Пусть растут в счастливой Колыбели…

Тематика: 
Автор: 
Низамутдинова Альбина
Руководитель: 
Курчатова Ольга Вячеславовна
Учреждение: 
БУ «Советский политехнический колледж»
Класс: 
11

Готовая индивидуальная творческая работа по музыке на тему "Пусть растут в счастливой Колыбели…" направлена на привлечение внимания студентов Советского политехнического колледжа к детскому фольклору через создание иллюстрированного сборника, с целью сохранить замечательные традиции русского народа и народов Югры, а также проследить связь поколений через колыбельные песни.

Подробнее о проекте:


В ученическом творческом проекте по музыке на тему "Пусть растут в счастливой Колыбели…" учащаяся дает определение понятия "колыбельная песня", изучает особенности данного жанра, дает справочную информацию из истории русской колыбельной песни, анализирует особенности русских колыбельных песен и народов ханты и манси, определяет истоки колыбельных песен и выявляет закономерности этого жанра устного народного творчества среди народов Югры.

Готовый творческий проект по музыке на тему "Пусть растут в счастливой Колыбели…" содержит анализ анкетирования учащихся колледжа на предмет их знаний колыбельных песен, на основании которого автором проекта были разработаны рекомендации с целью сохранения колыбельных песен для будущих поколений. В работе представлены тексты колыбельных песен, рассмотрено художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен народов ханты и манси.

Оглавление

Введение
1. Теоретические исследования особенностей колыбельных песен.
2. История возникновения русской колыбельной песни.
3. Художественное своеобразие и разновидности колыбельных песен народов ханты и манси.
4. Практическая часть.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение


Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции и обычаи своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого, естественного, природного и эстетического национально-региональных факторов в воспитании детей, потому что сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Ханты – Мансийский округ… Некоторым он кажется далёким и недосягаемым, холодным и неприветливым, большинство же людей он притягивает своей тайной, вечной загадкой и необъятными просторами. Для нас же северный край, в котором мы родились и живём, стал частью нашей судьбы. Действительно, человека многое связывает с местом, где он родился, вырос, познал первые в жизни уроки. Детство – самое прекрасное и беззаботное время. Мы знаем, что 2016 год в Ханты-Мансийском автономном округе объявлен Годом детства.

Губернатор округа, Наталья Комарова, в одном из своих выступлений сказала: «Мы просто обязаны прожить это непростое время так, чтобы спустя ещё 85 лет, сегодняшние малыши, как и мы, гордились родной Югрой». Мы обучаемся на 2 курсе по специальности «Дошкольное образование» и мы, будущие воспитатели, считаем, что дошкольный возраст является исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, округом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни, потому что то, что заложено в нас с детства, остается с нами навсегда.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Всё духовное богатство народа отражено в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, преданиях, пословицах, танцах проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до наших времен. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

Колыбельные песни – первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. В отличие от обычной речи, колыбельные песни обладают ритмом и благотворно влияют на организм человека. Воспитание интереса к национальной культуре, к народной музыке, внедрение разнообразных ее жанров в музыкальную практику детей дошкольного возраста являются сегодня все более значимыми.

Устное народное творчество выступает как хранитель философских, нравственных и эстетических ценностей любого народа. Колыбельные песни Югорской земли не являются исключением: в них в полной мере раскрываются неординарный ум, народный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.

Но, к сожалению, современные подростки не всегда представляют, насколько оригинален и своеобразен мир ханты и манси, нашедший отражение в колыбельных песнях. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы, многие просто забыли о значении колыбельных песен для развития ребенка, для формирования его мировоззрения. Мы решили, что будущие современные мамы и папы (студенты нашего колледжа) должны знать колыбельные песни и понимать необходимость их использования в первые годы жизни в воспитании ребёнка и петь колыбельные песни своим детям.

Проблема проекта состоит в том, что знания студентов о фольклорных песенных традициях народной культуры Югры – недостаточны. Современные будущие родители не понимают важного значения и влияния колыбельных песен на духовное развитие и воспитание детей.

Гипотеза - мы предположили, что информирование будущих родителей, студентов нашего колледжа, об особенностях колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.

Цель написания творческого проекта - привлечь внимание студентов Советского политехнического колледжа к детскому фольклору через создание иллюстрированного сборника, чтобы сохранить замечательные традиции русского народа и народов Югры и через колыбельные песни проследить связь поколений.

Задачи работы:

  1. определить истоки колыбельных песен и выявить закономерности этого жанра устного народного творчества среди народов Югры;
  2. проанализировать особенности русских колыбельных песен и народов ханты и манси;
  3. разработать рекомендации с целью сохранения колыбельных песен для будущих поколений.

Объектом нашего исследования стали русские колыбельные песни и песни народов ханты и манси, а предметом – возможности колыбельной песни в развитии и воспитании ребенка, а также для сохранения традиций русского народа и народов Югры.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данный сборник колыбельных песен, выполненный студентами колледжа, будет представлен на уроках литературы, библиотечных уроках, а также на совместных мероприятиях в МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» и родительских собраниях дошкольных образовательных учреждений города Советского. Также результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны студенткам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование» и всем тем, кто заботится о своих детях.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы сохранить и возродить интерес к песенному жанру – колыбельная, так как почти забыты народные традиции. Гуманитарные, человеческие, добрые чувства должны показать силу перед компьютерными технологиями и прагматичным общением между детьми и взрослыми.

Этапы работы над творческим проектом:

  1. Организационно-подготовительный (январь 2016 г.) – знакомство и выборка литературных и Интернет-источников, рассказывающих о колыбельных песнях. Проведение анкетирование среди студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.
  2. Практический (февраль – март 2016 г.)– отбор колыбельных песен из русского фольклора и фольклора народов ханты и манси для сборника, создание иллюстраций.
  3. Заключительный - оформление творческого проекта, тезисов к конференции, презентации для выступления (срок с 8 - 20 апреля 2016 г.)

При написании творческой работы мы изучили дополнительную литературу по исследуемой проблеме, монографии, журнальные статьи, произведения музыки, литературы и живописи, пользовались Интернет-ресурсами.

Обоснование необходимости создания проекта


Познакомившись с рассказами, стихами, песнями народов ханты и манси, мы пришли к выводу, что северный человек в своём мировоззрении – это особенный человек, у него особый менталитет. Этот удивительный склад души и характера по – разному проявляется в разных формах самовыражения: в устном словесном творчестве (фольклоре), в декоративно – прикладном искусстве, в изобразительном искусстве и, конечно же, в песнях.

Нас заинтересовали самые первые песни, которые мать поёт своему ребёнку – это колыбельные. У народов Севера очень чуткое отношение к природе. И часто в песнях поётся о повадках зверей и рыб. Красотами природы ханты и манси не восхищаются – это их повседневное жизненной пространство. Они – дети природы и поэтому с почитанием и бережностью к ней относятся. В звуках и словах колыбельных песен мать передаёт ребёнку свою любовь и уважение к природе.

Таёжные дети, слушая колыбельные и ощущая через них любовь матери, словно заряжаются добром и, подрастая, стараются передать тепло своих маленьких сердец окружающим. Колыбельные песни северных народов несут в себе экологическую мудрость, которая объединила тысячелетний опыт проживания народа в тайге с её противоречивым и сложным экологическим характером, необыкновенно трепетное, бережливое отношение к природе.

В нашем колледже обучаются представители многонациональных культур. Мы решили проверить, имеют ли они взаимосвязь с историей коренного народа нашего округа, со своими корнями. И будет ли дальше существовать такой жанр народной песни, как колыбельная.

Перед началом написания творческого проекта нами было проведено анкетирование. Было опрошено 78 человек: как студентов 1, 2 и 3-х курсов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, так и преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что в 21 веке, веке компьютерных технологий, когда каждый день насыщен разного рода информацией, событиями, стрессами, при наличии огромного выбора визуальных возможностей (телевизоры, компьютеры) и аудиоматериала (кассеты, диски), родители все равно выбирали живое общение со своими детьми, пели им колыбельные песни.

Но результаты анкетирования показали, что если с русским народным фольклором большинство обучающихся знакомо, то фольклор народов ханты, манси и других народностей и национальностей для них практически неизвестен.

Свой проект мы назвали «Пусть растут в счастливой Колыбели…» - здесь использована строчка из стихотворения Марии Кузьминичны Вагатовой «Так думают и хотят мамы и папы». Воспитанная в традиционной оленеводческой среде, семье сказителей, песенников Мария Вагатова всю свою жизнь посвятила сохранению культурного наследия родного народа, передаче его последующим поколениям в новых исторических условиях.

Наши предки предавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша, через мамин голос со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную песню до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире.

Колыбельная песня, выполняющая роль оберега, защищала малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. И поэтому главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Люди считали, что колыбельная песня обладала особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зёрна ячменя, ржи. Считалось, что они помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым.

Современные психологи считают, что дети, которым мамы пели колыбельные песни, не только более спокойны, послушны, но и более интеллектуальны. Слова в колыбельныхиспользовалисьлишь те, без которых понятие окружающего мира невозможно. В песнях использовалось лишь то, что ребёнок мог реально воспринять. Слова эти дают и первые навыки речи.

Учёные установили, что на первом месяце жизни колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие на малыша, так как ребёнок начинает воспринимать мелодию ещё до своего рождения. А повторяющиеся колыбельные песни развивают свойства памяти. Слушая материнские песни, у младенцев закладываются ощущение, что он ценен и любим. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, согласие.

Мы решили, что будущие современные мамы и папы (студенты нашего колледжа) должны знать колыбельные песни и понимать необходимость их использования в первые годы жизни в воспитании ребёнка и петь колыбельные песни своим детям.

Вставитьjs: 
нет