Проект "Комикс - жанр литературы"

Тематика: 
Автор: 
Фомина Анастасия
Руководитель: 
Костромина Вера Борисовна
Учреждение: 
МОБУ СОШ № 19 г. Якутска
Класс: 
8

В ученическом проекте по литературе на тему «Комикс - жанр литературы» изучается история возникновения комикса и его становление в качестве современного вида искусства, дается определение понятия "комикс", объясняется суть комиксов. Ключевой вопрос работы: являются ли комиксы литературой?

Подробнее о проекте:


В учебной исследовательской работе по литературе на тему «Комикс - жанр литературы» автор объясняет, в чем состоит особенность комиксов, перечисляет все жанры комиксов и дает развернутое описание каждого из них, проводит сравнительный анализ комиксов японского и европейского производства, подробно описывает их отличительные характеристики и сходства в тематиках и способе подачи материала.

В детском проекте на тему «Комикс - жанр литературы» японские и европейские комиксы рассматриваются с точки зрения их литературного и графического стиля. Также автор проводит сравнение дизайна персонажей комиксов в разных культурах, исследует комиксы, читающиеся справа-налево, объясняет, в чем состоит суть такого подхода. В работе содержится много названий комиксов, начиная с момента их появления и до сегодняшнего дня.

Оглавление

Введение
1. Из истории возникновения комикса
1.1 Что такое комикс?
1.2 В чем особенности комикса?
2. Жанры комиксов.
3. Японские и европейские комиксы.
4.1. Литературный и графический стиль.
4.2. Дизайн персонажей.
4.3. Справа-налево.
Заключение
Список использованных источников

Введение


Этот жанр зародился на страницах американских газет в конце 19-го века. Масштабные исследования этого жанра ученые начали в 60-х годах прошлого века. Множество серьезных работ посвящены поиску ответов на вопрос, что такое комикс. Рассматриваются особенности визуального языка, техник, способов кадрирования, стилей.

И, конечно же, разрабатываются различные классификации. Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия.

Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understandingcomics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках». 

Актуальность: Я обратилась к теме комиксов не случайно: во-первых, я люблю читать. Читаю, в основном, азиатские комиксы И, во-вторых, я увлекаюсь японским аниме. И мне стало интересно: отличаются ли японские комиксы от западных. И вообще, что это за вид литературы? И еще много других вопросов. Так я пришла к своему проекту.

Цель проекта: выяснить к какому литературному жанру относится комикс и определить сходства и различия западных и азиатских комиксов.

Из истории возникновения комикса

Что такое комикс?

"Комикс" - сокращение от английских "comic" (смешной) и "strip" (полоса, картинка). Рисованные истории представляют собой интересный синтез литературы и графики. Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты.

Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи. "Истории в картинках" близки к анимации и кино. Фильм на пленке можно сравнить с очень длинным и медленным комиксом. "Золотым временем" комиксов в Америке называют 30-50 года ХХ века. В этот период среди жанров доминировали фантастика и приключения. Родились знаменитые Супермен, Чудо-Женщина, Бэтмен, Атомный человек, Капитан Америка.

Предшественниками комиксов стали рассказы в картинках. Начиная с 16-го века, в Европе продавались жития святых в гравюрах, называемые "аллилуйями". В 18-м веке Уильям Хогарт создал серию политических карикатур, объединенных одной общей мыслью. В 19-м веке иллюстрированные рассказы стали весьма популярными.

Особо следует выделить швейцарского карикатуриста Р. Тепфера, который впервые поместил текст под соответствующую картинку. Предвестником комикса считается также стихотворная серия немца В. Буша про озорников Макса и Морица, вышедшая в 1865 году. Текст и рисунки в ней тесно связаны друг с другом. Конкуренция между газетными монополиями в США привела к окончательному утверждению жанра комикса. Истории в картинках призваны были привлечь новых читателей. Первый американский комикс "Медвежата и тигр" вышел в 1892 году.

В 1896 году в газете World стали печатать историю о маленьком китайчонке Yellow kid. По своему оформлению она похожа на современные комиксы: одинаковые персонажи, последовательный сюжет, диалоги в рамках одной иллюстрации. Автора истории вскоре переманили в издание New York Journal. Владельцы газет долго боролись за свои права на желтого малыша, за что получили меткое прозвище "желтая пресса". Впоследствии выражение приобрело иной смысл.

В чем особенности комикса?


В последнее время сложилось мнение, что комикс - это жанр художественной литературы, но он таковым не является.

Комикс всего лишь художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. У произведения, написанного в прозе, есть много жанров: комедия, детектив, роман и другие. Точно так же, как и у комиксов есть все вышеперечисленные жанры. Сейчас я вместе с вами попробую разобраться, чем же наши любимые истории в картинках отличаются от художественной литературы.

Текстовая часть комиксов задействует большое количество языковых средств выражения: ирония, восклицания, риторические вопросы, эмоциональные обращения, эпитеты, метафоры, гиперболы, эллипсисы, умолчания и многие другие. Широко применяются также жаргонизмы и выражения из уличного сленга. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером.

Слова автора помещают под кадром. Таким образом выполняется несколько функций: повествованию придается и регулируется определенная динамика – скажем, в кульминационных моментах, герои комиксов широко используют восклицания и гиперболы, усиливающие эмоциональный накал, а в более спокойных частях сюжета применяют умолчания, художественные преуменьшения, делающие ход истории более спокойным и размеренным; повышается выразительность речи главных героев, формируется их индивидуальность, характер, настроение в определенный момент времени, что усиливает включенность читателя в сюжет и его увлечение происходящими в комиксе событиями.

С традиционной литературой (рассказами, новеллами, повестями и т. д.) комиксы роднит присутствие в сюжете протагониста, антагониста, спутников героев, второстепенных персонажей и т. д., которые составляют сюжет и динамику повествования. В зависимости от конкретного произведения, внешний облик и личность действующих лиц могут быть прорисованы как схематично, так и очень подробно.

Таким образом часто расставляются читательские акценты на тех или иных персонажей. Например, характеры черепашек-ниндзя из одноименного комикса проработаны достаточно тщательно, вплоть до мелочей, например, кто какую пиццу предпочитает, какие смотрит фильмы и имеет увлечения. В то же время образы второстепенных Рокстеди и Бибопа обозначены в общих чертах (слабый интеллект, агрессивность и т. д.).

Следует понимать, что комикс – это форма искусства, то есть совокупность средств выражения. Содержательное же деление графических новелл сходно с литературным. Так, существуют научно-фантастические, мистические, детективные, эротические и другие виды комиксов. В то же время многие комиксы представляли собой микс из этих жанров. Комиксам как варианту графического искусства свойственны следующие характерные черты.

Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Традиционные супергеройские истории, а также многие детективные, мистические и прочие графические новеллы насыщенны красками, которые формируют то или иное настроение. Например, классические комиксы про Супермена отличаются яркими, контрастными сочетаниями синего, красного, желтого, белого, голубого и других оттенков. В то же время истории про Бетмена выполняются преимущественно в мрачной черно-синей гамме, что отражает сущность насквозь прогнившего Готэма.

Создатели комиксов «Хэллбой» и «Город грехов» пошли еще дальше, сделав свои творения полностью монохромными и придав им нуаровый характер. Форма также несет смысловую нагрузку. В частности, чтобы подчеркнуть агрессивность героев или злодеев, художники наделяют их заостренными элементами – когтями, клыками, шипами и т. д. Характерным примером является Росомаха с его лезвиями и весьма вспыльчивым характером.

Начертание текста и надписей в комиксах – это средство выражения экспрессии, мощное средство воздействия на читателя. В ход идет все: форма и цвет шрифта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения. Скажем, если художник хочет подчеркнуть эмоциональность сцены, он часто выделяет отдельные реплики персонажей ярким цветом, броским и увеличенным начертанием. Напротив, в сценах с нейтральной экспрессией шрифт подчеркнуто сдержанный, монотонный и маловыразительный, не отвлекающий от смыслового содержания.

По объему комиксы делятся на:

  • стрипы (вмещают в себя несколько кадров, чаще всего печатаются в газетах и журналах);
  • классические комиксы, имеющие более сложную композицию и печатающиеся с известной периодичностью;
  • графические романы с серьезным законченным сюжетом, содержащие более 50 страниц.

Жанры комиксов


Комиксы могут быть разных жанров.

Научная фантастика

За научную фантастику берется практически каждый издатель, но далеко не у всех получается развить такие проекты. Поэтому, прежде чем приступать к работе, задайте себе такие вопросы: Какие прочитанные комиксы из этого жанра мне понравились больше всего? Что именно меня зацепило? Что можно взять из этих комиксов и использовать в моем? Что я знаю о космосе, роботах и о современных технологиях в этих областях?

Здесь необходимо соблюдать научную достоверность. Действие должно разворачиваться в будущем, либо в альтернативном настоящем. Главный герой может путешествовать во времени и параллельных мирах, общаться с представителями других цивилизаций. В основе сюжета лежит технология или научное допущение, которое меняет известные законы природы (например, способность передвигаться со скоростью, превышающей скорость света). Конфликт строится вокруг научных, политических или социальных проблем.

Ужастики и кошмары

Ужастики включают в себя истории о монстрах, зомби и ведьмах, а также психологические триллеры. Оборотни и вампиры пришли к нам из фольклора, и принесли с собой ряд правил (например, что уничтожить вампира можно только серебряной пулей). Эти правила лучше не менять, иначе читатель не поверит в существование ваших вымышленных существ. Есть еще один похожий жанр комиксов — кошмары.

В отличие от ужасов, где обычно описываются истории про всяких ползучих гадов, в кошмарах речь идет о маньяках. Такие комиксы не требуют сильной правдоподобности, зато в них важно создать нужную атмосферу и настроение. Правила жанра - это наличие какой-либо тайны или мистической силы, трагизм, выраженный в большом количестве смертей, обращение к рациональным и иррациональным страхам читателей, соблюдение фактов о вампирах, оборотнях, ведьмах, или зомби, указанных в фольклорных произведениях, соблюдение правила (чудищ в 2 раза больше, чем патронов в ружье персонажа).

Военная тематика

Комиксы в военном жанре рассказывают об испытаниях людей, в них описываются и доблестные поступки героев, и война в целом. Военные комиксы требуют большой реалистичности. История не обязательно должна рассказываться от лица победителя. Персонажи и детали должны быть максимально приближены к военному быту. Приемы ведения боя должны полностью соответствовать выбранной эпохе.

Сюжет может быть построен как на реальных, так и на вымышленных военных событиях. Акцент может быть сделан либо на битвы, в которых участвует герой, либо на самого героя, его переживания, поступки и достижения, которых он добивается во время войны. Возможно наличие у персонажа напарника, которому он поясняет свои поступки (поскольку из-за сложности тематики они могут быть непонятны юным читателям).

Подростковый юмор

Придумывать комедийные истории про подростков обычно несложно — можно опираться на личный жизненный опыт, наблюдать за своими братьями или сестрами. Никаких специфичных знаний здесь не требуется. Для подростковой комедии вам потребуется главный герой, его друзья, враги, несколько взрослых и место действия (школа, улица или целый город).

Сюжет обычно строится вокруг стандартных тем вроде «как пригласить одноклассницу на свидание», «как не провалить экзамены» и т.д., также в комиксе могут рассматриваться специфические проблемы, которые волнуют всех школьников в данный момент времени.

В комиксе должен присутствовать молодой персонаж со своим видением мира, который регулярно попадает в переделки. Все события должны быть взяты из жизни. Комикс должен давать читателям возможность отдохнуть и посмеяться, и не должен содержать сложные сюжетные линии. Выбранный набор персонажей можно разбавлять новыми, которые появляются только на одну-две серии.

Криминал

У криминальных комиксов довольно тяжелая судьба, поскольку с ними боролись не хуже, чем борются с самой настоящей преступностью. Американские издатели должны были получать специальный значок, который говорил читателям и их родителям, что комикс годится для всех возрастов. Поэтому ни в коем случае нельзя было представлять преступную деятельность, как нечто привлекательное, а главный герой всегда должен был успевать задержать злоумышленника.

По правилам жанра герой должен совершить что-либо противозаконное, либо расследовать загадочное происшествие. Если центральное лицо — сыщик, то сначала продумывается его образ, а уже потом преступления, которые подстраиваются под него. Обстановка должна быть обыденной (если использовать вымышленную реальность, то читатель не сможет понять, чье поведения в комиксе считать нормальным, а чье подозрительным).

Романтика

С каждым годом все сложнее писать романтические комиксы, поскольку тема достаточно заезженная и придумать что-то новое совсем непросто. Из-за этого многие авторы не пишут отдельные графические романы про любовь, а делают романтические истории частью сюжета комиксов других жанров.

Если все-таки говорить о романтике, как об отдельном жанре, то как правило, сюжетная линия в таких работах строится вокруг социальной разницы, финансовых проблем, карьеры, учебы, общемировых событий. По правила жанра должны быть яркие эмоциональные переживания, соответствие персонажей и деталей выбранной эпохе. Как правило, героиня — умная и симпатичная девушка, которая не придает значения своей внешности. Оптимистичный финал — влюбленная пара обретает счастье, их враги наказываются.

Вестерн

В свое время вестерны пользовались в США не меньшей популярностью, чем супергероика. Последняя начала сдавать позиции во второй половине 20 века, и на ее место быстро пришли ковбои, которые захватили сердца читателей на целых 10 лет. Эпоха ковбоев продолжалась в США весь 19 век. В это время американцы захватывали немало земель и поселений, так что у комиксистов был и остается широкий выбор в плане сюжетов. Действия комиксов строились и вокруг крупных городов, и вокруг небольших поселений, к которым вот-вот должны были проложить железную дорогу.

Часто такие захолустные города становились жертвами скупщиков земель или политиков, поэтому там возникало немало стычек. Жителями городов были фермеры, перегонщики скота, шерифы, храбрые мстители и цивилизованные американцы, приехавшие с восточного побережья. Как видите, и мест, и действующих лиц достаточно, чтобы создать захватывающий комикс. По правилу жанра действие должно происходить в 19 веке на Диком Западе.

Типичный сюжет вестерна — столкновение устаревшего уклада жизни с новаторским. Типичный герой — одинокий ковбой, ищущий приключения. Характерна солнечная засушливая погода без дождя. Обстановка и одежда персонажей должна соответствовать тому времени.

Японские и европейские комиксы


Азиатские комиксы начали появляться после окончания Второй мировой войны, но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному: в Японии - манга; в Китае - маньхуа; в Корее - манхва.

Японские комиксы манга – это истории в картинках, которые предназначены для самой разной читательской аудитории. Термин «манга» был придуман одним из наиболее известных классических граверов Японии – Хокусай Кацусикой. Хокусай назвал мангой свою новую серию работ, после чего мангой стали называть некоторые картинки, а потом дошло дело и до самих комиксов.

Литературный и графический стиль

Одна из самых ярких и уникальных черт манга заключается в том, что содержание и даже графический стиль произведения зависят не от жанра, а от читательской аудитории, в которой сразу учитываются пол и примерный возраст. Следует разделять тематические направления и форматы манга – это разные группы, и ни в коем случае нельзя их смешивать и считать похожими. Сначала поговорим о форматах. К ним относятся кодомо-манга, сёнен-манга, сэйнен-манга, сёдзё-манга и дзёсэй-манга.

Кодомо-манга создается для детей 9-12 лет, и главные герои произведений ровесники читателей. В манга этого формата довольно много фантастики, а насилие передано в мягком виде, без изображения крови или увечий, часто в «мультяшной» форме. Рисунок простой, персонажи упрощенные и нарисованные в «детском», наивном стиле. Линии четкие и толстые, фоны обычно либо простые, либо отсутствуют. Сёнэн-манга рассчитана на мальчиков 12-18 лет, а главным героям 13-17 лет.

В манга этого формата важную роль играют элементы фантастики, а также сражения. При этом изображения крови есть, в битвах противники часто ранят друг друга, а иногда даже наносят увечья. Применяются как толстые, так и тонкие линии. Толстые используются для обозначения контуров персонажа, в то время как при помощи тонких художник подробно прорисовывает одежду и лица героев.

Стиль рисования приближен к реалистичному, что не мешает авторам в некоторых ситуациях изображать персонажей с нарушением пропорций. Фон обычно четко прорисован. Сёдзё-манга создается для девочек 12-18 лет. Главным героям около 16 лет. Много внимания уделено чувствам персонажей. Стиль рисования реалистичный, хотя нередки приемы с нарушением пропорций персонажа. Много внимания уделяется изображению волос, глаз и складок на одежде.

Фоны большей частью либо упрощенные, либо используются для передачи настроения и эмоционального состояния. Сэйнэн-манга предназначена для молодых людей старше 18 лет. Героям в основном 17-20 лет. Фантастика нередко составляет основу сюжета. Дзёсэй-манга создается для молодых женщин от 18 лет и старше. Героям в среднем 21-25 лет. Фантастики практически нет, насилие почти отсутствует, равно как и изображение крови и травм.

Дизайн персонажей

Одним важным отличием манги от западных комиксов является её двуцветность. Это обусловлено тем, что манга издаётся громадными тиражами и большим количеством наименований и прорисовывать все детали, помнить, какого цвета была юбка у героини в первом томе и почему она вдруг поменяла свой цвет слишком накладно и замедляет процесс рисования, плюс немаловажным является удешевление печати двуцветной манги.

Ещё можно отметить разный подход к человеческой анатомии. Если в американских комиксах герои нередко бывают спортивного телосложения, с утрированно прорисованными мышцами, то в манге можно встретить персонажей совершенно любого телосложения.

Справа-налево


Манга сильно отличается от западных историй в картинках, в первую очередь это касается традиционного для японцев чтения «задом наперёд», т. е. справа налево. Соответствующим образом располагаются и картинки, поэтому иной раз западному читателю весьма непривычно перелистывать мангу. Некоторые издатели, конечно, идут на «отзеркаливание» манги с целью расположить картинки в привычной читателю форме, но некоторые японские мангаки (так называют людей, которые рисуют мангу) посчитали, что таким образом теряется традиционный дух манги и запретили издавать свои творения в отзеркаленном виде.

Возникает вопрос: а чем собственно «манга» отличается от наших «комиксов»? Американцы нашли очень простой ответ. У них есть целые серии: Спайдермэн-манга, Люди-Х - манга и прочие. Там все персонажи карикатурные, с короткими телами, большими головами и глазами на полголовы.

Однако для того, кто пересмотрел N-ое количество японской графики не секрет, что герои японских рисованных историй - это не только девочки типа Сэйлор Мун, а вообще широкий спектр персонажей, созданных в совершенно разных стилях. От явной карикатуры, до реалистичной академической графики. И … у японцев - справа налево!

Заключение

Таким образом, комиксы – это продукт своей эпохи, новое искусство, которое пришло на смену традиционной народной культуре, невозможной в условиях глобализации, индустриализации и урбанизации. Городской среде нужен был новый способ самовыражения, медиум, который помог бы выразить уже сложившиеся в ней архетипы доступными пониманию средствами. Сегодня значение комиксов как искусства в западной культуре, а также в Японии практически не подвергается сомнению.

Они изучаются на научном уровне, им посвящаются диссертации и исследования. В то же время комиксы продолжают оставаться одной из любимых форм развлечения миллионов подростков и взрослых людей по всему миру. Таким образом, подводя итог своей работы над проектом я пришла к следующим выводам:

Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи. "Истории в картинках" близки к анимации и кино. Фильм на пленке можно сравнить с очень длинным и медленным комиксом. "Золотым временем" комиксов в Америке называют 30-50 года ХХ века.

Комикс всего лишь художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером. Слова автора помещают под кадром. Таким образом выполняется несколько функций: повествованию придается и регулируется определенная динамика, повышается выразительность речи главных героев, формируется их индивидуальность.

Комикс – это форма искусства, то есть совокупность средств выражения. Содержательное же деление графических новелл сходно с литературным. Так как в центре комикса – картинка, то форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Традиционные супергеройские истории, а также многие детективные, мистические и прочие графические новеллы насыщенны красками, которые формируют то или иное настроение. Шрифт (цвет, размер) тоже играет роль. Если художник хочет подчеркнуть эмоциональность сцены, он часто выделяет отдельные реплики персонажей ярким цветом, броским и увеличенным начертанием.

Комиксы могут быть разных жанров: научная фантастика, кошмары и ужасы,  военная тематика, подростковый юмор, криминал, романтика, вестерн  и другие

Азиатские комиксы начали появляться после окончания Второй мировой войны. но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному: в Японии - манга; в Китае - маньхуа; в Корее - манхва. 

Одна из самых ярких и уникальных черт манга заключается в том, что содержание и даже графический стиль произведения зависят не от жанра, а от читательской аудитории. в которой сразу учитываются пол и примерный возраст.

Одним важным отличием манги от западных комиксов является её двуцветность. Ещё можно отметить разный подход к человеческой анатомии.

Манга сильно отличается от западных историй в картинках, в первую очередь это касается традиционного для японцев чтения «задом наперёд», т. е. справа налево.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет