Дети, дыхание и творчество

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №86» МО города Братска
Гордеева К.Я., воспитатель, 1 кв.категория
Елясова Н.В., музыкальный руководитель, высшая кв.категория

Продолжительность проекта: долгосрочный с 2019-2020 гг.

Тип проекта: практико - оздоровительный.

Направленность проекта: использование образовательного потенциала режимных моментов.


Участники проекта: дети МБДОУ «ДСКВ №86», педагоги, родители.

Технологичность:проект «ДДТ» может быть применен воспитателями в любом детском саду.

Проблемная ситуация

Город Братск характеризуется, как крупнейший промышленный центр страны и второй по численности населения в Иркутской области. С экологической точки зрения в г. Братске не самая лучшая ситуация, так как в черте города находятся крупные промышленные предприятия (в частности лесопромышленный комбинат, алюминиевый завод и завод ферросплавов).

Эти заводы загрязняют воздух и придают ему неприятный запах. Братский алюминиевый завод (по данным Роспотребнадзора) является главным загрязнителем воздуха в Братске. На долю БрАЗа приходится до 70% выбросов вредных примесей, каждая из них повышает риск развития того или иного заболевания.

Вещества, влияющие на здоровье братчан:

  • бензапирен – приводит к нарушению процессов развития у детей и болезням иммунной системы;
  • фтор - повышает риск заболеваний опорно-двигательного аппарата, и органов дыхания. Астма, кашель, частые тяжёлые простудные заболевания - всё это хорошо знакомо родителям  маленьких братчан.

Обоснование


В ФГОС ДОУ одно из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды, которая в первую очередь гарантирует охрану и укрепление психического и физического здоровья детей.

Что же делать,  как вырастить наших детей здоровыми? Эффективной профилактикой снижения заболеваемости периодически болеющих детей, является гимнастика органов дыхания. Нами было принято решение - разработать проект по гимнастике для дыхания, ведь даже в древности восточные мудрецы, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Они, безусловно, нужны детям! Дыхательная гимнастика благоприятствует повышению общего жизненного настроя ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Применять дыхательные упражнения желательно систематически, включая их в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, использовать во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Цель:

Содействовать укреплению и восстановлению физического здоровья воспитанников ДОУ через применение дыхательной гимнастики.

Задачи детей:

  • Овладеть концепциями «правильного» дыхания;
  • Овладеть азами правильного дыхания, тем самым активируя иммунные силы организма.
  • Развить познавательный интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, изменить отношение к сохранению своего здоровья.

Задачи педагогов:

  • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и детей к оздоровительным технологиям;
  • Создать условия для формирования физически развитой, здоровой личности;
  • Активизировать индивидуальные и творческие  способности педагогов.

Ресурсное обеспечение:

  1. Воронина  Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» 
  2. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  3. Новотворцева Н.В. «Речевая гимнастика для дошкольников». 
  4. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. Щетинин Н.М. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». 
  6. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.  
  7. Л.Смирнова «1000+1 совет о дыхании», Москва 2006 г. Л.Орлова «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Москва 2007 г.
  8. Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4–7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика» Волгоград 2009 г.
  9. Кукина А. С., Петрушкина Н. А., Кукин М. А. Групповой проект «Веселая дыхательная гимнастика» // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 170-173.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты
1 Мотивационный ¾ Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
¾ Выяснение актуальности данной темы.
¾ Определение целей и задач проекта.
¾ Составление плана работы.
¾ Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по укреплению здоровья детей.
¾ Организация здоровьесберегающей среды в группе.
¾ Изучение литературы, подбор познавательных статей.
¾ Составление картотек дыхательной гимнастики.
¾ Обучение технике дыхательной гимнастики.
¾ Разработка конспектов бесед, НОД,  развлечения.  
¾ Приобретение и изготовление необходимого оборудования,  дидактических пособий.
¾ Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.
¾ Рассуждение с детьми «Что такое здоровье?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» «Как мы дышим», «Что такое правильное дыхание».
¾ Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
¾ Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво», «Как научиться правильно дышать», «Что такое дыхательная гимнастика», и д. р.;
¾ Разработать наглядный материал для родителей «Как мы дышим», «Комплекс дыхательной гимнастики для занятий дома», «Веселая дыхательная гимнастика».
¾ Освоение техники дыхательных упражнений.
2 Проблемно - деятельностный ¾ Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.
¾ Чтение стихов Е, Аксельрод «Наш нос», «Про нос»; Е.Алленова «Дыхание».
¾ Просмотр фильмов и мультфильмов: «Как мы дышим», «Дыхание», «Азбука здоровья».
¾ Оформление родительского уголка: Папки передвижки для родителей; «Дыхательная гимнастика».
¾ Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника».
¾ Индивидуальные практические занятия с семьей.
¾  Консультация для родителей на сайт детского сада «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой», « Как организовать занятия по дыхательной гимнастике в домашних условиях».
¾ Изготовление
совместно с родителями нестандартного оборудования по дыханию «Воздушный футбол», «Волшебный домик»,  «Лесная полянка», «Грибочки спрятались», «Зайчики играют в прятки»,  «Солнышко и тучки», «Змейка», «Сдуй шапку с одуванчика», «Обжорки», «Волшебная коробочка» и т.д.
¾ Включение дыхательной гимнастики в образовательный процесс.
¾ Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.
¾ Видео - игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
¾ Опыты на тему «Воздух»
¾ Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
¾ Систематическое использование дыхательных упражнений.
¾ Включить дыхательные упражнения в комплексы утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, по физическому развитию и физкультминутках, во время проведения НОД и др.
¾ Ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к здоровому образу жизни;  получение новых практических знаний по данной теме; установление эмоционального контакта со своими детьми; использование  здоровьесберегающих технологий  в семье. 
¾ Мастер-класс для родителей «Игры для дыхательной гимнастики своими руками».
¾ Фотосессия воспитанников «Правильное дыхание»
3 Творческий ¾ Организация совместной творческой деятельности.
¾ Использование в режиме дня отдельных форм гимнастики для разных категорий детей.
¾ Фотоколлаж «Дышим правильно, красиво».
¾  Представление  нестандартных пособий по дыхательной гимнастике.
¾  Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики.
¾ Развлечение с элементами дыхательных упражнений.  
¾ Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.
¾ Использование здоровьесберегающих технологий в семье.
¾ Презентация проекта «ДДТ» для педагогов и родителей.
¾ Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми.
¾ Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта.
¾ Снижение уровня заболеваемости.
¾ Выставка пособий.
¾ Формирование у участников проекта «правильных дыхательных привычек».
¾ Обобщение и распространение опыта работы по данной теме  (презентация проекта в СМИ,  публикация консультаций на сайте детского сада).    

Принципы проекта:

Принцип социальной безопасности развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости;

Принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которой ребенок сам ищет рациональный способ решения);

Принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей). Принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.

Формы работы:

  • Самостоятельная деятельность
  • Cовместная с взрослым деятельность
  • Совместная деятельность с детьми
  • Дидактические игры
  • Дыхательные упражнения
  • Консультации для родителей
  • Буклеты, памятки
  • Мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
  • Выставка пособий, изготовленных родителями 
  • Беседы
  • Объяснение – показ
  • Опыты
  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Развлечение
  • Фотовыставка
  • Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности (картинки, видеофильмы и т. д.).
  • Обмен опытом с педагогами
  • Презентация


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: