Проект "Комсомол в истории школы"

Тематика: 
Автор: 
Лямцев Алексей, Мирошниченко Денис
Руководитель: 
Самойлова Наталья Владимировна
Учреждение: 
МКОУ  Краснозёрская  СОШ №2 имени Ф.И. Анисичкина
Класс: 
7

В учебном исследовательском проекте по истории на тему "Комсомол в истории школы" автором была рассмотрена история появления и развития комсомольского движения в 20 веке, определена основная идея и задачи комсомола. В работе проводится опрос школьников на предмет их знаний о комсомольской организации СССР.

Подробнее о проекте:


Детская исследовательская работа по истории на тему "Комсомол в истории школы" изучает историю школы в разные периоды XX века и выявляет влияние ВЛКСМ на формирование жизненной позиции молодежи прошлого века. В работе дается расшифровка аббревиатур ВЛКСМ и РКСМ, указаны наиболее значимые для комсомольской организации даты, описаны интересные сведения об этом явлении в истории.

В данном творческом исследовательском проекте на тему "Комсомол в истории школы" описывается, как возникла и развивалась комсомольская организация в 1958 г. в СССР, а также на основе архивных документов изучена роль комсомольской организации в жизни поселка и школы в разные временные периоды с 1918 по 1991 гг. Ученический проект можно использовать при подготовке к внеклассным мероприятиям по истории и краеведению, а также для самостоятельного изучения данной темы.

Оглавление

Введение
1. История Комсомольской организации.
2. Символика РКСМ .
3. Как становились комсомольцами.
4. Задачи комсомола.
5. Комсомол в судьбе поселка и нашей школы.
5.1 1918 – 1928 гг.
5.2 1929 - 1941 гг.
5.3 1941 – 1945 гг.
5.4 1945 – 1948 гг
5.5 1948 – 1956 гг.
5.6 1956 - 1991 гг.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение


В 2018 году – Комсомол отмечал 100 летний юбилей. В период подготовки к юбилею мы впервые услышали о ВЛКСМ и немного познакомились с историей этой организации. Из рассказа

учителя истории , мы узнали о молодёжной организации членом которой были когда-то и наши родители, дедушки, бабушки и даже некоторые учителя нашей школы.

Нам стало интересно «Знают ли о комсомоле наши сверстники?». Для этого мы провели опрос среди учеников школы.

Вот результаты нашего опроса (приложение 1):

  • Как расшифровывается аббревиатура ВЛКСМ знают 10 % ребят;
  • Дату распада ВЛКСМ назвали 3% опрошенных;
  • Сколько лет исполнится комсомолу в 2018 году указали 34 % респондентов;
  • На вопрос «Знаете ли вы, чем комсомольцы помогали стране? » попытались ответить 14% обучающихся;
  • Последний вопрос «Как вы думаете существуют ли подобные организации сейчас? Если да, как они называются?» тоже вызвал затруднение.

Отсюда можно сделать вывод, что современные подростки не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ.

Это подчёркивает актуальность нашей учебно-исследовательской работы на сегодняшний день.

В прошлом веке наша страна была другой. В современном мире другие, менее нравственные ценности у людей, не существует столь массовых молодежных организаций. Но живы ветераны комсомола, которые могли бы передать молодому поколению знания и свой богатый опыт работы в комсомоле.

Их опыт, который получили они в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный, потому что комсомол - это действительно «школа жизни». А организаторские способности пригодились им в дальнейшей жизни и помогают заниматься патриотическим воспитанием молодежи и сегодня. Ведь воспитание на личном примере всегда достигало лучших результатов.

В своей работе мы собрали сведения о комсомольской юности наших учителей . Изучая историю нашей школы мы нашли много фактов подтверждающих полезность комсомольского опыта в воспитании молодёжи.

Новизну нашей учебно – исследовательской работы подтверждает то, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо.

Целью учебно-исследовательской работы является изучение истории школы в разные периоды XX века и выявление влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции молодежи.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Узнать, что такое комсомол из литературы и интернет-ресурсов
  2. Проследить этапы развития комсомольской организации в стране и непосредственно в МКОУ КСОШ №2 им. Ф.И.Анисичкина.
  3. Зафиксировать воспоминания учителей школы.
  4. Выявить роль комсомола в истории страны и формировании жизненной позиции молодёжи нашей школы.

Объектом исследования явилась роль комсомола в истории нашей школы.

Предметом исследования стала история школы и комсомольская юность и жизненная позиция учителей.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
работа с документами школьного музея , сбор информации, анализ, классификация, наблюдение и сопоставление результатов, анкетирование.

История Комсомольской организации


Весь год в Новосибирской области отмечали 100-летие комсомола, ставшего самой массовой молодежной организацией XX века. Областная организация комсомола в 1980-е годы насчитывала порядка 150 тысяч человек! Ни одна другая молодежная организация сегодня не сможет похвастаться таким количеством участников. ВЛКСМ внес значительный вклад в развитие молодежного движения в нашей стране, формирование духа патриотизма и социально ответственного поведения у молодого поколения советских граждан, гражданской и политической активности.

