Проект "Русская народная пословица"

Тематика: 
Автор: 
Учащиеся 4 "В" класса
Руководитель: 
Антонова Оксана Владимировна
Учреждение: 
МБОУ СОШ с.Балтай
Класс: 
4

Учебный проект по русскому языку «Русская народная пословица» направлен на то, чтобы расширить представление учащихся 4 класса начальной школы о пословице, как жанре русского фольклора. Чтобы изучение темы проходило быстрее и в игровой форме, ученики были разделены на три группы, для каждой из которых были подготовлены разные задания, связанные с пословицами.

Подробнее о проекте:


Ученическая исследовательская работа по русскому языку на тему «Русская народная пословица» знакомит учащихся с тематикой пословиц, учит соотносить пословицы с рисунками и совершенствовать навык работы с дополнительной литературой, учит работать на компьютере и находить необходимую информацию в Интернет, а также налаживать общение друг с другом и представлять результат своей работы в виде доклада или презентации.

Готовый проект «Русская народная пословица» по русскому языку в 4 классе школы был проведен с учащимися во время урока в форме игры-состязания. Разделившиеся на команды ученики выполняли задания по угадыванию пословиц по картинкам, завершению начатых пословиц и составлению известных пословиц из набора слов.

Поскольку в произведениях художественной литературы и в речи окружающих нас людей мы часто встречаем пословицы, ведь они очень ярко и точно подмечают поступки людей, различные явления природы, такое занятие актуально для младших школьников, чтобы они могли знать значение пословиц, понимать их и применять в своей речи.

Оглавление

Введение
1. Русские народные пословицы и их значение.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность проблемы: В произведениях художественной литературы и в речи окружающих нас людей мы часто встречаем пословицы. Они очень ярко и точно подмечают поступки людей, различные явления природы. И мы решили больше узнать о пословицах.

Цель: расширить представление о пословице, как жанре русского фольклора.

Задачи:

  • познакомиться с тематикой пословиц
  • научить соотносить пословицы с рисунками
  • совершенствовать навык работы с дополнительной литературой
  • учить работать на компьютере
  • учить находить необходимую информацию в Интернет
  • учить общению друг с другом
  • учить представлять результат своей работы

Вид проекта:

  • по количеству участников - групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени – краткосрочный

Этапы проекта:

  • Изучить дополнительную литературу, содержащую пословицы различной тематики
  • Каждой группе участников из ряда тем пословиц выбрать 2 и представить их классу
  • Каждой группе участников выполнить творческие работы на выбор:
  1. Соотнесение пословиц с рисунком
  2. Восстановление пословиц
  3. Озорные буквы в пословицах
  4. Весёлые тесты – пословицы
  5. Шифровка пословицы
  • Выполнить задание учителя
  • Сделать вывод

Русские народные пословицы и их значение


Состав первой группы: Джлавян Арташ, Балдин Владимир, Калинин Алексей,Кузьмин Андрей

Мы выбрали пословицы о труде:

  • Труд кормит и одевает
  • Больше дела, меньше слов
  • Не игла шьет, а руки
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Мы выбрали пословицы о дружбе:

  • Один в поле не воин
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • Друг познается в беде
  • Старый друг лучше новых двух

И составили творческие задания для одноклассников:

Восстанови пословицу:

  • Трудно в учении – легко на каникулах
  • Озорная буква:
  • Старый круг лучше новый двух
  • Веселые тесты – пословицы
  • Без труда не вытащить и …
  • Жвачку из волос
  • Рыбку из пруда
  • Меня из Интернета
  • Один в поле …
  • Не воин
  • Не воет
  • Сам себе хозяин
  • Не имей сто рублей, а имей …
  • Сто друзей
  • Сто миллионов
  • Хорошие отметки
  • Изучение русских пословиц в 4 классе школы

Состав второй группы: Абрамова Ангелина, Абрамова Дарья, Байрамян Лиана, Вердян Зоя

Мы выбрали пословицы об учении:

  • Ум без книги, что птица без крыльев
  • Больше дела – меньше слов
  • Знание – сила
  • Трудно в учении – легко в бою

Мы выбрали пословицы о Родине:

  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха
  • Родина - мать, умей за нее постоять
  • Чужбина - калина, родина - малина
  • На чужбине и собака тоскует

И составили творческие задания для одноклассников:

Составь пословицы:

  • Мать, мачеха, чужая, родная, сторона
  • В учении, в бою, трудно, легко
  • Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги

Расшифруй пословицы:
ниезна – ласи
надиро тьма, мейу за ене стоятьпо

Исправь ошибки:

  • Больше дела – меньше снов
  • На чужбине и собака кукует

Состав третьей группы: Кондрашина Анастасия, Половайкина Диана, Трущева Ангелина, Федорова Полина, Сафронов Валентин

Мы выбрали пословицы о здоровье:

  • Холода не бойся, по пояс мойся
  • В здоровом теле – здоровый дух
  • Болезнь и поросенка не красит
  • Чистота – залог здоровья

Мы выбрали пословицы с числами:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Два сапога – пара
  • Ум хорошо, а два лучше
  • Семь бед – один ответ
  • Скупой платит дважды

И составили творческие задания для одноклассников:

Озорные буквы:

  • Голода не бойся, по пояс мойся
  • В здоровом теле – здоровый пух
  • Два сапога - тара

Закончи пословицу:

  • Чистота – залог …
  • Семь бед – один…
  • Семь раз отмерь, один

Узнай пословицы в картинках:

пословица

Задания учителя


Викторина:
  • Назовите имя фольклорного погонщика телят
  • Какие органы чувств перечислены в девизе безжалостного злопамятного мстителя?
  • Назовите конечный пункт путешествия с языком
  • Какой математический закон стал популярной пословицей?
  • Какая пословица настоятельно рекомендует подсказывать друзьям на уроке и давать списывать на контрольной?
  • Её маслом не испортишь
  • Здоровое дерево он не долбит и для него длинный язык не порок
  • За двумя ими погонишься и ни одного не поймаешь
  • Она на сене – сама не ест и другим не дает
  • Она и во сне кур считает
  • Не буди спящего его
  • Дареному ему в зубы не смотрят
  • Она грязь всегда найдет
  • Они познаются в беде
  • Кто платит дважды?
  • Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
  • Что называют зеркалом души?
  • Что летит, когда лес рубят?
  • Что делает с рублем копейка?
  • Кто должен свистнуть, чтобы произошло несбыточное?
  • Озорные буквы:

    • На обиженных соду возят
    • Голод не щетка
    • Мы сами с ушами
    • В тихом омуте черви водятся
    • Без моли и хлеб не естся
    • На ловца и дверь бежит
    • На мышку и мошка зверь
    • Своя щука – владыка
    • Работа не полк – в лес не убежит
    • Крутится как булка в колесе
    • Нашла коза на камень
    • Двое пишут – семеро руками машут
    • Лес рубят – кепки летят
    • Не зная броду, не суйся в моду
    • В семье не без удода
    • От бобра бобра не ищут
    • Лось до добра не доведет

    Заключение

    Из дополнительных источников информации мы узнали много интересного о пословицах. В словаре пословице дано такое определение: пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Мы узнали, что пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, что чаще всего во второй части пословицы содержится вывод и поучительный смысл.

    Пословицы называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений русские народные пословицы служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества. Пословицы помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.

    Пословицы недаром молвятся-
    Без них прожить никак нельзя.
    Они великие помощницы
    И в жизни верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают.
    Порой чему-то поучают,
    И от беды нас берегут.

    Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет


    Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

    Вставитьjs: 
    нет