Проект «Как сохранить зрение?»

Тематика: 
Автор: 
Шин Георгий
Руководитель: 
Галкина Татьяна Васильевна
Учреждение: 
КГУ ШГ № 144 г. Алматы
Класс: 
4

В детском исследовательском проекте по биологии на тему "Как сохранить зрение?" автором была поставлена цель определить, какие факторы влияют на остроту зрения, а также найти способы сохранения зрения, доступные для реализации в домашних условиях.

Подробнее о проекте


В ученической исследовательской работе по биологии на тему "Как сохранить зрение?" собрана и проанализирована научная литература по изучаемому вопросу, рассмотрено понятие "зрение", дано определение человеческого органа зрения - глаза, изучено строение и функции глаза, определены самые распространенные нарушения зрения у людей и найдены доступные способы их профилактики.

Данный индивидуальный проект по биологии на тему "Как сохранить зрение?" содержит полезную информацию о том, как сохранить зрение, ведь всем известно, что лучше сохранить то, что есть, чем потом заниматься безрезультатным лечением. В работе содержатся рекомендации врачей по предотвращению ухудшения зрительной функции человека, а также правила, которые необходимо соблюдать во время выполнения школьных заданий и работы за компьютером, чтобы избежать утомляемости глаз и ухудшения зрения.

Оглавление

Введение
1. Береги глаз, как алмаз.
1.1 Глаз и строение глаза.
1.2 Что такое зрение?
1.3 Нарушения зрения.
1.4 Причины ухудшения зрения
2. Как сохранить зрение?
2.1 Рекомендации врачей и ученых по сохранению зрения.
3. Исследовательская работа по восстановлению зрения.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение


Как мы знаем, 90% информации об окружающем мире, мы получаем с помощью органов зрения.

Проблема исследования: В последнее время, мир информационных технологий шагнуло далеко вперед, ухудшилось экологическое положение в мире негативно воздействуя на зрение. И как следствие, все это приводит к ухудшению зрения уже с детского возраста.

Так буквально год назад, я столкнулся с данной проблемой. Я начал очень часто прищуриваться, и моя картинка стала очень мутной и расплывчатой. Я не придавал этому значение: думал не выспался, устал и т.д. Но критический момент настал тогда, когда однажды, ехав с семьей, я не смог прочесть номер на рядом ехавшей машине. И тогда-то все и началось…

Я очень долго думал над этой проблемой. Почему зрение портится, как сохранить зрение и попытаться улучшить его. Все это и многое другое с подвинуло меня на выбор темы мой работы.

Цель исследования: Какие же факторы влияют на зрение?

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу, по данной теме.
  2. Выяснить причины ухудшения зрения?
  3. Как сохранить?
  4. Как применялось на практике?

Объект исследования: Глаз как орган зрения

Методы исследования:

  • Как я добился улучшения зрения;
  • Попытаться выявить те или иные упражнения для профилактики зрения и поделиться с полученными знаниями с одноклассниками;
  • Анализ, обобщение информации.

Гипотеза: предположим, что в первую очередь зрение может ухудшится наследственно, от чтения лежа, чтение при тусклом свете, неправильной осанки, но если правильно следить за здоровьем глаз, можно не только восстановить зрение, но даже и улучшить его.

Береги глаз, как алмаз

Для существования и жизнедеятельности, человеку необходимо пять органов чувств. Глаза- видеть, уши-слышать, нос- обонять, язык- для вкуса, кожа – осязать.

Сегодня мы рассмотрим глаза. Вообще глаза являются уникальным даром природы. Глаза являются связующим звеном между человеком и окружающей средой. Это то, через что мы лице зреем, получаем наслаждение от всех красот природного и животного мира.

Что такое глаз?


Глаз (лат. oculus) — сенсорный орган (орган зрительной системы) человека и животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.

зрение 1

Строение глаза. Рис.1

Все это с научной точки зрения, но чтоб было понятно, хотелось бы объяснить более доступным языком. Глаз это шар (глазное яблоко) который большей частью находится в специальном углублении которое называется глазница, либо в народе еще называют орбита, т.е. когда говорят, что глаза с орбит вылезет.

Снаружи глаз покрыт прозрачной, тонкой пленкой (оболочкой) – роговица, сквозь нее мы видим, как будто сквозь чистое, прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

А вы знаете, почему ребенок рождается с тем или иным цветом глаз, а с возрастом, цвет может поменяться? А оказывается, это зависит от пигмента радужной оболочки, которая называется «меланин». Если количество данного пигмента в большем количестве, то глаза будет темного цвета (карие, черные), а если в меньшем количестве, то светлого цвета (голубые, серые), но также, при взрослении, цвет глаз может измениться, в связи с накоплением меланина в радужной оболочке.

В центре радужной оболочки находится черный кружочек - зрачок. Именно через этот кружок поступает свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза позади радужной оболочки и зрачка расположена овальная линза – хрусталик.

Если вы когда-нибудь видели линзы фотоаппарата, то можете понять, о чем я говорю. При увеличении или уменьшении зума, хрусталик становится или выпуклым, или более плоским, как же, как и с хрусталиком в нашем глазу. Свет сначала попадает через роговицу и зрачок, затем, через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость заполняющую глазное яблоко изнутри, и наконец достигает самую дальнюю часть глазного яблока- сетчатку.

Сетчатка - это именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, и располагается она очень плотно. Сетчатка, очень важна, вернемся к фотоаппарату, если бы не было пленки, но ни о какой фотографии не было бы и речи, так же и с глазом, если нет сетчатки, нет и картинки. Как свет доходит до сетчатки, сигнал передается дальше по зрительному нерву, в мозг, в тот отдел, который отвечает за зрение. После того, как сигнал поступил в мозг, наши глаза, могут увидеть то, на что мы смотрим.

А вы никогда не задумывались о том, почему мы видим предмет, но не видим цвет если темно? За это отвечает сетчатка глаза. Так как в сетчатке присуще два вида светочувствительных клеток, одни похожи на палочки, а другие на колбочки.

зрение 2

Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

Работает палочка за счет того, что в ней содержится Витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится Йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение было более четким и красивым, необходимо употреблять те продукты, в которых содержаться данные вещества.

Что такое зрение?


Зрение (от лат. visus) человека или зрительное восприятие — способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

Наверное, если бы меня не коснулась данная проблема, я никогда бы даже и не задумался о том, что же все-таки такое зрение, конечно же в первую очередь это возможность видеть окружающий мир, но как оказалось, зрение – это еще и уникальный дар природы, человечеству. Но как оказалось, ценить данный дар, мы не умеем. Впрочем, на дворе 21 век, век высоких технологий и коммуникаций. И в связи с этим, мы все больше и больше проводим времени перед экранами.

Пожалуй, наверное тут не чему удивляться. Когда по данным Всесоюзной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. В Казахстане на данный момент, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Более миллиона казахстанских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения. Как известно, существует множество недугов, связанных с глазами.

Простейший способ их исправить – очки и линзы. Очки – простейший прибор для коррекции оптических дефектов зрения или для защиты глаз. Линзы - деталь из прозрачного однородного материала, ограниченная двумя полированными преломляющими поверхностями вращения, например, сферическими или плоской и сферической.

Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения зрения:

1. Близорукость (Рис.3) бывает врожденная и приобретенная. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, поэтому изображение предметов, расположенных далеко от глаза, возникает впереди сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчато, им необходимы очки с двояковогнутыми линзами.

зрение 3

Близорукость корректируется рассеивающими линзами, дальнозоркость – собирающими, астигматизм – цилиндрическими и сфероцилиндрическими линзами, косоглазие – призматическими стеклами. Близорукость (миопия), недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.

зрение 4

2. Дальнозоркость бывает врожденная и приобретенная. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное, и изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и характерна для людей пожилого возраста. Такие люди видят близкие предметы расплывчато и не могут читать текст, им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами.

зрение 5

Дальнозоркость (гиперметропия), недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза. Исправляется очками с положительными (собирательными) стеклами.

3. Астигматизм (от a — отрицательная приставка и греч. stigme — точка) - искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие астигматизма изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз.

зрение 6

4. Косоглазие (страбизм) - расстройство координированного движения глаз: при направлении одного глаза на обозреваемый предмет другой отклоняется в сторону виска (расходящееся косоглазие) или носа (сходящееся косоглазие). Развивается чаще в возрасте 3-4 лет.

зрение 7

5. Помутнение хрусталика — катаракта.

зрение 8

Причины ухудшения зрения


Изучив строение глаза, Я начал понимать, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько важно сохранить этот дар природы.

Но меня не покидала мысль, о том, что же все-таки влияет на ухудшения зрения. И тут мне пришлось, прочесть еще очень много литературы, статей про медицину,порылся в интернете и выделил, наверное 5 самых важных и на мой взгляд основных причин, почему же все таки зрение ухудшается.

Первое, и наверное самое важное, это наследственные или приобреенные заболевания. Если мама и папа всю жизнь носят очки,вероятность, что ту же судьбу разделят и их дети 90%. К примеру, быстрое прогрессирование дальнозоркости и близорукости в подростковом возрасте спровоцировано постоянным напряжением глаз, но настоящие причины – снижение эластичности хрусталика и увеличенная длина глазного яблока, - обусловлены генетически.

Второе, что я выделил это то, что, как и любой орган нашего тела, глаза устанут, если заставлять их работать слишком часто и усердно. По мнению многих офтальмологов, необратимые изменения хрусталиков появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз.

Из-за повышения внутриглазного давления в процессе чтения или письма стенки глазного яблока растягиваются, а его ось – удлиняется, что может способствовать развитию миопии (близорукости). Чтобы этого не произошло, нужно стараться держать книгу или тетрадь на достаточном расстоянии (35-40 см).

Третьей, и немаловажной причиной я решил выделить неправильную осанку. Через позвоночник человека проходят артерии, насыщающие головной мозг кровью и кислородом. Любые, даже незначительные, нарушения в области спины могут стать потенциальной опасностью для зрения. К примеру, сколиоз или остеохондроз становится причиной защемления сосудов, что ведет непосредственно к близорукости. В таком случае для лечения ребенка понадобится не только помощь офтальмолога, но также невролога и ортопеда.

Четверной причиной я выделил плохое освещение, но тут сразу расставим акценты: плохое освещение – это не только темнота, но и избыток света, от которого страдают клетки сетчатки. Если бы мне подарили солнцезащитные очки со 100% UV-защитой, я несомненно был бы на десятом небе от счастья. А вот , что касается освещением рабочего места придется хорошенько поработать.

Оно не должно быть ослепляющие-ярким, а прямой верхний свет без теней и регулируемая настольная лампа, расположенная так, чтобы страницы тетради и монитор не создавали бликов – самое правильное решение для школьника. Важно: у всех источников света в комнате должна быть примерно одинаковая цветовая температура. Если потолочный светильник дает желтый свет, а рабочая лампа – голубовато-белый, это создаст дополнительную нагрузку для глаз.

И наконец пятая причина НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ. Когда мы с семьей выходим погулять, всегда хочется покушать, всяких не полезных продуктов. Каждый выход, и ужин вне дома, мы отдаем предпочтение фаст фуду, бутербродам, чипсам, сладостям и газировкам другим вкусным, но вредным продуктам. Длительное несбалансированное питание может привести к дефициту необходимых минералов и витаминов, ухудшению микроциркуляции сосудов и, как следствие, снизить остроту зрения. Изучив весь материал, я пришел к выводу, что да, можно побаловать себя изредко вредной не здоровой едой

Но вы спросите, а как же все гаджеты, телевизоры и компьютеры, Я отвечу так. Последние исследования ученых из университета Огайо (США) показали, что сами по себе мониторы не вредят детским глазам. В течение 20 лет они наблюдали за 4500 детьми в возрасте от 6 до 11 лет, и пришли к выводу, что длительный просмотр фильмов или игры не влияют на риск развития миопии (близорукости): глазные мышцы двигаются достаточно часто, а частое моргание увлажняет хрусталик.

Возможно ученые и правы, субъективное мнение никто не отменял, но давайте посмотрим глубже, если постоянно вести такой образ жизни, то и возникнут все перечисленные выше причины ухудшения зрения: именно он провоцирует недостаток физической активности, неправильное питание, проблемы с осанкой и повышение внутриглазного давления.

Как сохранить зрение?

Как же все таки сохранить свое зрение и не допустить появления серьезных заболеваний глаз. Вот Вам несколько простых советов о том, как сохранить свое зрение.

  • Кушайте чернику. Черника увеличивают остроту зрения, снижает усталость глаз и помогает предотвратить некоторые глазные заболевания. Для организма также крайне необходим калий, который влияет на состояние кровеносных сосудов. Это вещество содержится в сухофруктах, бананах, апельсинах;
  • Принимайте мультивитамины. Статистика показывает, что люди, употребляющие витамины, менее подвержены заболеваниям глаз;
  • Почаще гуляйте. Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на весь организм, в том числе и на зрение. Ведь на природе мы расслабляемся и расслабляем свои глаза;
  • Побольше ешьте зелени.Зеленого лука, петрушки, укропа, салата, сельдерея и т.д. Зелень очень полезна для зрения;
  • Полноценный сон. Недосыпание может спровоцировать нарушения зрительного нерва;
  • Не смотрите телевизор в темноте;
  • Расстояние до экрана должно быть в 5 раз больше, чем диагональ телевизора;
  • Не забывайте делать перерывы во время работы за компьютером;
  • Не читайте книги в транспорте. Также не стоит читать в положении лежа. А также Во время чтения книга должна находиться на расстоянии 30–40 см.;
  • Избавьтесь от привычки щуриться, из-за этого сильно напрягаются глазодвигательные мышцы;
  • Делайте гимнастику для глаз;
  • облюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор для нас школьников.

Исследовательская работа по восстановлению зрения


Так, как эта работа все таки больше исследовательская, я более подробно опишу, как и что я делал, для того чтоб улучшить мое зрение, и попытаться его все таки восстановить.

Конечно, мы были удивлены, тем, что мое зрение стало ухудшаться, при всем при том, что я не сидел, за гаджитами часами, не смотрел телевизор…

Первым делом, конечно же, мы отправились в Офтальмологическую Клинику, так как мама очень переживала по этому поводу. На первый прием, мы записались к известному офтальмологу, Кравцову Алексею Сергеевичу.

Мы прошли ряд процедур, куча анализов, закапывали глаза, для расширения зрачка, осмотр на разных интересных аппаратах в заключении зрение -2.5 и диагноз:на данном этапе развития, ничего серьезного нет, так как молодой организм стремительно растет, и он ничего с этим не может поделать, так устроен, наш организм.

Предложил очки, и после 23 лет сделать операцию и никаких проблем. Выписал нам капли, посоветовал еще походить на современный аппарат, который возможно подкорректирует мое зрение. На что мы сказали спасибо и ушли.

На этом наши попытки восстановить зрение не закончились. Мама услышала что в нашей районной поликлинике, есть очень толковый врач. Мы записались на прием.

Когда начались повторные исследования, выяснилось, что у врачей, диагноз одинаковый. И мама решила начать лечение.

Врач нам объяснил, что обязательно нужно больше гулять на свежем воздухе, не напрягать зрение, побольше кушать свежих овощей и фруктов. Выслушав все предписания, мы взяли рецепт и пошли лечиться.

Месяц мы капали капли и делали вот такую зарядку.

зрение 9

На второй прием проделаав все процедуры, наша зрение чуть чуть улучшилось, и мы продолжили лечение.

Нам пропивыписали массаж шейно-воротниковой зоны.

Физиолечение и дальше продолжать капать капли, и на повторный прием, прийти через месяц.

Массаж мы получали 5 дней, физио лечение 10 дней.

Через 2 месяца лечения, наше зрение улучшилось с -2.5 до -1.5.

Диагноз был таков: на данный момент, ваше зрение, допустимой нормы, поэтому она не видела смысла, выписывать нам очки.

Повторный осмотр назначен на весну.


А сейчас я хотел бы поделиться с вами, несколькими рекомендациями врачей, которые я усвоил на своем опыте.

зрение 10

Обязательно, обращайте внимание на осанку.

зрение 11

зрение 12

Правильное положение за компьютером

зрение 13

Рабочее место школьника

После всех прочитанных мою книг, статей, публикаций, я сделал определенные выводы: что зрение действительно очень важный орган в нашем организме. Что казалась бы, ну и подумаешь, почитаю лежа один раз, ничего не произойдет, а потом и второй, и в конце это становится привычкой. Что все, вроде бы безобидные действия, но по чуть-чуть наслаиваясь, они и приводят к плачевным последствиям.

Заключение

В данном проекте я узнал: что такое зрение? Строение глаза, как сохранить зрение и что рекомендуют врачи по поводу зрения, как улучшить зрение , а также выявил пять основных причин ухудшения зрения.

А в заключении хочется сказать, что вся работа проделана не зря, проведя исследование на своем опыте, я понял, что между зрением и нашим организмом, существует, что ни на есть прямая связь. Что болезни зрения, несут большую опасность в дальнейшей жизнедеятельности человека.

Если ты думаешь, что зрение у тебя на все 100% и тебе дано это природой безвозмездно, ты глубоко заблуждаешься. Зрение нужно беречь смолоду. Нужно следить за глазами, соблюдать правила и рекомендации врачей, взять себе за правило делать зарядку для глаз и конечно же вести здоровый образ жизни.

И мне бы очень хотелось, чтоб на примере моего исследования, у кого есть такие же проблемы со зрением, не опускали руки, а только еще больше ценили, укрепляли и заботились о своем зрении.

Помните, ведь зрение потерять легко, а вот восстановить и сохранить очень сложно!!!!

Список использованных источников и литературы

  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000;
  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. ;
  3. Иксер, Т. П. Исследование основ здорового образа жизни: Методическое пособие для педагогов и школьников.- Тула,2001.-42с.;
  4. Интернет-ресурсы.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет