Проект «Моя семья» в ДОУ

Тематика: 
Автор: 
Козловская Валентина Ивановна
Учреждение: 
МБДОУ Детский сад «Чебурашка» п. Плесецк  
Класс: 
0

В педагогическом проекте воспитатель ДОУ в рамках долгосрочного проекта "Моя семья" в младшей, средней и старшей группах детского сада реализует поставленную цель, оказать педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.

Подробнее о проекте:


Педагогом детского сада в процессе проведения долгосрочного проекта в старшей группе "Моя семья" была организована творческая группа, в состав которой вошли родители воспитанников ДОУ. Посредством проведения совместных мероприятий, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия, родители были приобщены к участию в жизни детского сада. Проект выполнялся педагогом в соответствии с положениями должностной инструкции воспитателя детского сада по профстандарту, требованиями ФГОС дошкольного образования. Также, под руководством воспитателя каждый из членов творческой группы провел тематический мастер-класс для детей.

Материал предложенного творческого проекта в ДОУ "Моя семья" можно использовать в педагогической деятельности в младшей, средней и старшей группе детского сада, направленной на создание и внедрение в образовательный процесс детского сада формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Оглавление

Введение
1. Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта «Моя семья».
1.1. 1 этап проекта «Моя семья» (сентябрь – ноябрь).
1.2. 2 этап проекта «Моя семья», практический (с декабря по май).
1.3. 3 этап проекта «Моя семья», аналитический (июнь – сентябрь).
Литература
Приложение

Введение


Актуальность проекта: Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В нашем детском саду было предложено разработать инновационный проект «Детский сад+семья (Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС), так как старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат.

Новизна и оригинальность инновационного проекта: признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги МБДОУ решили: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.

Для этого организовали работу с семьей так, что детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Педагоги ДОУ надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей. Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства.

Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

  • во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
  • во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, то есть затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей.

В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад.

При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений. Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.

Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС ДО.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада присмотра и оздоровления.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  • Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МБДОУ.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействии.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.


Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;
  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • изучение детских работ;
  • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника.

Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много- аспектной специфики каждой семьи.

Вариативность содержания форм, методов образования родителей. Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования).

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Сроки реализации проекта – 2 года.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель: сбор, анализ и структирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

  • разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;
  • изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
  • формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
  • подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
  • 2 этап – практический (с декабря по май)

Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.

  • педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
  • педагогическая поддержка родителей (лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);
  • педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей, выявление и обобщение опыта семейного воспитания);
  • совместная деятельность детей и родителей (детско-родительские клубы, конкурсы, досуги, круглый стол, мастер-класс, выставки детских работ, поделок, изготовленных совместно с родителями, совместное создание предметно-развивающей среды, проведение родителями образовательной деятельности) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
  • 3 этап – аналитический (июнь – сентябрь)

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги- родители-дети».

В результате планируются продукты проекта:

  • фото-фильм, видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями,
  • сборник публикаций по проблеме,
  • фотоматериалы,
  • методические разработки,
  • программа работы клуба,
  • организация семейного клуба,
  • выпуск газет,
  • проектная папка.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности МБДОУ «Чебурашка» по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципального уровня.

Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта «Моя семья»


Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей.

1 этап проекта «Семья» (сентябрь – ноябрь)

Задачи:

  • Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
  • Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе
Мероприятия Ответственные
Подготовка нормативной базы для реализации проекта:

  • проверка Положения о работе творческой группы по реализации проекта,
  • Положение о создании родительского клуба
Старший воспитатель

Социальный педагог

Совещание при заведующем с членами творческой группы:

  • определение основных направлений деятельности по реализации проекта;
  • определение тем для встреч с родителями в рамках работы клуба «От сердца к сердцу»
  • разработка плана внедрения проекта;
  • выработка единой, системной и последовательной работы по реализации проекта
Сентябрь

Заведующий ДОУ

Члены творческой группы

Изучение спроса на образовательные услуги Сентябрь

Старший воспитатель

Воспитатели

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. Старший воспитатель
Участие родителей в праздничных и спортивных мероприятиях Согласно годового плана
Родительские собрания Согласно плана

воспитатели

Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей

Показ презентаций с новыми формами работы (Приложение)

сентябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме "Детский сад – семья» Заведующий
Проведение смотра родительских уголков Октябрь

Старший воспитатель

Создание памяток для воспитателей Сентябрь

Старший воспитатель

2 этап проекта «Моя семья», практический (с декабря по май)

Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС ДО.

Ознакомление членов Родительского комитета МБДОУ с планом реализации проекта «Детский сад+семья» (Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО). Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Информирование родителей в группах членами родительского комитета о начале внедрения проект Декабрь

Заведующий

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ: Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. В течение всего этапа

Воспитатели

Аукцион педагогических идей: Определение списка современных нетрадиционных форм работы с семьей Сентябрь-октябрь

Педагоги

Педагогическая копилка: «Приемы организации позитивного сотрудничества с семьями детей».

Сбор и подготовка материалов для публикаций.

Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МБДОУ.

В течение всего этапа

Педагоги

Мастер-класс: «Дети-родители: педагогические способы взаимодействия».

Закрепление личностных компетенций педагогов, родителей.

Воспитатели
Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МБДОУ: «Университет для родителей»:

1. Семейные спортивные встречи.

2. Семейные досуги.

3. Семейные стенгазеты.

4. Семейные презентации опыта воспитания детей.

5. Семейные фотоколлажи.

6. Семейные рисунки-рассказы родителей.

7. Проведение родителями гимнастики.

8. Проведение родителями мастер-классов с детьми.

9. Выступление родителей на групповых родительских собраниях.

10. Участие родителей в акциях

В течение всего этапа

Педагоги

Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МБДОУ: Участие в утренниках, развлечениях, праздниках для детей. В течение всего этапа

Педагоги

Родители

Творческие мастерские для родителей. Выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Педагоги

Родители

Активизация творческих способностей родителей: Творческий смотр для Родителей «Алло, мы ищем таланты» (Праздник «День матери») Педагоги

Родители

Выставка газет «Наши отважные папы» Февраль

Воспитатели

Родители

Работа клуба для родителей и детей «От сердца к сердцу» (многодетные семья, семьи, стоящие на межсадиковском учёте, дети из социально опасных семей и семей группы риска) Социальный педагог (план клуба)

3 этап проекта «Моя семья», аналитический (июнь – сентябрь)


Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников

Совещание при заведующей с членами творческой группы: Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными Июнь - сентябрь

Старший воспитатель

Семинар для ДОУ: Представление результатов реализации проекта сентябрь

Старший воспитатель

Общее родительское собрание: Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта сентябрь

Заведующий

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями: Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Создание папки по итогам реализации проекта. Обобщение опыта работы.

Сентябрь

Старший воспитатель

Заведующий

Родители

Участники реализации проекта:

  • Заведующий ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
  • Педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
  • Родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «От сердца к сердцу», обмениваются опытом семейного воспитания;
  • Дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Оборудование, материалы:

  • фотоаппарат
  • видеокамера
  • мультимедийная установка
  • магнитофон

Бюджет проекта (финансовое обеспечение проекта): источником финансирования проекта являются внебюджетные средства.

Продукт/Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МБДОУ, а также участию в образовательном процессе;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;
  • открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности;
  • участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Создание:

  • фото-фильм, видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями,
  • сборник публикаций по проблеме,
  • фотоматериалы,
  • методические разработки,
  • организация семейного клуба,
  • газета для родителей «Весёлая семейка»,
  • групповые газеты,
  • результаты итогового анкетирования родителей,
  • проектная папка.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

  • изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
  • рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
  • проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
  • положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Перечень рабочей и отчетной документации:

  • Список литературы
  • Приказ руководителя
  • Положения
  • Буклеты
  • Отзывы
  • Методические пособия
  • Электронная папка

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
  2. Арнаутова Е.П., Кулакова Е.А., Ермакова Л.А. ДОУ –семья- школа.//Управление ДОУ. 2004. №5. С.89.
  3. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
  4. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  5. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.
  6. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.
  8. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.
  9. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001.
  10. Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.
  11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. Нерода М.В., Тебенева Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2005. №6. С.91.
  13. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Чебурашка», утверждена 2015г.
  14. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС /авт.-сост. А.Я.Ветохина и др. Волгоград: Учитель,2015.
  15. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.
  16. Интернет-ресурс.
  17. Справочник старшего воспитателя, февраль 2016, № 2
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Приложение

Анкета для родителей «Изучение мнения родителей по вопросам введения ФГОС ДО»

Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС ДО Ф.И.О.____________________________________________________________ Отвечаем на заданный вопрос ДА, НЕТ

1.Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?

2.Знаете ли Вы о введении с 2013 года стандартов второго поколения? Если да, то от кого узнали? _______________________________________________________

3.Что Вам представляется особенно интересным в стандартах второго поколения? (укажите галочкой) Развитие успешности личности ребенка; Заключение общественного договора; Внеурочная занятость ребенка; Повышение качества образования;

4.Расположите в порядке значимости качества личности, которые должны сформироваться у вашего ребенка в процессе обучения по стандартам второго поколения: патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины; уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата; осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

5.Нужны ли новые стандарты?

6.Если вам предстоит выбор, что вы предпочтете:- обучать ребенка по действующей сейчас образовательной программе; — обучать по программе, соответствующей образовательным стандартам второго поколения?

7.Что бы вы хотели узнать еще о новых образовательных стандартах второго поколения? _____________________________________________________________

8.Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить от: - администрации -воспитателя________________________________________________________ - медицинского работника _______________________

Анализ анкетирования родителей «Изучение мнения родителей по вопросам введения ФГОС ДО»

Цель: выявить мнение родителей по вопросам введения новых стандартов.

Родителям предлагалось ответить на 8 вопросов: из них 4 вопроса, предполагающих один из вариантов ответа – да, нет; 2 вопроса с вариантами выбора ответа; 2 вопроса с вариантом свободного ответа. В ДОУ воспитывается 278 детей. В анкетировании приняли участие 69% родителей.

При анализе анкет родителей получены следующие результаты:

  1. 90 % родителей знают, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг, а 10 % родителей ответили «нет».
  2. 70 % родителей получили информацию о введении стандартов второго поколения от воспитателей; 22% — из СМИ, интернета; 8 % родителей не знали о введении ФГОС.
  3. Наиболее интересным в стандартах второго поколения для родителей являются: развитие успешности личности ребёнка и повышение качества образования- 62%; заключение общественного договора — 10%; внеурочная занятость ребенка -28%.
  4. Располагая в порядке значимости качества личности, которые должны сформироваться у ребёнка в процессе обучения по ФГОС, родители поставили на первое место пункт о том, что ребенок должен осознавать себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми -77%; 23% родителей отметили остальные 5 пунктов вопроса, что составило — 4,6% на каждый пункт вопроса. 1. На вопрос «Нужны ли новые стандарты?» 70 % ответили утвердительно, а 30% — не знают. 2. При выборе образовательной программы 80 % предпочитают обучать ребенка по действующей сейчас образовательной программе, 20 % выбрали обучение по программе, соответствующей ФГОС ДО. 3. 40 % родителей считают, что они получили достаточную информацию по ФГОС, 20% — хотят получить более расширенную информацию. Дополнительную информацию об организации образовательного процесса от администрации хотели бы получить – 40%.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и родителей»


Взаимодействие педагогов с родителями предполагает обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом, а также взаимоуважение и взаимодоверие, взаимоподержка.

Здесь существует несколько составляющих. Основным понятием является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает: готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.

К новым подходам к взаимодействию относится реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного; коммуникативного; рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Мастер-класс родителей воспитанника ДОУ по проведению утренней гимнастики в домашних условиях «Просыпалочка»

Цель: показать использование приемов проведения утренней гимнастики в ДОУ. Привлечь родителей к активному участию в практической части мастер-класса, закрепить полученные знания.

Воспитатель:

Человек-совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья - ничто»,-говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Поэтому здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада.

Что такое сон? Это особое состояние организма, при котором замедляются одни процессы (обменные, например) и усиливаются другие (нервные). Считается, что во сне мозг перерабатывает всю ту информацию, которую он получил за день, как бы раскладывая ее по полочкам. Происходит и изменение сердечно- сосудистой системы, уменьшается объем циркулирующей крови. Позвоночник несколько сжимается, как бы слепляется за время сна. Все эти системы надо подготовить к дневной работе. Для этого есть несколько очень простых упражнений.

Не вспоминайте обо всех тех неприятностях, которые, возможно, вас ждут в течение дня. Утром нужно зарядиться радостью. Сейчас утро, и надо заниматься собой, не думая и не настраивая себя на неприятности, которые, вполне может быть, еще и не случатся.

Еще одна вещь, которую необходимо сделать утром, это растянуть позвоночник: правая рука вытягивается вперед, правую пятку тянете в противоположную сторону, то же самое с левой. Потом двумя руками вы тянетесь вверх, а пятками вниз. Все утром слегка потягиваются.

Если вам позволяет время, вспомните, как просыпается кошка, как она разминает свой позвоночник, то есть в коленно-локтевом положении нужно выгнуть и прогнуть спину, как бы «подлезая под шкаф». После этой небольшой гимнастики тоже не надо сразу вскакивать. Сядьте и немного посидите на постели. Хорошо, если вы сделаете первый шаг на массажный коврик или встанете в массажные туфли.

Уважаемые родители, сегодня Алексей Александрович, папа Дианы Голубевой, познакомит вас с технологией по проведению утренней гимнастики «Просыпалочка», которую можно проводить с детьми и родителями в домашней обстановке и на занятиях в ДОУ

Продемонстрирую с помощью презентации одну из таких игр с детьми на физкультурном занятии в ДОУ.

Закрепить полученные знания вы сможете в практической деятельности.

Общепринятая структура основных движений видоизменена, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предполагает последующий.

Игровые комплексы утренней гимнастики решают задачи физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения.

А сейчас я предлагаю вам игру-гимнастику пробуждения.

Показ папы «Здравствуй, утро!»


Биологическую основу гимнастики пробуждения составляют пять золотых формул:

  1. Двигательноую активность детей разумно начинать из горизонтального положения.
  2. Движения разумнее начинать со сгибательных поз тела и конечности (с «позы эмбриона»).
  3. Упражнения должны выполняться «от темечка к пятачкам».
  4. Все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем -в средних и мелких.
  5. Чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения.

Наступило утро. Ваш ребенок просыпается.

Выложите карточки-схемы в соответствии с ходом пробуждения, опираясь на 5 золотых формул.

Уважаемые мамы, на экране вы видите правильный ход пробуждения ребенка. Сравните со своей работой. Молодцы, вы тонко чувствуете природу человека.

Ситуационная мини-игра «Здравствуй, утро!»

1.Тихо, тихо на рассвете

Сладко спят в кроватках дети.

Лучик солнца пробежал

И в окошко постучал:

«Ночь уходит со двора,

Просыпайся, детвора!

Скучно в доме одному,

Всех с собой играть зову».

2.Мы в кроватках потянулись,

Будто струны натянулись.

Мы немного отдохнем

И опять играть начнем.

3.Любопытно посмотреть

Все проснулись или нет?

Вправо- влево посмотрели

Кошка Мурка спит в постели.

4.Мы ее сейчас разбудим:

Изогнулись и прогнулись.

Разбудили нашу кошку,

А сейчас разбудим ножки.

5. На живот перевернулись,

Ножки резвые согнулись.

Раз- два- три- четыре- пять

Продолжаем мы играть:

6.На кроватку мы присели

Влево - вправо посмотрели.

Проснулся лес, проснулся луг

Все просыпается вокруг.

7. Руки к солнцу протянули.

Потянулись высоко,

Над нами солнышко взошло!

Маме, папе улыбнулись.

С добрым утром! Мы проснулись!

Помните, милые мамочки, вы и есть самые первые, самые важные учителя и воспитатели в жизни ваших деток. Вам только необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить фантазию, вспомнить собственное детство. Предложенные приемы помогут сделать ваши семейные взаимоотношения радостными и позитивными. И тогда даже самый маленький кроха сможет почувствовать себя дома как в самой лучшей игротеке мира.

Этот мастер-класс позволил решить поставленные мною задачи:

  • Познакомить родителей с новым вариантом игры при проведении нетрадиционного физкультурно-оздоровительного занятия.
  • Увидеть и применить пути совершенствования уже предложенного опыта в своей практике.
  • Повысить образовательный уровень родителей.
  • Представить одну из форм взаимодействия семьи и воспитателя, как способа повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса.

Литература

  1. Н.Ф.Дик, Е.В.Жердева. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. -Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. С.В.Чиркова. Родительские собрания.- М.:ВАКО, 2008.
  3. Н.Ф.Дик. Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Фотографии мероприятий. Мастер-класс

«Фотография» (мама: Парухина Полина Александровна)

моя семя 1

Мастер-класс «Вязание» (бабушка Пирогова Татьяна Владимировна)

моя семя 2

Мастер-класс «Грибы» (нетрадиционная техника рисования), мама Кондакова Вера Александровна

моя семя 3

Показ родителями кукольного спектакля

моя семя 4

моя семя 5

Проведение игр-занятий родителями «ПДД»

моя семя 6

Утренняя гимнастика

моя семя 7

Оформление газеты «Наши отважные папы»

моя семя 8


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет