Влияние массовой культуры на интересы подростка

Тематика: 
Автор: 
Кириллова Светлана
Руководитель: 
Антошкин А.В.
Учреждение: 
МАОУ «Гимназия №2» города Стерлитамак Республики Башкортостан
Класс: 
11

В процессе работы над исследовательским творческим проектом по психологии на тему "Влияние массовой культуры на интересы подростка" автором была поставлена цель, изучить, как массовая культура влияет на интересы подростка. В работе раскрыто понятие "массовая культура" и рассмотрен исторический аспект социально-культурного феномена "массовая культура".

Подробнее о работе:


В предложенном проекте по психологии "Влияние массовой культуры на интересы подростка" автором были изучены теоретические сведения о массовой культуре и ее значении в современном мире, рассмотрено понятие "подросток" и особенности подросткового периода, изучено взаимодействие подростков и современных средств информации, влияние массовой культуры на интересы подростка.

Данная творческая работа по психологии на тему "Влияние массовой культуры на интересы подростка" актуальна, потому что изучение влияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В работе автор выясняет, насколько массовая культура влияет на формирование личности подростка, его интересы, какой характер носит это влияние - негативный или положительный.

Оглавление

Введение
1. Понятие массовой культуры.
2. Исторический аспект социально-культурного феномена «Массовая культура».
3. Подросток и особенности подросткового периода.
4. Подросток и современные средства информации.
5. Влияние массовой культуры на интересы подростка.
Заключение
Список литературы

Введение


С конца 80-х годов обнаружилось резкое снижение ценности духовной культуры среди россиян. Так, разраставшаяся в годы застоя развлекательная тенденция превратилась в обширное культивирование массовой культуры в современной музыке и кино, в литературе и театре, в изобразительном искусстве и дизайне. Особенно это распространено среди молодежи, в том числе и подростков.

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Актуальность исследования в том, изучение влияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции и семинары по этой проблематике.

Гипотеза – массовая культура влияет на формирование личности подростка, его интересы. Влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Объект исследования: массовая культура в жизни подростков.

Предмет исследования: влияние массовой культуры на формирование личности у подростков.

Цель исследования: изучить, как массовая культура влияет на интересы подростка.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое массовая культура.
  2. Узнать об истории массовой культуры.
  3. Узнать об особенностях подросткового возраста.
  4. Провести исследование в данной области на основе социологического опроса.

Методы исследования:

  1. Изучение научно-популярной литературы по данной проблеме.
  2. Анализ и синтез полученной информации.
  3. Анализ статистических данных.
  4. Анкетирование.
  5. Систематизация и обобщение, выводы по проблемному вопросу.

Практическая значимость результатов нашего исследования может быть использована на уроках для передачи полученных знаний одноклассникам, с целью расширения их кругозора в области социологии и культуры.

Понятие массовой культуры

Массовая культура – важнейший социальный феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, роль которых в обществе возросла в последние десятилетия.

Массовая культура - является продуктом общества, характерными чертами которого стали индустриализация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Она имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическую ограниченность.

Исторический аспект социально-культурного феномена «Массовая культура»


Вопрос о корнях и истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно важен для понимания современных тенденций и форм развития культуры. Ключ к пониманию формирования современной массовой культуры - в генезисе европейской культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства создавались профессионалами, получившими образование в специальных учебных заведениях. Но сами произведения создавались для массового потребления.

Непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных».

Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками.

Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г . в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе - детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф - новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов.

Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр.

Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления.

Подросток и особенности подросткового периода


Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Подросток и современные средства информации

В современном обществе вокруг феномена «массовая культура» назрел ряд проблем. Одной из важнейших (на фоне осознания обществом массовой культуры как социального явления) является проблема противоречивости массовой культуры и неоднозначности её воздействия на сознание и поведение личности.

Согласно преданию, один из великих первых христиан, оказавшись на трибуне римского цирка, не мог отвести глаз от схватки гладиаторов, хотя это зрелище для него было омерзительным. Что же говорить о современных зрителях, читателях и слушателях? Специально возбуждать склонность смаковать чужие страдания, оправдывая тем, что человек сам этого хочет, и такой ценой увеличивать прибыль от рекламы – поистине чудовищный промысел.

Человек, особенно молодой, с еще неокрепшими убеждениями, вкусами, идеалами, оказывается порой податливым к самым разным влияниям, не только хорошим, но и дурным

Вывод

Массовая культура - результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

Таким образом, в захлестнувшей мир массовой культуре нам подросткам очень трудно найти духовную пищу для саморазвития. Средства массовой информации убеждают, что нас не интересуют серьезные проблемы, высокая культура нужна только специалистам. В то же время отзывы учащихся и беседы с ними свидетельствует об обратном. Молодое поколение испытывает острую потребность в духовных ценностях и желание жить «не хлебом единым», которые сохраняются в человеке даже в самых неблагоприятных культурных условиях.

Влияние массовой культуры на интересы подростка


Педагоги и психологи отмечают, что под воздействием массовой культуры у современного подростка формируются следующие негативные личностные качества:

  • невзыскательный художественный вкус;
  • легкость восприятия жизненных проблем или наоборот «уход в себя»;
  • жажда развлечений и пустого времяпрепровождения;
  • предрасположенность к допингам;
  • немотивированная агрессия.

Стиль общения, само мироощущение подростка сегодня в гораздо большей степени зависят от той среды, которая формируется вне стен школы – телевизора, компьютера, рекламы, дискотеки. В подростковой среде планка культуры необычайно снизилась. В какой-то мере, подростковое поведение объясняется стремлением к самоопределению через бунт, созданием своей субкультуры. Но когда вся массовая культура оказывается ориентированной на подростков, удовлетворяя их наличные потребности, возникает вопрос: а как подросткам определить, что есть норма?

Важными культурообразующими факторами являются окружающая среда и, конечно, домашняя среда, но эти факторы не играют такой определяющей роли для подростков, поэтому следует отметить важность той ответственности, которая ложится на средства массовой информации, и в первую очередь - на телевидение.

Сегодня именно телевидению принадлежит особая роль в процессе формирования личностных качеств современного подростка. Во-первых, как показывает результат многочисленных исследований, просмотр телевизионных передач занимает одно из центральных мест в структуре досуга современного подростка. Во-вторых, телевизионный экран обладает особой силой воздействия, поскольку визуальные образы, часто «упакованные» в художественную форму, присваиваются сознанием с помощью специфических психологических механизмов идентификации и проекции.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку.

Компьютер также прочно вошел в нашу жизнь. Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего – это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, честно говоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение.

Но ведь на самом деле это совершенно не так. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении и в свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но, к сожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять и осознать, только тогда возможно все изменить.

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности.

Выводы

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований. Также, в результате анкетирования я попыталась узнать, как по мнению подростков влияет массовая культура на их развитие.

Для исследования я провела опросы среди интернет-пользователей социальных сетей г. Стерлитамак Республики Башкортостан среднего возраста 15 лет. На данные вопросы ответило 20 человек.

Анкетирование показало следующие результаты:


массовая культура 1

массовая культура 2

массовая культура 3

массовая культура 4

  • 30% опрошенных не знают о понятии «массовая культура».
  • 60% опрошенных считает, что массовая культура отрицательно влияет на развитие подростка..
  • Больше половины опрошенных в свободное время предпочитают проводить в социальных сетях.
  • 50% опрошенных предпочитают поп-музыку, когда классическую предпочитают всего 5%.

Таким образом, большинство подростков ,по результатам опроса, предпочитают поп-музыку вместо классической, поход в кино вместо похода в театр. Большинство из них признают, что массовая культура в некоторой степени отрицательно влияет на подростка, его развитие, интересы.

Заключение

Итак, тема исследования нами раскрыта. Цель и задачи поиска реализованы. Гипотеза исследования подтвердилась. Массовая культура в той или иной степени, несомненно, влияет на интересы подростка. Было выявлено как положительное, так и отрицательное влияние.

Содержательные интересы, увлечения, стремления дают столь характерную для подросткового и юношеского периодов развития интенцию в будущее. Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полноценная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов и поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем сегодня можно наблюдать у подростков и юношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств, помогающих определить сферу, в которой их ребенок волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.

Список литературы

  1. Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 162-164.
  2. Интернат


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет