Вышивка и вышивание

Что называется вышиванием?

Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и бо­лее тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из син­тетического волокна.


Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно выши­вать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разно­цветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тон­ких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтети­кой и т. п.) выполняют более тонкими нитками - му­лине.

Кроме основного материала и ниток необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Иглу по толщине и длине выбирают в зависимости от материала, на котором будут выполнять вышивку, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характе­ра рисунка.

Чаще всего используют короткие тупые иглы с боль­шим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нит­ка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки - ажурного шитья - требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.

Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.

Небольшие острые ножницы пригодятся для обреза­ния конца рабочей нитки и для подрезания нитей в тка­ни (при вышивании прорезной глади и мережек).

Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккурат­нее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложной технике и рисунке.

Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный па­лец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая большим и средним пальцами.

Для исполнения крупных и сложных вышивок необ­ходима специальная рама. Для более простых и учеб­ных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15-18 см. Без пялец, например, совер­шенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. [1, c.149].

Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых самый распространенным является односторонний простой полный крест. Крест простой односторонний выполняется в следующей последовательности: первый стежок - снизу слева вверх направо; а второй снизу справа вверх налево.

От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем вторые (верхние). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Двусторонний крест выполняют в четыре приема: сначала все нечетные крестики, а затем все четные, располагая их между выполненными ранее.

Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых. Первый стежок надо сделать по диагонали снизу слева вверх направо, второй -по горизонтали в направлении сверху слева вниз направо и четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх.

Шов полу крест или «роспись». Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный рисунок, так и небольшие узкие полоски. В отличии от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.

Крестом шьют по канве, полотну и тканям полотняного переплетения, где нитки утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину.

Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве. Перед началом вышивания полотно нужно натянуть на пяльцы - так вышивка получится ровнее.

Что такое вышивка?


Вышивка - один из распространенных видов народного творче­ства. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и ни­тей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь.

С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьян­ская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный на­ряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Мне стало интересно, вышивают ли мои сверстники крестиком или нет. Для этого я провела не большой опрос. В нем участвовало 20 сверстников и 20 взрослых. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:

Я провела исследование среди своих сверстников и взрослых, из которого узнала, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.

вопрос сверстники взрослые
да нет да нет
1. Вы умеете вышивать крестом? 21% 79% 62% 38%
2. Занимаетесь ли Вы вышивкой сейчас? 17% 83% 44% 56%
3. Хотели бы Вы научиться вышивать? 68% 32% 42% 58%

Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди взрослых тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением это 10% от всех опрошенных. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.

На вопрос «Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?» положительно ответили 58% детей, а учителей 54%. А вот ответом на вопрос «Умеете ли вы вышивать?» порадовали меня учителя. Положительно ответили 62%, а дети 21% - это говорит о том, что дети всё дальше отдаляются от старшего поколения.

Из всех учителей не умеют вышивать только 38%, но желают научиться из них 42%. Остальные 58% не хотят научиться, ссылаясь на нехватку свободного времени. Из всех детей, которые не умеют вышивать, 68% с удовольствием научились бы. Те, кто вышивает постоянно, считают, что занятия вышивкой отвлекают от проблем внешнего мира, успокаивают.

Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).

Выбор модели для вышивания

Изучив теоретический материал, я пошла в магазин. Я не могла определиться. Мне все нравилось. Но больше всего мне понравились вышивки: «Мышка», «На лугу», «Пчёлки»и «Декоративные подсолнухи». Вышивки я смотрела довольно долго, но рассмотрев и оценив варианты, я выбрала для работы картину номер два. Это довольно сложная вышивка, но зато очень красивая и мне будет её интересно вышивать.

Экономическое обоснование вышивки

Расчет себестоимости вышитой картины.

Затраты Количество Общая стоимость
Набор для вышивки 1 шт. 250 руб.
Пяльцы 1 шт. 15 руб.
Рамка 1 шт. 100 руб.
Итого: 3 шт. 365 руб.

Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет 365 рубля.

Требования к вышивке

Название изделия Панно
Функциональное значение Украшение интерьера
Пользователь Любой человек
Единичное или массовое производство Единичное производство
Требования к материалам Прочность, экологичность
Метод изготовления Ручной
Внешний вид, стиль Изделие с элементами народных традиций
Требования с точки зрения безопасности Изделие не должно иметь элементов,
Использования которыми можно пораниться

Материалы, инструменты и оборудование для вышивки


Материалы:

  • хлопчатобумажная канва (зелёная);
  • нитки мулине (белые, бледно-жёлтые, жёлто-зелёные, зелёные);
  • бисер;
  • деревянная рамка со стеклом.

Оборудования, инструменты и приспособления:
гладильная доска;

  • утюг;
  • швейная игла и тонкая бисерная игла;
  • ножницы;
  • напёрсток;
  • игольница;
  • пяльцы с винтом;
  • схема для вышивки.

Техника безопасности и культура труда во время вышивания

Организация рабочего места. Прежде чем начать вышивать, мне нужно организовать своё рабочее место. Для начала я уберу все посторонние вещи в тумбочку, а затем приготовлю все нужные материалы, инструменты и приспособления, чтобы в ходе работы не отвлекаться.

Правила обращения с иглой:

  • Не бросать иголки.
  • Не втыкать их в одежду. Ни в коем случае не брать их в рот.
  • Во время работы пользоваться игольницей.
  • Во время работы иголки использовать только по назначению.

Правила обращения с ножницами:

  • Не резать ножницами на ходу.
  • Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями.
  • Передавать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

Санитарно-гигиенические требования к вышивке

  1. Нельзя перекусывать нитку зубами.
  2. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
  3. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 45минут, так как при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.
  4. По окончанию работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы. Убрать рабочее место.

Основные параметры и ограничения при вышивании

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

  • Изделие должно быть выполнено аккуратно.
  • Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
  • Изделие должно быть красивым.
  • Изделие должно быть практичным.