Нет в истории других примеров такого мощного молодежного движения, каким был Ленинский Комсомол. В мирное время и в годы войны, плечом к плечу с коммунистами, комсомольцы первыми шли в бой, на целину, на стройки, в космос и вели за собой молодежь. На каждом историческом рубеже комсомол выдвигал из своей среды тысячи и тысячи молодых героев, прославивших его своими подвигами. Их пример беззаветного служения Родине, народу всегда будет в памяти нынешних и будущих поколений.

Коммунистический союз молодёжи, сокращённо комсомол, как политическая молодёжная организация новой послереволюционной страны был создан на I Всероссийском съезде Союза рабочей и крестьянской молодёжи 29октября 1918года. ВЛКСМ - крупная молодежная организация Советского Союза. За 73 года существования через её ряды прошло более 160 миллионов человек всех наций и народностей СССР.

На протяжении многих десятилетий комсомольский значок был непременным атрибутом активной жизненной позиции и предметом гордости, ведь комсомольцы всегда были в центре наиболее значимых событий в истории страны и народа. Решение о самороспуске Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи было принято 27–28 сентября 1991 года на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ.

Членские билеты ВЛКСМ были у двухсот миллионов советских граждан. В каждом учреждении и предприятии обязательно была первичная организация ВЛКСМ. К началу 1970-х годов выходило 131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн. экземпляров, в том числе одна всесоюзная - «Комсомольская правда», были основаны комсомольские журналы, издательство «Молодая гвардия».

Это были годы Октябрьской революции и гражданской войны. В огне жестоких классовых битв он получил боевое крещение. В условиях напряженной борьбы начинает расти союз молодежи. С первых дней своего существования комсомол принимал активное участие в жизни страны. Комсомольцы были всегда впереди .

Интересно и содержательно жили комсомольцы нашей страны. Вступая вкомсомол, юноши и девушки не искали никаких выгод и благ. Только одного они хотели бороться за Советскую власть. В 1928 году за героическую

борьбу во время гражданской войны комсомол получил свой первый орден – орден Боевого Красного знамени.

Жизнь первых поколений комсомольцев была трудной, но романтичной. Стране не хватало угля, металла, техники, и комсомольцы трудились на заводах и в шахтах. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и они учились сами и учили других. В 1931 году за самоотверженный труд комсомол получает вторую награду – орден Трудового Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны, советские люди знали, что воюютза свое молодое социалистическое государство и право жить. В самыхожесточённых боях всегда первыми были коммунисты и комсомольцы. 7тысяч комсомольцев страны получили высокое звание Героя Советского Союза.

Символика РКСМ

Списки делегатов первого съезда не сохранились даже в архивах. В дальнейшем встала задача идентификации принадлежности к организации, которая носила название РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи). Уже с 1919 года появились комсомольские билеты. В условиях гражданской войны, в ходе которой ЦК было объявлено три мобилизации, их хранили и оберегали ценой жизни. Чуть позже появились первые значки. Их выпуском, сначала в недостаточном количестве, занимался сам комсомол.

Рождение комсомола было увековечено четырьмя буквами РКСМ на фоне флажка со звездой. Значки вручались передовикам производства и лучшим представителям организации. С 1922 года была утверждена новая единая форма с аббревиатурой КИМ, означающей Коммунистический интернационал молодёжи. Форма изменится ещё и в 1947 году, приобретя окончательный вид только в 1956-м. Он уже будет вручаться всем вступающим в ряды организации вместе с комсомольским билетом.

Как становились комсомольцами?


Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Наш учитель истории Самойлова Наталья Владимировна вспоминает: "Когда меня принимали в комсомол , ребята старшеклассники которые уже давно были в рядах комсомольской организации школы задавали разные вопросы на знание Устава. И вдруг неожиданно задали вопрос: "А сколько стоит комсомольский билет?" Я задумалась. А ведь я не знаю сколько он стоит (в тот момент я подумала о деньгах). Ребята комсомольцы рассмеялись и сказали, что комсомольский билет стоит "жизнь"! "

Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие —один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Задачи комсомола

В 1920-м Гражданская война ещё продолжалась, но стало понятно, что Красная Армия одерживает победу. Это ставило перед партией большевиков серьёзные задачи по восстановлению разрушенного хозяйства, созданию энергетической базы страны и созиданию нового общества. Государству нужны были грамотные кадры, поэтому 2.10. 1920 на очередном (III-м) съезде комсомола с речью выступил В.И. Ленин, определивший миссию вновь созданной организации: учиться коммунизму. В её составе насчитывалось уже 482 тыс. человек.

В год рождения комсомола важно было победить, теперь же нужно было формировать то поколение, которому предстояло жить в иных социальных условиях. На смену фронту военному должен был прийти фронт трудовой. Грандиозные свершения в предвоенные годы стали возможны благодаря участию рабочей молодёжи в коллективизации, комсомольских стройках, шефстве над всевобучем, движению «тысячников» (выполнявших план на 1000 %) и получению высшего профессионального образования (рабфаки). Многие западные аналитики считали, что успех СССР в Великой Отечественной стал возможен благодаря воспитанию человека новой формации, ставящего интересы страны выше личных, в чём преуспел комсомол.

Главная задача комсомольских организаций в школе состояла в оказании помощи школе и учителю в осуществлении учебно-воспитательной работы, в воспитании у учащихся сознательной дисциплины, в воспитании людей, готовых пойти на любые трудности и испытания, выполнять любую работу, необходимую для Родины. Комсомольские организации должны проявлять широкую инициативу в постановке перед школой и учителями вопросов, связанных с организацией и осуществлением массово-политической и культурной работы среди учащихся.

Комсомол в судьбе посёлка и нашей школы. 1918-1928гг.

РКСМ был активным участником Гражданской войны; он провёл три всероссийские мобилизации на фронт. По неполным данным, комсомол направил в 1918—20 в Красную Армию свыше 75 тыс. своих членов. Всего в борьбе советского народа против интервентов, белогвардейцев и бандитов участвовало до 200 тыс. комсомольцев. В ознаменование боевых заслуг на фронтах Гражданской войны в период 1919—20 против войск белогвардейских генералов Колчака, Деникина, Юденича, белополяков и Врангеля комсомол в 1928 постановлением Президиума ЦИК СССР был награждён орденом Красного Знамени.

После Гражданской войны перед комсомолом встала задача подготовки рабоче-крестьянской молодёжи к мирной, созидательной деятельности. В октябре 1920 состоялся 3-й съезд РКСМ. Комсомол направил все усилия на восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса, железных дорог страны. В сентябре 1920 был проведён первый Всероссийский субботник молодёжи. Комсомольцы оказывали содействие Советской власти в борьбе со спекуляцией, вредительством, бандитизмом.

История нашей школы уходит своими корнями в далекое прошлое. В 20-х годах в селе была одна начальная школа, которая не имела специального школьного здания. Ребята занимались в разных приспособленных помещениях.

Каждую перемену учителя с учебниками и тетрадями, указкой и глобусом шли на урок из одного здания в другое (до 1940 года).

В то время они занимались не только своей непосредственной работой, но и были активными агитаторами и пропагандистами среди населения. Все учителя были партийными. Агитационно-массовую работу вели через клубную сцену: готовили спектакли, сочиняли сатирические куплеты, сценки на злобу дня. Вечерами занимались ликвидацией неграмотности среди молодежи.

А так же ездили в лес на заготовку дров для школы, а в ночь надо было идти на подработку зерна в колхоз.

В 1923 году была создана волостная комсомольская организация. 7 мая 1923 г. состоялось первое комсомольское собрание.

В повестке дня, кроме организационных вопросов рассматривались:

  • о курсах политграмоты для членов РК СМ;
  • об изыскании средств на приобретение литературы;
  • о назначении режиссёра для постановки спектакля.

В 1926 году комсомольских ячеек в районе 10, в них 136 членов: 107 юношей , 29 девушек.

Решением бюро РК ВЛКСМ намечено организовать 10 комсомольских ликпунктов и выделить в ячейках групповых ликвидаторов неграмотности. Через эту сеть обучить силами комсомола 500 человек. Политучёбой в 25 кружках было охвачено 282 комсомольца.

1929-1941 гг.

В 1929 комсомол провёл первую мобилизацию молодёжи на новостройки 1-й пятилетки. Свыше 200 тыс. комсомольцев приехали на стройки по путёвкам своих организаций. При активном участии комсомола были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб и др.

На 1 декабря 1929 года состав Карасукской (Краснозёрской) комсомольской организации: членов ВЛКСМ - 412, в том числе по соцположению.

  • рабочих - 6;
  • батраков - 86;
  • бедняков - 99;
  • середняков - 26;
  • служащих - 9;
  • коммунаров - 188.

По стажу: до 1928 г. - 112 членов ВЛКСМ, партядро - 38 чел.

В 1930 г. комсомольская ячейка коммуны "Ответ Буденному" объявила себя ударной и ввела ночные работы для выполнения заданий кампании по силосованию, так как днём все заняты на уборке хлеба. В итоге 80 % работ по силосованию выполнено комсомольцами во внеурочное время.

В 1931 году за самоотверженный трудкомсомол получает вторую награду – орден Трудового КрасногоЗнамени.

В 1936 г. в составе организации 724 комсомольца: девушек 235 человек, партядро - 31, колхозников - 443.

Ячеек 87, из них 51 в колхозах. Пионерская организация - 2379 пионеров, 42 пионерских отряда, октябрят - 1723человек.

Среди первых учителей нашей школы была Попова Екатерина Васильевна, приехавшая в 1927 году в Краснозерское. Запись из трудовой книжки: «Общий трудовой стаж работы по найму учительницей шесть лет». И здесь же: « Назначить учительницей средней школы Краснозёрского района, Алтайского края 1 сентября 1936 года».

О том, что Екатерина Васильевна - старейшая учительница в Краснозёрском, видно из приказов по школе 54-58г.г.,которых ей объявлялись благодарности за то, что «Старейшая учительница школы Е.В.Попова в течение 25 лет отдаёт все свои знания и силы молодому поколению, за большую общественную и воспитательную работу, проводимую среди работников школы и учителей района, за добросовестное отношение к своим обязанностям, за большую работу, проведённую с учащимися по русскому языку.»

А в приказе, датированном 1966годом, т.е. через семь лет после ухода на заслуженный отдых, читаем: « Благодарю Попову Е.В. за добросовестное отношение к учебно-воспитательной работе в школе в период замены своих товарищей по работе». У Екатерины Васильевны много наград, но самой высокой является орден « Знак почёта», в орденской книжке к которому написано: «Орден Союза ССР является высшей наградой за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР».

В 1940г. было открыто первое здание Средней школы в Краснозёрском.

1941-1945 гг.


Суровым испытанием для всего советского народа, его молодого поколения явилась Великая Отечественная война 1941—45. Комсомол, вся советская молодёжь по зову Коммунистической партии выступили на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В ряды Красной Армии уже в первый год войны влилось около 2 млн. комсомольцев. Бесстрашно действовали в тылу врага молодые партизаны и подпольщики Белоруссии, оккупированных областей РСФСР, Украины, Прибалтики.

Партизанские отряды на 30—45% состояли из комсомольцев. В 1941—45 в ВЛКСМ вступило около 12 млн. юношей и девушек. Из 7 тыс. Героев Советского Союза в возрасте до 30 лет 3,5 тыс. — комсомольцы (из них 60 — дважды Герои Советского Союза), 3,5 млн. комсомольцев награждены орденами и медалями. Имена членов ВЛКСМ, павших в борьбе с фашистскими захватчиками: Зои Космодемьянской, Александра Чекалина, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Виктора Талалихина и многих других — стали символом смелости, мужества, героизма.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В красную Армию из района ушло 187 комсомольцев. 25 октября 1941 г. собрано для фронта вещей: 178 полушубков, связано 75 пар рукавиц , 16 пар пар носков. Собрано посылок от школьников - 18, средств на танковую колонну - 116869 рублей.

О том, как жила наша школа в сороковые годы, мы узнали из сочинения руководителя поисковой группы, выпускницы 1983 года Романенко Гали, написанном по письмам выпускников 1941 года: «Тяжёлыми были предвоенные годы. Трудно было с продуктами. Учкомовцы сами обследовали условия жизни своих товарищей и решали, кому давать 400 граммов хлеба из школьного буфета, вспоминает выпускник 1941 года А.Е.Дорошенко. Классным руководителем была учительница русского языка и литературы Елизавета Петровна Герасимова, а директором школы - Сизонов Анисим Петрович. Вспоминают выпускники и С.С.Мироненко, который тоже один год был у них классным руководителем, и благодаря именно ему, они имели возможность сфотографироваться, ведь у него одного был фотоаппарат.

С тревогой следили десятиклассники за событиями в мире. Особенно волновало их положение в западной Европе, где начинал своё чёрное дело фашизм. В школе готовили себя к защите Родины: сдавали нормы на значки «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне», «Готов к противовоздушной и химической обороне» и носили их с такой же гордостью, с какой позже носили боевые награды. Слова знаменитой «Каховки» «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути» были их девизом."

В свободное время ученики вместе с учителями готовили спектакли, концерты, с которыми потом выступали в районном Доме культуры, издавали свой рукописный журнал. Вот что по этому поводу пишет Дорошенко А.Е:«Это был обыкновенный рукописный журнал в виде альбома, где помещались стихи, рассказы, написанные от руки учащимися 8-10-ых классов. Редактором журнала, который считался органом литературного кружка, был я, вела кружок преподаватель литературы Коханович Фаина Ивановна.

Мною в журнал были написаны юморески, адресованные одна Баклагину, вторая - Чернухиной. Всё, что писалось в журнал, прочитывалось в классе перед уроками или на большой перемене. Некоторые из заметок печатались иногда в комсомольских газетах области. Мне до войны удалось опубликовать три стихотворения и один рассказ в новосибирской молодёжной газете. В выпуске журнала принимали участие мои одноклассники: Толстиков Иван и Далада Николай. Он после войны был сотрудником районной газеты в Краснозёрском, а затем после окончания Литературного института печатался в московских журналах.»

Заводилой всех вечеров и концертов была Зоя Чернухина. Красивая, весёлая, она могла увлечь, повести за собой ребят и девчат. Зоя Ивановна вспоминает: «Прекрасно и интересно в школе проходили бал-маскарады, все старшеклассники всегда были в костюмах. Наш класс делал костюмы- макеты книг во весь рост: История ВКП(б), Конституция, герои сказок, рыцари, богатыри, снопы из пшеницы, а один сделал лето из веников берёзовых, ну, конечно, к концу вечера от этого лета осталась осень.

Смеху было! Мальчишек было трудно узнать в костюмах Татьяны Лариной, цветочниц, и когда снимали маски, столько было аплодисментов нашим мальчикам. Класс был очень дружный, мы были первые помощники педагогическому коллективу, комсомольский комитет почти весь был из ребят десятого класса, каждый имел своё поручение: Яковенко В. был председателем ученического комитета школы, Кадулин Л. - редактором стенной газеты, Бронникова К. отвечала за успеваемость по школе, я отвечала за работу с пионерами. Были в школе и кружки, очень хороший хоровой кружок, литературный, физкультурный, драматический. Успешно выступали на школьных районных олимпиадах, получали денежные премии за призовые места».

Один за другим уходили парни на фронт, а девушки в это время делали ремонт школы, заготавливали на зиму дрова. В августе райком комсомола направил многих из них работать в школы района. Разъехались по школам М.Яковлева, М.Курохова, Е.Сухина, З.Чернухина и многие другие. Трудно было работать учителями, имея только знания, полученные в школе, но работали, подтверждая слова из песни: «Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть».

Выпускник 1941 года, участник Великой Отечественной войны, танкист Иван Алексеевич Толстиков написал в своём письме: «Всем, что есть во мне хорошего, я обязан, в первую очередь, нашей Краснозёрской школе, коллективу учителей и комсомольской организации, которая приняла меня в свои ряды и дала первую закалку. Всем им низкий земной поклон от меня».

Пятнадцать парней было в классе, все ушли на фронт. Шестеро из них, по нашим данным, не вернулись домой. Погибли Бловацкий Иван, Дудник Пётр, Кадулин Леонид, Гущин Владимир, Лозовой Тимофей, в госпитале умер Баклагин Пётр.

Не стоит искать слов лучше, чем слова, сказанные о своём поколении З.И Чернухиной: «Моё поколение с достоинством и честью выполнило свой долг перед Родиной. Оно грудью заслонило страну от гитлеровских варваров».

К январю 1942 года забрали почти всех ребят, классы становились девичьими. В первую военную осень РК ВЛКСМ создает комсомольско-молодежные бригады по уборке хлеба. В одну из таких бригад входили и ученицы 8-го класса (выпуска 1944 года) Загоруйко (Новичихина) З.Г., Журина Е.Г., Шанина М. В. По призыву райкома комсомола часть девушек помогала на железнодорожной станции Карасук, так как не хватало рабочих.

В 1942 году была направлена в г. Барабинск группа девушек 9 классов, среди которых находилась и Патенко (Деркач) Василиса Поликарповна. Она вспоминает: «...работали стрелочниками, диспетчерами..., встречали и провожали эвакуированных ленинградцев, это были «живые трупы», у них от голода было большое истощение и не поймешь, сколько лет этому человеку 12 или 50! Милые дети, они такое горе перенесли».

В годы войны школа полностью обеспечивала себя сама. Учителя вместе с учениками ремонтировали здание школы, заготавливали дрова: привозили из леса, пилили, кололи; изготавливали наглядные пособия, трудились на пришкольном участке. Основной безотказный транспорт, который был в то время, - тяговая сила: в школе было 5 быков, содержавшихся на хозяйственном дворе, ухаживал за ними завхоз Максименко С.И.

Ученики выступали с концертами в сельских клубах и на полевых станах, тимуровской заботой окружали семьи фронтовиков. И, конечно же, вели переписку с фронтовиками, посылали посылки, в которые вкладывали конверты, вещи, фотокарточки, детские рисунки. Письма были разные, но очень яркие и огромные, с пожеланиями разбить врага и вернуться домой с победой.

38 лет проработала в школе Степура Екатерина Михайловна. На её долю выпали тяжёлые военные годы, когда она была не только учителем математики, но и какое-то время директором школы. Эти испытания закалили её и без того волевой характер. Коллега Е.М.Степуры Шевердина Н.Г. пишет: «Человек неуёмной энергии, принципиальный и честный, она умела заставить работать каждого ученика и учителя в полную меру сил. Зато как благодарны они были учителю за твёрдые знания по математике». 13 лет она бессменно возглавляла партийную организацию школы, добиваясь от каждого коммуниста выполнения своих обязанностей.

Важной страницей в истории школы является Детский дом, который начал своё существование в 1942 году с приездом в село Краснозёрское группы детей и взрослых , более 100 человек, из блокадного Ленинграда. Дети учились в средней школе, и взрослое население, и школьники помогали им чем могли. Детский дом просуществовал в Краснозёрском до 1961 года.

За годы войны более 600 комсомольцев района награждены правительственными наградами.

1945-1948гг.

Огромный вклад вложил комсомол в восстановление разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства, в строительство Минска, Смоленска, Сталинграда, в восстановление Ленинграда, Харькова, Курска, Воронежа, Севастополя, Одессы, Ростова-на-Дону и многих других городов, в возрождение промышленности и городов Донбасса, Днепрогэса, колхозов, совхозов. Только в 1948 силами молодёжи было построено и сдано в эксплуатацию 6200 сельских электростанций. Комсомол проявил большую заботу об устройстве детей и подростков, оставшихся без родителей, о расширении сети детских домов и ремесленных училищ, строительстве школ.

За выдающиеся заслуги передРодиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу повоспитанию молодежи в 1945 голу комсомол получает третью награду –орден Ленина.

Четвертую награду - орден Ленина комсомол получил в 1948 году за героический труд в разрушенного войной хозяйства страны и в связи с 30-летием со дня рождения.

1948-1956гг.

Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ. В 1954—55гг. по путёвкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая, Сибири выехало свыше 350 тыс. молодых людей. Их труд был настоящим подвигом.

В Краснозёрском в колхозах на полеводстве работало 370 комсомольцев. Создано 43 комсомольских полеводческих бригад. В совхозах на полеводстве работало 162 комсомольца, создано 8 комсомольских организаций на фермах.

В осеннее время детей с 4 по 10 классы снимали с уроков, чтобы отправить на уборку картофеля в колхозы им. Сталина, 2-ая пятилетка, Путь Ленина, Жданова.

В 1956 году комсомол получает пятую награду - третий орден Ленина, за освоение целинных и залежных земель.

1956-1991гг.


Значительно расширились масштабы деятельности ВЛКСМ в решении народно-хозяйственных проблем, в частности в освоении богатств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в перераспределении трудовых ресурсов страны. Сформированы Всесоюзные отряды численностью более 70 тысяч человек, на новостройки направлено свыше 500 тысяч молодых людей.

При самом активном участии молодёжи построены и введены в действие около 1500 важных объектов, в том числе крупнейшие в мире — Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, Байкало-Амурская магистраль имени Ленинского комсомола, нефтепровод «Дружба» и др. Комсомол шефствовал над 100 ударными стройками, в том числе над освоением уникальных нефтяных и газовых богатств Тюменской и Томской областей.

Традицией комсомольцев из вузов стали студенческие строительные отряды. В трудовых семестрах приняли участие миллионы студентов. По инициативе комсомола широкое распространение получило строительство молодежных жилых комплексов. Молодежные жилые комплексы построены в 156 городах и районах страны.

Комсомол являлся инициатором всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, в которых участвовали миллионы юношей и девушек. Подлинно массовыми были проводимые ЦК ВЛКСМ детские и юношеские соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Олимпийская весна», «Нептун» и всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница».

ВЛКСМ и советские молодёжные организации сотрудничали с международными, региональными, национальными и местными молодёжными объединениями 129 стран мира. 5 июля 1956 был создан Комитет молодёжных организаций СССР, 10 мая 1958 создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник».

В период с 1956 по 1972г.г. школу возглавлял Кучумов Максим Георгиевич.

Поколение, успевшее вдохнуть ветер перемен хрущёвской оттепели, они чувствовали свою причастность к великому событию века: первому полёту человека в космос.

Одним из важнейших направлений работы школы в эти годы было трудовое воспитание. Выпускники помнят, как работали «до седьмого пота» в хозяйстве совхоза «Юбилейной», активно принимали участие в сборе металлолома и макулатуры. Но больше всего запомнилась экскурсия в Камень – на - Оби. Ехали туда на открытой грузовой машине, лагерь разбивали на берегу Обского моря и набрали с собой такое количество лапши, что потом не знали, куда её деть.

Школа славилась высокими достижениями в спорте, особенно успехами футбольной команды, в которую входили: Мищенко Николай, Мухин Геннадий, Круглов Николай, Фиденко Александр, Горюнов Владимир, Миллер Владимир, Мельников Николай, Дикарёв Валерий.

"Учителя обязаны были дежурить в районном Доме культуры, когда демонстрировались фильмы для детей. Также классный руководитель должен был контролировать частоту посещения ДК детьми, чтобы не были они в ущерб учёбе.

В приказе по этому поводу есть такая запись: «Старшей пионервожатой Бойцун П.С. каждый месяц составлять расписание дежурства учителей на киносеансах и вывешивать их во всех школьных зданиях, один экземпляр отдавать заведующему клубом. Дежурные учителя обязаны следить за поведением учащихся и в случае нарушения порядка, лишать таких учащихся просмотра кинокартины, удалять из клуба... В начале каждого месяца классный руководитель и учителя начальных классов сообщают учащимся списки картин, которые будут демонстрироваться в течение текущего месяца, отмечают, какие картины будут просматриваться организованно, всем классом с последующим их обсуждением. Учащиеся 1-2-ых классов посещают кино только под руководством Моисеенко В. С. или учителей».

В эти годы забота об учащихся войдёт в систему и станет обязательной. В приказе 1954 года читаем: «Той части пионеров, которые испытывают материальные затруднения, приобрести галстук за счёт школы из фонда всеобуча до 22 октября». В другом приказе читаем: «Каждому учащемуся обязательно иметь свою чернильницу, заполненную фиолетовыми чернилами, требовать от учащихся систематической промывки и очистки чернильниц от грязи. Каждому учащемуся иметь обязательно ручку ученического образца и категорически запрещаю употреблять учащимся автоматические ручки, иметь 2-3 запасных пера».

Эти приказы не были придуманы школьной администрацией, а исходили от Министерства Просвещения РСФСР.

В 1972году М. Г. Кучумова сменил выпускник школы - Гряник Александр Федорович.

Александр Фёдорович строго следил за тем, чтобы в старших классах проходили Ленинские зачёты. Интересной и плодотворной в эти годы была связь коллектива школы с организациями р.п.Краснозёрское.

Воспитательную работу в школе возглавляла Сидорова Валентина Михайловна. С 1973 года и до самой пенсии Валентина Михайловна Сидорова проработала в Краснозёрской средней школе, сначала как организатор внеклассной и внешкольной работы, а потом как учитель.

Заседания школьного комсомольского бюро, совета дружины, которая тогда носила имя Зои Космодемьянской, пионерские сборы, комсомольские собрания, работа общешкольного радио, регулярно выходившие общешкольные газеты, дежурство по школе- во всём был виден кропотливый труд Валентины Михайловны: «В школьном комитете комсомола всегда царила атмосфера взаимопонимания. Мы умели слушать и слышать друг друга. С благодарностью вспоминаю секретарей комсомольской организации: Гапоненко Игоря, Павленко Ирину, Заика Николая, который возглавлял военно-патриотический сектор, сменившего его Владимира Заика. Отличные ребята! Учащиеся школы много трудились в лесхозе на посадке черенков и прополке, в совхозе «Юбилейный» на уборке урожая, на объектах, объявленных народными стройками. От комитета комсомола эту работу возглавлял Рогачёв Виктор».

В 1982 году после окончания НГПИ в школу прибыл старший пионерский вожатый Пётр Алексеевич Рубан, с огромным багажом знаний, полученных в «Артеке», где он проходил практику в студенческие годы. Одним из первых больших мероприятий был фестиваль союзных республик. Каждый класс представлял одну из республик: делали костюмы , готовили блюда, концертную программу. Школа гудела, как улей. Когда старшеклассники узнали, что в годы обучения в институте он занимался в танцевальном ансамбле, стали просить научить их нескольким танцам. Так в школе стали танцевать «Танец маленьких утят», «Кадриль» и многое другое. А какими чёткими стали дружинные сборы! Знаменосец, барабанщики, горнисты-в парадной форме, в белых перчатках.

В этот период важную роль в воспитании играли КИДЫ (клубы интернациональной дружбы). Был такой клуб и в нашей школе. Руководила им учитель немецкого языка Бетрозова Галина Ивановна. Назывался этот клуб «Красная гвоздика». Ребята находили адреса в газете «Пионерская правда» и переписывались с детьми из ГДР, Болгарии и др. стран, велась активная переписка и с пионерами других городов Советского Союза. На каждого кидовца была заведена учётная карточка, президентом клуба была избрана Сысина Лариса.

Довольно широко в этот период развернулось тимуровское движение. За каждым классом был закреплён свой участок для оказания помощи престарелым, нуждающимся в помощи людям. Это воспринималось, как должное, и детьми, и их родителями, и учителями. Ребята помогали выкопать картошку, переносить уголь, побелить, принести воды, сходить за продуктами, очистить от снега двор. Среди тех, кому дети помогали, были и учителя.

Большое внимание в эти годы уделялось поисковой работе, начатой в конце 60-ых годов Терещенко Анной Ивановной, которая стала основателем в школе зала имени Героя Советского Союза З.А.Космодемьянской.

В начале 80-ых годов учащиеся 9-6 класса, где классным руководителем была Мышко Тамара Ивановна, начали сбор материала о выпускниках нашей школы 1941 гола. Ответственной за эту работу была Романенко Галя. Поиск длился почти два года. И 8 мая 1983 года встреча состоялась!

Сидорова В.М. вспоминает: «Поисковая работа в 70-80-е годы велась в школе по разным направлениям, но главная задача была одна - воспитание патриотов, любящих свою Родину и готовых к её защите».

В социальных сетях, люди отзывается о комсомоле по разному. Кто-то говорил о том, что в комсомоле все было организованно, везде ходили

строем и не могли проявить самостоятельность. Кто-то считает, что комсомол это лживая организация, которая пыталась построить коммунизм, но ничего не получилось.

Нам захотелось спросить у тех кто побывал в комсомоле: "Какую роль комсомол сыграл в жизни нашей страны и в их личной жизни? " Мы получили такие ответы. Именно в период работы в комсомоле, формировались мировоззренческие позиции, взгляды, убеждения, вырабатывалось умение брать на себя ответственность и выполнять порученное. Там впервые и проявились способности организатора.

Комсомол дал очень много. Он стал своеобразной стартовой площадкой для будущего, научил работать с

людьми,находить подход к детям. Благодаря комсомолу многие получили свою любимую работу. Комсомол не был равнодушным к судьбе своей Родины. Молодёжь с

большим энтузиазмом бралась за любое дело.Исключением не была и комсомольская организация Краснозёрской школы№2, которой руководили энтузиасты.

Они были заводилами самыхинтересных, увлекательных дел. Это сплачивао , а соревнования придавали уверенность в победе. Ленинские зачёты, туристические слёты, сбор металлолома , макулатуры, стройки, конференции и слёты. социалистические соревнования , в котором всегда почти впереди была комсомольская организация и средней школы №2 г.

«Мы думаем, что все таки комсомол оставил в истории нашей страны больше положительного. И в чем было главное преимущество комсомола?

Он доказывал востребованность молодежи, объединял людей, давал

возможность проявлять социальную активность. У комсомола были прекрасные традиции, которые воспитывали подрастающее поколение на самых лучших примерах нашей истории. Заслуги комсомола очень серьезные.

Комсомол всегда и везде был впереди.Комсомол воспитывал патриотов – интернационалистов, формировал ответственность за всё, происходящее

в стране и мире. Комсомол учил действовать совместно и на общее благо, а не только хватать кусок,лежащий поближе. Для многих комсомол стал школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста.

Заключение


Комсомол — это организация, формирующая человека, его личностные качества. Здесь утверждались жизненные взгляды молодежи, здесь приобретался первый опыт общественной работы. Комсомол — это тот фундамент, который формировал советского человека. Комсомол формировал мировоззрение в определенных координатах — советское мировоззрение. Комсомол — это юность. Комсомол — это самые прекрасные воспоминания! Комсомол — это энергия, целеустремленность, желание перевернуть этот мир и сделать его лучше!

Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ. Роль комсомола — это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строительство БАМа, Всесоюзные ударные комсомольские стройки.

Мы проанализировали публицистическую литературу о комсомольских стройках, взяли интервью у своих учителей , прочитала много статей в интернете и пришла к выводу, что комсомол надолго остался в сердцах людей. Государство умело использовало эту молодежную организацию для поднятия экономики страны, освоения новых территорий, подкрепляя свой призыв морально-политизированной идеологией.

ВЛКСМ объединял в своих рядах широкие массы советской молодёжи. Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что комсомол играл важную роль в судьбе своей Родины. Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело: во время гражданской войны комсомол героически сражался за Советскую власть; после войны комсомольцы выводили на поля первые тракторы, самоотверженно боролись с безграмотностью; в самых ожесточённых боях Великой Отечественной всегда первыми были коммунисты и комсомольцы; после войны молодые парни и девчата строили электростанции на реках Сибири, осваивали целинные и залежные земли; в 60-х и 70-х годах 20-го столетия комсомольцы героически трудились на строительстве БАМа и работали в молодёжных строительных отрядах; немало интересных и важных дел было у комсомольцев на производстве и в учебных заведениях страны. К этим великим делам комсомола оказались причастными и герои нашей учебно – исследовательской работы.

За десятилетия существования комсомола несколько поколений молодежи сделали массу полезного для экономического и социального могущества нашей страны. Героическое участие в Великой Отечественной войне, восстановление хозяйства в послевоенные годы, вклад в развитие Дальнего Востока, Урала и Сибири, освоение целины и покорение космоса, достижения в науке, культуре и спорте - все это заслуги в том числе и комсомола.

ВЛКСМ не обошел стороной и Новосибирск, который по праву считается одним из самых «комсомольских» городов в России: большую часть своей истории город прожил в XX веке, который совпал с эпохой ударных комсомольских строек. Новосибирский метрополитен, Комсомольский, Октябрьский и Димитровский мосты через Обь, цирк, ДКЖ, ТЭЦ-5, театр «Глобус»... - львиная доля важнейших инфраструктурных объектов и знаковых мест в Новосибирске была создана сильными руками комсомольцев.

Важно, что весь накопленный десятилетиями ударного труда опыт сегодня не забыт. Современные молодежные организации так или иначе уходят корнями в славное комсомольское прошлое, и опыт ВЛКСМ воплощается сейчас уже в других, более современных формах.

Современные студенческие отряды, так же как и когда-0то комсомольские стройотряды, участвуют в крупных стройках страны. В Новосибирске, например, студотрядовцы привлекались для строительства аквапарка. В регионе проходит масса творческих и спортивных фестивалей: «Студенческая весна», спартакиады работающей молодежи, обширное волонтерское движение - все это наследие комсомольцев прошлого. После президентского указа в 2015 году в стране начала создаваться и организация школьников - сегодня в нее вовлечены уже около 600 школ в Новосибирской области.

Мы считаем, что цель нашей учебно-исследовательской работы достигнута. А именно, мы изучили историю комсомола на примере нашей школы и выявили влияние ВЛКСМ на формирование жизненной позиции людей того времени.

Решая задачи учебно-исследовательской работы, мы познакомились с историей ВЛКСМ, зафиксировали воспоминания ветеранов комсомола и выяснили, какую роль комсомол сыграл в жизни страны и в их личной жизни.

Практическое применение работы:

  • материалы, полученные в ходе учебно-исследовательской работы, используются для проведения Уроков мужества на тему «Комсомольцы – беспокойные сердца»;
  • по материалам работы был проведен классный час в 9-х классах «Юность комсомольская моя», в ходе которого были устранены пробелы в знаниях учеников нашей школы о деятельности ВЛКСМ. Благодаря исследованиям нам стала ближе и понятнее часть истории страны, связанная с расцветом комсомола.

Список использованной литературы

  1. Архивные материалы МКО У Краснозёрская Сош №2 им. Ф.И. Анисичкина
  2. Музейный материал «Протоколы заседаний комитета комсомола 1972-1974гг."
  3. Интервью с Рубаном П.А. (руководитель музея КСОШ №2, и непосредственный участник событий описанных в работе)
  4. Самойлова Н.В. - учитель истории.

Приложение 1

Анкета:
(опрошено 50 ученика 7-11 кл.)

1. Как расшифровывается аббревиатура ВЛКСМ?

  • Не знаю- 78%
  • Попытались ответить-10%
  • Правильно расшифровали- 12%

2. Когда перестал существовать ВЛКСМ?

  • Не знаю- 69%
  • Попытались ответить- 18%
  • Правильно ответили - 13%

3. Сколько лет исполнится Комсомолу в 2018 году?

  • Не знаю- 20%
  • Попытались ответить- 15%
  • Правильно ответили - 65%

4. Знаете ли Вы, чем комсомольцы помогали стране? Напишите пару примеров.

  • Не знаю- 62%
  • Привели примеры- 38%

5. Как Вы думаете, существуют ли подобные организации сейчас? Как они называются?

  • Не знаю- 58%
  • Волонтеры – 34%
  • Гвардейцы - 8%

Приложение 2


комсомол 2

Приложение 3

комсомол 3

Приложение №4

комсомол 4

В 20-е годы в селе была одна начальная школа, которая не имела специального школьного здания. Ребята занимались в разных приспособленных помещениях: по ул. Мира, ул. Ленина и ул. Советской.

комсомол 5

Приложение №5

комсомол 6

Приложение №6

комсомол 7

комсомол 8

Приложение №7

7 мая 1985 года состоялась долгожданная встреча бывших воспитанников и работников Детского дома.

комсомол 9

В это время также был дан старт поисковой работе по созданию истории школы, которую возглавили инициаторы - 8 класс и его классный руководитель.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет