Проблема буллинга в подростковом обществе

Автор: 
Данькова Елизавета
Руководитель: 
Максимкин Илья Петрович
Учреждение: 
МБОУ «Лицей № 159» города Новосибирска
Класс: 
9

Ученический социальный проект на тему "Проблема буллинга в подростковом обществе" направлен на определение особенностей проявления агрессии и давления на школьников со стороны сверстников, рассматривает причины и пути предотвращения буллинга в школе.

Подробнее о проекте:


Автор проекта о проблеме буллинга среди подростков дает в работе развернутое определения термина "буллинг" и "кибербуллинг", приводит характеристику всех типов буллинга, исследует позиции и характер поведения всех участников буллинга, рассматривает законы и статьи, предусматривающие юридическую ответственность лица, являющегося инициатором травли в школе.

Индивидуальный социальный проект дает учащимся школы теоретическую базу, позволяющую сформировать у учеников правильное восприятие конфликтной ситуации и грамотно скоординировать свое поведение в ней. В первую очередь, работа дает верное толкование понятий "буллинг" и "ссора", что поможет школьникам быстро сориентироваться и обратиться за помощью к старшим в случае такой необходимости.

Оглавление

Введение
1. Понятие буллинга в науке.
2. Понятие кибербуллинга.
3. Типы буллинга.
4. Участники буллинга.
5. Юридическая ответственность.
6. Привлечение внимания.
7. Способы борьбы с буллингом.
8. Практическая работа.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


Актуальность темы. В подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора.

Ссора – это конфликт двух сторон, два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми.

Буллинг – это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

В буллинге существует ряд проблем, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы».

Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы».

Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг.

Непосредственно, имеется проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Примеры последствий: потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания, может выступать причиной совершения самоубийства.

Также существует сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.

В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.

Принимая во внимание то, что я указала актуальность и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.

Гипотеза исследования: Проблема буллинга является актуальной у подростков в учебных заведениях (школе)?

Цель исследования: Изучить буллинг в подростковом возрасте

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с понятием «Буллинг»
  2. Изучить типы и участников буллинга
  3. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ «Лицея № 159»
  4. Изучить способы привлечения людей к данной проблеме
  5. Какие существуют способы борьбы с буллингом?

Понятие буллинга в науке


Достаточно давно появились первые данные о насилии в школе – в 1905г. была опубликована работа К. Дьюкса. Тогда же были начаты первые исследования о буллинге.

Дан Ольвеус в 1980-х гг. провел первое анонимное исследование в Норвегии и Швеции. Данный опрос показал, что 15% детей систематически сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами травли; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли. А в 1973 г. автор публикует книгу «Мальчик для битья и школьные хулиганы». Данную книгу Д. Ольвеус публикует на основе своего исследования. Эта книга оказывает большую заинтересованность людей научного общества, к проблеме буллинга. В настоящее время Дан Ольвеус выступает в качестве мирового авторитета в вопросах буллинга.

Данная проблема распространённа во всех странах, является актуальной и плохо изученной в настоящий момент.

Буллинг в некоторой степени схож с конфликтом, но имеет существенные отличия:

  • неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика),
  • повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно),
  • возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей),
  • решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).

В России широко распространенна проблема буллинга в школе.

Школьный буллинг – буллинг происходящий во время обучения подростка в школе.

Понятие кибербуллинга в науке

Ни для кого не секрет, что в 21 веке сфера Интернета быстро и стремительно развивается. Интернет служит средством поиска информации, но и вдобавок является средством связи. Данное направление травли представляет наибольшую опасность, ведь обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка

Кибербуллинг - это оскорбления, травля, запугивание, высказываемые жертве с помощью средств электронной связи (сообщения электронной почты, сообщения/комментарии в социальных сетях, SMS).

Типы буллинга

Буллинг может возникнуть по разным причинам. Пример: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.

В буллинге выделяют 4 типа:

Социальный тип – социальный бойкот (игнорирование), намеренное исключение человека из общей деятельности

Физический тип запугивание, с помощью нежелательных прикосновений неподобающим образом (агрессивного физического устрашения)

Вербальный тип – это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов

Кибербуллинг– запугивание, обвинение кого-либо с использованием Интернет сферы

Участники травли


Жертва – человек, который испытывает травлю на себе;

Агрессор – человек, который начинает травлю выбранной жертвы;

Последователи – люди, которые начинают следовать примеру обидчика;

Наблюдатели – люди, которые наблюдают травлю, но не являются обидчиком или жертвой;

Защитники – люди, которые встают на защиту жертве.

Юридическая ответственность за буллинг

Тему буллинга можно рассмотреть также и с юридической точки зрения. Не все знают, но существуют законы и статьи, запрещающие буллинг.

До 14 лет за детей несут ответственность их родители и государственные учреждения, где они находятся (школа).

С 14 лет наступает личная ответственность человека по НЕКОТОРЫМ пунктам УК РФ, то есть он сам начинает отвечать за свои поступки.

УК РФ Статья 111.

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психологическое расстройство также относится)

С 16 лет наступает ПОЛНАЯ ответственность.

УК РФ Статья 110.1

Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

УК РФ Статья 117

Истязание

Привлечение внимания к проблеме буллинга

Далее я изучила способы привлечения людей к данной проблеме и способы борьбы с буллингом.

Многие люди, которые заинтересованы в проблеме травли, пытаются сообщить о её масштабе обществу.

Проявление проблемы показывают в кинофильмах и сериалах про подростков. Режиссеры пытаются донести до зрителей последствия буллинга, до чего он может довести и как избежать негативных последствий.

Примеры фильмов и сериалов:

  1. Говори (2004г.)
  2. Класс (2007г.)
  3. Телекинез (2013г.)
  4. 13 причин почему (2017г.)

Родители, чьи дети подвергнуты или были подвергнуты травли, выходят на митинги.

Волонтёры, обратившие внимание на проблему, проводят игровые занятия с подростками. Занятия направленны на изменение их ситуации в классе.

Писатели создают книги, которые стоит прочесть каждому и сделать выводы. Примеры книг:

  • «Верочка» А. Н. Богословский
  • «Девятнадцать минут» Джоди Пиколт
  • «Мыши» Гордон Рис
  • «Правда или последствия» Анника Тор

В школах проводят лекции на данную тему. Слушая лекцию, подросток может узнать себя и осознать свои ошибки, или человек найдёт выход из ситуации.

Способы борьбы с буллингом


Как я уже говорила, проблема приобретает международный масштаб. Травля в учебных заведениях (чаще всего в школе) возникает во всех странах мира.

На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явление как буллинг.

Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждение. Проблема буллинга есть и её нужно решать, несмотря на сложности.

Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.

Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы.

В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей; сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку.

Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), то стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации)

Я провела анкетирование учеников в «Лицеи №159». На вопрос: «Испытывали ли вы буллинг на себе?», большинство ответили «Да», то есть являлись жертвами травли.

В ходе проведённого мной опроса, гипотеза подтвердилась. Проблема буллинга является актуальной в учебных заведениях (школах) среди подростков.

Практическая часть

После опроса в своей школе, мне пришла в голову идея провести флешбом #немолчиобуллинге в социальных сетях и проанализировать, как люди откликаются, когда речь заходит о данной проблеме. Я была очень удивлена, когда за один день более ста человек поддержали меня, выкладывая фотографии с хэштогом и со своими историями о травле.

Многие, чтобы поддержать флешбом, захотели сохранить анонимность и попросили меня выложить свои истории у себя на страничке в социальных сетях. К флешбому #немолчиобуллинге присоединились некоторые блогеры и организации, выступающие за поддержку людей, подвергающихся буллингу. Для себя я сделала вывод, что в 21 веке люди осознают то, что травить людей неприемлемо и стараются поддерживать всех тех, кто подвергается буллингу.

Заключение


На основании проведенного мной исследования, опроса и флешмоба можно сделать следующие выводы: сформулированная гипотеза нашла подтверждение в процессе исследования, проблема буллинга и правда является актуальной у подростков в учебных заведениях. Я изучила тему подросткового буллинга и способы привлечения общественности к данной проблеме.

Организовала флешбом #немолчиобуллинге в социальных сетях, где каждый мог поделиться своей историей. Флешбом поддержали более 100 человек за день, из этого могу сделать вывод, что я привлекла людей к проблеме буллинга и поспособствовала распространению хэштега.

Подростки встречаются с буллингом почти каждый день, он не обошёл стороной и меня. В возрасте 12-13 лет я подвергалась буллингу среди одноклассников и не знала, как решить эту проблему. Благодаря проделанной работе я понимаю, как справляться с травлей, но многие дети и подростки боятся и не знают, как дать отпор обидчикам.

Я провела опрос среди учеников своей школы и создала памятку рекомендаций для детей и подростков, подвергающихся буллингу со стороны окружающих.

Литература

  1. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации

Приложение №1

Опрос

1) Знаете ли Вы что такое буллинг?
1. Да
2. Нет

2) Испытывали ли Вы буллинг на себе?
1. Да
2. Нет

3) Кем Вы выступали во время буллинга?
1. Агрессором
2. Жертвой
3. Наблюдателем
4. Не было

4) Были ли кибербуллинг в вашу сторону?
1. Да
2. Нет

5) Как Вы справлялись с буллингом?
1. Игнорирование
2. Рассказал (а) взрослым
3. Дал отпор
4. Не было буллинга в мою сторону

6) В каком возрасте Вы испытали буллинг?

7) Какие способы есть для борьбы с буллингом?

8) Имеет ли данная проблема значение, и в каком возрасте люди сталкиваются с буллингом?
1. Да имеет, эта проблема возникает в подростковом возрасте
2. Да имеет, эта проблема возникает после подросткового возраста (18+)
3. Да имеет, возраст не имеет значения

Приложение №2. Опрос учащихся


Опрос по теме: «Буллинг, как проблема в подростковом обществе» проводился в МБОУ «Лицеи №159» г. Новосибирска. В опросе приняло участие 64 учащихся 9, 10, 11-ых классов.

Данный опрос показал:

1) 52% опрошенных испытали буллинг на себе, то есть являлись жертвами травли.

буллинг 2

2) 1. 44% опрошенных посчитали, что проблема появляется в подростковом возрасте (на самом деле, в данной проблеме, возраст не имеет значение)

2. 16% опрошенных посчитали, что проблема возникает после подросткового возраста (18+)

3. 40% опрошенных ответили, что данная проблема не имеет возрастных рамок

буллинг 3

3) Для борьбы с буллингом, участники предложили следующие варианты:

1. Игнорирование – 32%

2. Дать отпор – 26%

3. Юридический закон – 12%

4. Огласка – 10%

5. Обратиться к специалисту – 5%

6. Затрудняюсь ответить – 15%

буллинг 4

Выводы анкетирования

В опросе на вопрос «Испытывали ли вы буллинг на себе?» 52% опрошенных ответили «Да», то есть являлись жертвами травли.

Следовательно. В ходе проведённого мной опроса, гипотеза подтвердилась. Проблема буллинга является актуальной в подростковом обществе.

Далее были изучены способы привлечения людей к данной проблеме и способы борьбы с буллингом.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет