

  1. На первый вопрос «Знали ли вы, что краски можно получить в домашних условиях? 12 человек ответили - да (67 %) и только 6 ответили «нет» (33 %).
  2. На второй вопрос «Пробовали ли вы делать самодельные краски?» - 6 человек ответили - да (33 %) и 12 человек ответили «нет» (67 %).
  3. На третий вопрос «Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей?» 11 человек ответили - да (61 %) и 7 человек ответили «нет» (39 %).
  4. На четвертый вопрос «Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» - 1 человек пользуется природными красками (6%), а 17 человек пользуются синтетическими красками (94 %).

После проведённого мной анкетирования, я выяснила, что некоторые мои одноклассники знают о том, что можно получить в домашних условиях краски, но мало кто пробовал изготавливать самодельные краски и все ребята моего класса красят яйца на пасху магазинными красками.

Заключение

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Заметила, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.

Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.

Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).

Результаты анкетирования показали: большинство опрошенных знают, что краски можно получить самостоятельно в домашних условиях, но не пробовали это делать. На вопрос: «Какой краской Вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?» анкета показала, что 17 участников используют синтетическую (магазинную) краску, 1 – природную.

Я выяснила, что мои одноклассники знают о том, что существуют природные красители и что можно получить самодельные краски в домашних условиях. В будущем мне бы хотелось научиться окрашивать ткани красками растительного происхождения.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.

Данная работа может использоваться на уроках изобразительного искусства и в дошкольных учреждениях.

Литература

  1. Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
  2. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.
  3. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003.
  5. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
  6. Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
  7. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
  8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Приложение

Анкетирование одноклассников

1. Знали ли вы, что краски можно получить в домашних условиях?

  • Да
  • Нет

2. Пробовали ли вы делать самодельные краски?

  • Да
  • Нет

3. Рисовали ли вы чем-нибудь кроме магазинных красок и карандашей?

  • Да
  • Нет

4. Какой краской вы пользуетесь при окраске пасхальных яиц?

  • Природная краска (луковая шелуха, отвары трав и пр.)
  • Синтетическая краска (купленная в магазине)

Перейти к содержанию
проекта "Природные краски"