Роль группы Битлз в музыке 20 века

Тематика: 
Автор: 
Митрофанова Виктория
Руководитель: 
Назарова Светлана Владимировна
Учреждение: 
МОУ СОШ №4 г. Нерехта
Класс: 
8

Предложенная индивидуальная творческая работа по музыке на тему "Роль группы Битлз в музыке 20 века" содержит теоретические сведения о создании ливерпульской группы "Битлз" и ее творческом развитии, а также о том, какую роль творчество ливерпульской четверки сыграло в истории музыки ХХ века.

Подробнее о проекте:


В ученическом творческом проекте по музыке о группе "The Beatles" ученица 8 класса выясняет, чем обусловлено влияние группы The Beatles на музыку второй половины XX века, что отличало их от музыкантов-современников и почему пропал интерес к данной группе у современной молодежи. Учащаяся дает объективную оценку того, почему музыка "битлов" стала легендарной.

Готовый творческий проект по музыке на тему "Роль группы Битлз в музыке 20 века" описывает такое явление, как "битломания", а также определяет, кто из последующих музыкантов перенял манеру исполнения и общий тон музыка у "Битлз". В работе рассмотрено влияние "Битлз" как на рок-, так и на поп-музыку.

Оглавление

Введение
1. The Beatles.
1.1. Группа «Битлз»: история, творчество, открытия.
1.2. Битломания.
2. Влияние группы The Beatles.
2.1. Влияние на поп- и рок -музыку второй половины XX века.
2.2. Влияние на манеру исполнения многих последующих музыкантов.
Литература

Введение


Творчество группы «Битлз» давно перешагнуло границы массовой музыкальной культуры. Мелодии участников группы напевают во многих странах как народные песни, в качестве кавер-версий эту музыку исполняют профессиональные и любительские начинающие коллективы. Музыка «Битлз», а также жизнь и творчество музыкантов группы стало заметным явлением в культуре XX века.

Тем не менее, в содержание общего музыкального образования в России музыка «Битлз» включается исключительно редко и в ограниченном объеме. К сожалению, в современных общеобразовательных учебниках по английскому языку также очень мало культорологических данных об этой некогда легендарной группе.

Это обедняет учебный процесс и не способствует заинтересованности учеников в творчестве данной группы. Возникает противоречие между популярностью и высокохудожественным уровнем музыки «Битлз», с одной стороны, и недостаточным знанием об этом музыкальном явлении, с другой стороны. Это и явилось проблемой данного исследования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы побудили нас выбрать тему научно-исследовательской работы: «Влияние группы The Beatles на музыку второй половины XX века и мировоззрение ее современников».

Цель работы: выявление влияния группы The Beatles на музыку второй половины XX века и причины потери интереса к данной группе у современной молодежи.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • обобщить и проанализировать основные особенности феномена музыки и группы «Битлз»;
  • раскрыть понятие «битломания»;
  • определить влияние группы на последующее развитие поп- и рок- музыки, а также на манеру исполнения других музыкантов ;
  • провести анкетирование учеников школы №4 и старших классов музыкальной школы с целью ответа на следующие вопросы: Какие произведения группы «Битлз» легко узнаются меломанами даже в наши дни? Насколько современные школьники разного возраста знакомы с творчеством группы?

Гипотеза исследования: Стиль группы «Битлз» оказал существенное влияние на развитие музыки второй половины XX века, но интерес к творчеству группы у современных меломанов значительно ослаб.

Объектом исследования стало творчество английской группы «The Beatles», а предметом – популярные композиции музыкантов, а также своеобразие стиля их музыки и манеры исполнения.

Методы исследования:

  • Социологический: анкетирование, наблюдение, опрос.
  • Информационный: изучение и анализ литературы, нотных сборников и дидактических музыкальных пособий
  • Сравнительный: обобщение.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.

Во введении описываются актуальность исследования, цели, задачи, объект и предмет исследования, методы, структура работы.

В первой главе дается информация о творчестве группы, раскрывается понятие «битломания».

Во второй главе исследуется своеобразие влияния музыки и манеры исполнения участников группы на последующие поколения.

В третьей главе анализируются результаты анкетирования.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы о том, какое влияние оказало творчество «Битлз» на музыку последующего времени и анализируются причины ослабленного интереса к данному музыкальному феномену в наши дни.

История и творчество группы "Битлз"


Группа Битлз является исключительным явлением в массовой культуре XX века. И дело не только в её феноменальной популярности. Музыкальное творчество группы «Битлз» некоторые музыковеды называют «Моцартом XX века» – по степени мелодичности, высокохудожественной ценности, по тому влиянию, какое оказали на лёгкую и серьёзную музыку четыре юноши из Ливерпуля.

Начав творить в стиле рок-н-ролл, «Битлз» явились родоначальником всех боле-менее заметных течений в рок музыке, таких как хеви-метал, хард-рок, психоделический рок, глэм-рок и другие. Ни одна из популярнейших групп, таких как Pink Floyd, The Rolling Stones, Scorpions и другие, не могли добиться подобного успеха и влияния. Не зря дирижёр Лондонского оркестра говорил в своем интервью: "Музыку "Битлз" надо преподавать в консерваториях".

В 1956 году 16-летний ливерпульский юноша Джон Леннон участвовал в группе под названием "The Quarrymen". Музыканты играли лёгкую музыку, и, как позже говорил сам Леннон, это было своего рода баловство или развлечение. Позже их музицирование услышал 15-летний Пол Маккартни, который умел отлично играть на гитаре, знал ноты, чем и зацепил Джона Леннона.

Юноши стали музицировать вдвоем, обмениваться музыкальными впечатлениями, пытались писать музыку. Через какое-то время Пол предложил Джону позвать в группу своего приятеля Джорджа Харрисона. По воспоминаниям Джона, в первую встречу Джордж показался ему слишком молодым. В будущем состав группы постоянно менялся.

Участники ансамбля часто собирались в доме у Джона Леннона, где жила его тётя. Когда Джону было 17 лет, умерла его мать, после этого случая участники группы сблизились, они заботились о Джоне, и появилась песня «Джулия». Музыканты много играли, чаще всего это происходило перед близкими родственниками и друзьями.

Названия группы постоянно менялись: Silver Beats, Silver Beetles, Silver Beatles, Beatals и, наконец, в 1960 году появилось название «The Beatles».

До сих пор нет точного ответа, кто именно придумал это название. По воспоминаниям участников группы, название придумал Джон Леннон.

Название состоит из двух значений. Первое "beat" – бит, и "beetles" – жуки

Родители ребят были уверены, что их дети учатся и готовятся к самостоятельной жизни и рабочей специальности, но музыкантов увлекало только творчество. Только родители Джорджа (особенно мама) искренне поддерживали его увлечение музыкой. Группа получала всё больше и больше предложений выступить в маленьких клубах, пабах и непримечательных заведениях.

Однажды «Битлз» позвали выступить в Ливерпулськом клубе, группа была на тот момент без постоянного ударника. Летом 1960 года группа, которая уже приобрела своё окончательное название, была замечена, и получила приглашение играть в Гамбурге. Поэтому «The Beatles» пришлось срочно искать барабанщика, чтобы соответствовать профессиональному уровню.

«The Beatles» впервые пришлось петь и танцевать на действительно большой сцене. Всё предыдущее время на вечеринках и танцах музыканты играли на таких маленьких площадках, где даже развернуться было тяжело.

В октябре 1960 года состоялась первая запись пластинки.

The Beatles оказались в числе самых активных и амбициозных местных команд, которые соперничали по качеству репертуара, звука и количеству поклонников.

В апреле 1961 года группа отправилась на вторые гастроли в Гамбург, где выступала три месяца в клубе Top Ten. В Гамбурге состоялась первая запись, где группа «Битлз» сами исполняли композиции.

После выступления в Гамбурге, известность Ливерпульской четвёрки росла всё больше и больше. Позже, группа «Битлз» регулярно играла в группе «Cavern». Атмосфера в клубе была естественная и простая.

Между песнями, в перерывах, музыканты обменивались впечатлениями со зрителями и шутили, также ели прямо на сцене, и пили. По мнению историков, именно в этом клубе «Битлы» развили свои музыкальные способности и отточили своё мастерство. Там же появилась небольшая группа поклонников, в основном девушек-подростков, которые стремились подражать своим кумирам.

«В 1961 году в Магазин «NEMS», где за прилавком стоял Брайн Эпстайн, зашёл юноша по имени Раймонд Джонс и попросил пластинку "Битлз". Эпстайн никогда не слышал об этой группе.

Наведя справки, он узнал, что "Битлз" - местная, ливерпульская группа, и свою единственную пластинку они записали в Германии. Пойдя на концерт "Битлз" в клубе "Каверна", он сразу влюбился в них и решил во что бы то ни стало сделать их знаменитыми. В декабре 1961 года Эпстайн составил контракт, по которому становился их менеджером, причём сам своей подписи на контракте не поставил».

Он полностью изменил образ музыкантов, заставил их надеть костюмы вместо кожаных курток, отучил хулиганить на сцене и ругаться с публикой, шутить на непристойные темы. Он сделал всё возможное, чтобы раскрутить «Битлз», и его усилия благополучно завершились успехом.

Как создавалась гениальная музыка «Битлз»? Большинство песен было написано лидерами группы Джоном Ленноном и Полом Маккартни.

Творчество в соавторстве всегда содержит элемент тайны, так как сами соавторы не могут сказать, как именно появляются на свет тот или иной шедевр, кто придумал мелодию или её часть, кто – слова, кто предложил исправить форму произведения, добавить новые, креативные элементы. В случае с юными Ленноном и Маккартни это происходило именно так.

Два друга собирались в домашней обстановке и для начала обменивались последними музыкальными впечатлениями. Юноши слушали много музыки, посещали концерты, бывали в клубах, слушали радио записи, и любое более-менее яркое или необычное впечатление выносили на обсуждение друг с другом.

После этого друзья пытались подобрать мотив, гармонию понравившихся композиций, подобрать на пианино и записать нотами песню, которая их поразила. Кстати, умением немного играть на фортепиано и знанием нотной записи поначалу владел лишь Пол Маккартни.

Затем вновь подобранный мотив или гармония моделировались в разнообразных контекстах – в разных тональностях, с разным гармоническим сопровождением, разной метроритмической подкладкой. Из такой предварительной «лабораторной» работы часто рождались новые песни и становились шедеврами.

Важно отметить, что талант, с одной стороны, и недостаточная музыкальная эрудиция, с другой стороны, сослужили в данном случае хорошую службу – ребята не имели стереотипов, творческих барьеров и границ. В совместном творчестве они «купались» в музыкальных впечатлениях и пытались освоить высший уровень музыкального мастерства практически в игровой деятельности, перебирая элементы музыкальных шедевров, как элементы конструктора. Но дальше вступал в силу закон таланта и художественного вкуса.

Это был сокровенный, очень доверительный процесс совместного творчества. Известно, что наибольшее количество креативных идей исходило от Леннона, но нельзя преуменьшить и роль Маккартни в совместном процессе – Пол был более воспитан, эрудирован, «гармоничен» в своих взаимоотношениях с миром и окружающими людьми, как никто другой, умел чувствовать особенности восприятия создаваемой музыки со стороны, т.е чувствовал конъюнктуру.

Кто мог знать Джона Леннона лучше, чем Пол Маккартни? Музыканты ведь не просто играли вместе с одной группе, но и были знакомы с юношества. К тому же, только Маккартни идеально понимал все творческие задумки и идеи Джона. По этой причине им удавалось создавать один хит за другим, под ставшим знаменитым брендом «Маккартни-Леннон».

Джон и Пол в какой-то мере соперничали. Пол во многом опережал Джона, сочинял первый песни, новые мотивы и мелодии, поэтому Джону приходилось постоянно совершенствоваться. Часто были споры, о том, какую музыку они будут играть.

Известно, что позже, когда группа распалась, ни Леннон, ни Маккартни не смогли создать ни одного произведения, приближающегося к уровню музыки группы.

В Середине 50-х годов возрастала популярность рок-н-ролла. В Великобритании на то время были популярны Клифф Ричард и The Shadows. Мастерство группы «Битлз» возрастало всё больше, хотя они продолжали оставаться одной из многих непримечательных групп, играющих в маленьких местных клубах.

Сначала Джон Леннон и Пол Маккартни копировали мелодии и гармонии с музыки своих кумиров, но дальше начинали появляться уже свои песни. Как вспоминает Пол Маккартни: «Мы просто копировали то, что находилось на вершине американских чартов: Бадди Холли, рок-н-ролл, Элвис, The Everly Brothers.

Мы соединяли вокал Бадди Холли с гитарами The Everly Brothers, нам нравились их гармонии». За два первых года Леннон и Маккартни успели написать около ста композиций, и некоторые из них вошли в более поздние альбомы («Love Me Do», «One After 909», «When I'm Sixty-Four» и другие).

Ещё до прихода большой популярности, Джон и Пол договорились, что подписываться под песнями будут вдвоём, независимо от того, кто и что написал. После 1963 года они уже достаточно редко сочиняли песни именно вдвоём, но все их композиции, записанные для The Beatles, подписаны «Lennon-McCartney».

В апреле 1962 года «Битлз» отправились на третий тур в Гамбург как самая лучшая рок-группа Ливерпуля.

Эти четверо юношей должны были пережить трудный год — они уже переехали из Ливерпуля в Лондон, где у них не было выходных. 11 февраля 1963 Битлз в один шаг, только за 10 часов, записали весь материал для дебютного альбома, «Please Please Me<».

Так, за три месяца Битлз выпускают первый диск LP, который 12 апреля в течение 6 месяцев возглавил национальные хит-парады.

Согласно многим критикам, «Please Please Me» стал прототипом будущих песен и альбомов, захватывающие слушателей своей гармонией и мелодией.

Сразу же после выхода «Please Please Me» группа впервые отправилась совершить поездку вокруг страны. В августе 1963 Битлз выпускают четвертый сингл «She Loves You».

Большинство историков связывает это событие с началом национального и мирового бума популярности группы. Популярность, которая перешла из структуры музыкального и культурного явления в социальную и политическую сферу. Явление, которое назвали позднее – Битломанией.

Успех группы, наконец, произошёл, но этот настолько огромный успех превзошёл все ожидания Брайана Эпстейна.

13 октября 1963 года в прайм-тайм состоялся эфир самого популярного шоу в Великобритании – «трансляция» из лондонского концертного зала Палладиум. Толпы фанатов осадили здание и близлежащие улицы, блокируя работу общественного транспорта. Программу посмотрели более 13 миллионов зрителей. Репортажи о «The Beatles» были уже не только в музыкальной прессе, но и в крупных газетах.

С 24 по 29 октября 1963 года, прошло первое турне за рубежом (кроме Гамбурга). В Швеции, The Beatles ждали триумфа, и их прибытие освещалось прессой в обеих странах.

Музыканты поняли всю масштабность Битломании только после того, как увидели, как толпа поклонников, несмотря на проливной дождь, ждала в аэропорту Лондона по прибытию группы из Швеции. С этого времени, почти каждый концерт был сопровождён очередями и беспорядками.

4 ноября состоялся еще один концерт в Лондоне — в театре Принца Уэльского. Здесь собралось высшее общество — концерт был благотворительным.

В начале 1964 «Битлз» отправились в тур во Францию. Концерт состоялся в зале Олимпии и не имел большого успеха. Тур был ужасно организован, оборудование пострадало, при транспортировке, кроме того в зале была общественность из высшего общества, с которой у группы не было эмоционального контакта.

Квалифицированная рекламная кампания и популярность в Европе сделали своё дело. 20 января "Capitol Records" выпускают пластинку. Сингл и альбом к 3 февраля стали "золотыми" в США. К началу апреля только песни «Битлз» появились в национальных хит парадах США.

Седьмого февраля «Битлз» вылетели для первого турне в США. В международном аэропорту имени Джона Кеннеди, несмотря на проливной дождь, группу ждали по различным оценкам от семи до десяти тысяч поклонников. Группа дала два концерта в Карнеги-Холле и Вашингтоне Колизей.

События в США свидетельствовали, что после Великобритании «Битлз» уже получили популярность во всем мире.

После поездки в США Битлы приступили к записям песен и съёмок первого своего музыкального фильма «A Hard Day’s Night» и альбома. 20 марта сингл «Can’t Buy Me Love» / «You Can’t Do That» собрал огромное число только предварительных заявок – 3 миллиона.

4 июня 1964 Битлз отправились в первый большой иностранный тур через Данию, Голландию, Гонконг, Австралию, Новую Зеландию и снова Австралию. Тур прошёл с большим успехом.

«Битлз» возвратились в Лондон 2 июля, и за три дня состоялась премьера фильма «A Hard Day’s Night», и скоро был также выпущен альбом «A Hard Day’s Night». В современной популярной музыке имеется огромное количество кавер-версий на хиты группы «Битлз».

Музыка «Битлз» часто использовалась как основа саундтреков к множеству разных мультсериалам, фильмов. Есть даже известное всем сравнение музыки «Битлз» с Моцартом. В чём же секрет музыки Битлз? Как она была создана? Как создавалась музыка двумя лидерами группы – Джоном Ленноном и Полом Маккартни в совместном творчестве? Все эти вопросы рассмотрим по порядку.

В чём же секрет музыки «Битлз»?


Группа «Битлз» просуществовала около 10 лет, и за это время они выпустили 13 альбомов.

Внезапный взлет «Битлз» произошел в тот самый период, когда поп-музыка находилась в состоянии самой глубокой депрессии. За один стремительный год «Битлз» вдохнули в «рок» новую жизнь, дав ему новые стандарты и направления. Они играли превосходную музыку сочиняя самостоятельно или по-своему интерпретируя разнообразные по стилю произведения других авторов.

Музыка «Битлз» была не похожа ни на какую другую музыку. Леннон и Маккартни — авторы великолепных, возможно непревзойденных в рок-музыке мелодий.

В 1965 году Пол Маккартни исполнил красивейшую из своих баллад — «Вчера» — под аккомпанемент струнного октета. Эта удача повлекла за собой рождение стиля «Барокко-рок».

Появлением новых интонаций в музыке «Битлз» группа обязана Джорджу Харрисону, который, увлекшись индийской музыкой, обучался у гитариста-виртуоза Рави Шанкара и ввел гитарную тему в запись песни «Норвежское дерево».

Можно без преувеличения утверждать, что музыканты группы «Битлз» стали родоначальниками всех направлений в рок музыке и поп музыке.

Например, многие отмечают влияние группы «Битлз» на развитие фольклорных направлений рока. Это не случайно. Джордж Харрисон увлекался индийской музыкой, пол Маккартни отлично писал баллады, а Джон Леннон прислушивался к музыке американского фолк певца Боба Дилана.

В музыке «Битлз» присутствовали сложные размеры, свободные модуляции и тональный окрас. Им хорошо удавалось украсить гармоническую палитру музыки, они обогатили музыку, добавив струнные и духовые инструменты. Битлз не стояли на месте, а постоянно развивались, и взамен получали не кричащую молодую, а спокойную и умеющую слушать публику.

««Мы внезапно обнаружили», — говорит Джордж Харрисон, — что все те, кто считал себя выше битлов, сейчас оказались нашими почитателями» Новая аудитория группы состоит из студентов колледжей, но и не только из них. «Битлз» теперь признали и родители этих студентов, и многие преподаватели.

Леннон и Маккартни — авторы великолепных, возможно непревзойденных в рок-музыке мелодий.

Они не пытались никому подражать, были такими, какие есть на самом деле. И в этом был их успех.

Популярность "Битлз"

Можно установить точную дату начала битломании: 13 октября 1963 года. В этот день битломания стала официальным явлением — в том смысле, что ее признали национальные газеты и возвестили о ней широкой публике в огромных заголовках на первых страницах. Что же касается тинэйджеров, то для них это не явилось новостью.

В тот год «Битлз» интенсивно гастролировали, постепенно выдвигаясь на первые роли в концертных программах: в феврале они фигурировали на четвертых местах в 15 концертах Хелен Шапиро (Helen Shapiro), Дэнни Вильямса (Danny Williams) и Кенни Линча (Kenny Lynch); в мае и июне они уже возглавляли программу с Роем Орбисоном, а в ноябре-декабре уже были единоличными звездами концертных программ.

Уже во время выступлений с Роем Орбисоном стало очевидно, что «Битлз» пользуются более чем восторженным приемом. Когда они выбегали на сцену, их встречал оглушительный рев толпы, тысячи юных тел неудержимо устремлялись вперед, рискуя жизнью, девочки бросались под автомобиль, стремительно увозивший Битлов от их неистовых фанатов. Однако пресса всего этого будто не замечала.

Перелом наступил 13 октября 1963. В этот день должно было состояться выступление «Битлз» на концерте "Воскресный день в Лондонском Палладиуме". Вся улица была запружена народом, в большинстве девочками-подростками. У входа была страшная давка. Визг стоял оглушительный.

Репортеры почесывали затылки и старались припомнить, видели ли они раньше что-либо подобное — тщетно, ибо ничего подобного никогда ещё не было. Выступление принесло группе колоссальный успех. Но истинным фурором стал показ «Битлз» на следующей неделе по общенациональному телевидению (для двадцатишестимиллионной аудитории) из Королевского варьете в концерте вместе с кинозвездой Марлен Дитрих.

Никогда еще подобной чести не удостаивались столь молодые, столь новые звезды. Этот концерт имел огромное значение для «Битлз» и для всего британского бита 60-х — конечно, не из-за присутствия коронованных особ, а потому что именно на этом шоу «Битлз» завоевали сердце нации.

К этому периоду участники ансамбля уже сменили свой имидж, заменив кожаные куртки строгими костюмами от Пьера Кардена, и были приглаженными во всем – от причесок до движений и уровня звука, что очаровало даже тех, кто при слове "поп-музыка" кривил рот.

Они отлично сбалансировали свое выступление: наряду с мощным, известным хитом 'She Loves You', они спели услаждающую слух пап и мам'Till There Was You', а завершили концерт ударнейшим роком 'Twist And Shout'. Они были опрятные, приятно улыбались, пели в тон и не так уж громко.

И тут Джон произнес свою историческую фразу, решившую все. Шагнув вперед, он плутовски прищурился и сказал: "Тех, кто сидит на дешёвых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!". И добавил, обращаясь к королевской ложе: "Остальные могут погреметь драгоценностями".

Это было дерзкое замечание, но произнесенное очень кстати. Дерзкое, но не оскорбительное, а это очень важно, так как англичане болезненно реагируют на оскорбление своих царственных особ. Нахальная, но безобидная шутка окончательно «добила» многомиллионную аудиторию. Началось массовое поклонение тинэйджеров группе «Битлз», охарактеризованное газетой «Дейли Миррор» как «битломания».

После этого лондонские продюсеры начинают проявлять большой интерес к периферийным группам и в первую очередь к ливерпульском «мерсибиту». Среди тех, кто пробился на уровень общебританской известности, оказались «Серчерз», «Суининг блю Джинс», «Мерсибитс» и группы, которые администрировал и «проталкивал» менеджер «Битлз» Брайен Ипстайн – «Джерри энд Пейсмейкерз», «Билли Джи Крамер энд Дакотас» и «Формоуст».

И все же в длинном ряду упомянутых и не упомянутых здесь ансамблей первой волны провинциального британского бита лишь «Битлз» выдержали испытание временем. Их важное отличительное качество – стремление к полистилистике, к органичному синтезу различных музыкальных культур на основе рок-н-ролла – сделало эту группу наиболее влиятельной в течении, которое получило общее название – РОК. Но главным достоинством «Битлз» была сама их музыка – мелодичная, яркая, демократичная, позволившая ансамблю стать музыкальным явлением XX века.

Вообще бум «битломании», развязавший руки предпринимателям, прессе и самим музыкантам, содействовал образованию в Англии тысяч новых групп. Это привело к здоровой конкуренции, что повысило общий уровень музыкантов и в конечном итоге способствовало выходу английской рок-музыки из-под американского влияния, формированию своего национального стиля.

Так, в конце 1963 года группа «Дэйв Кларк Файв» была названа пионером особого «тоттенхэмского звучания». В 1964 году возник целый «букет» групп, предопределивших многообразие начинавшей развиваться английской рок-музыки. Среди них прежде всего следует упомянуть «Кинкз», «Смолл Фэйнзи» и «Де Ху».

В марте 1964 шесть песен «Битлз» за одну неделю вошли в «Top 10» - десятку лучших, а американских хит-парадах, т.е. битломания шагнула и за океан! Причем немалую роль в популяризации группы в США сыграли не только пластинки, но и 2 музыкальных фильма, «A hard days night» и «Help», где, помимо музыки группы и их актерского участия, была заявлена новая, утонченная эстетика ироничного поведения молодых людей 60-х, развитая позднее в рок-культуре «новой волны».

Таким образом, «Битлз» сломали прежнее недоверие американцев ко всему, что делалось в сфере популярной английской музыки. Они проложили британским группам дорогу, а заокеанский поп-бизнес, вернув американский рок-н-ролл на родину в новом обогащенном виде, положив конец доминированию США.

Влияние на поп- и рок-музыку второй половины 20 века


Феномен The Beatles оказал большое влияние на поп- и рок-музыку XX века, выйдя за рамки жанра популярной музыки и изменив всю мировую культуру, Майкл Кэмпбелл и Джеймс Броуди сравнили влияние The Beatles с той ролью, которую сыграл Бетховен. Специалисты часто выделяют эпоху «до» и «после» The Beatles.

Активная деятельность группы совпала с 1960-ми годами: временем социальных, политических и военных катаклизмов, больших перемен связанных с новыми технологиями. Аарон Копленд писал : Если хотите услышать мотив 60-х — поставьте The Beatles. Упоминая о первых больших молодежных протестах 1960-х годов, волнениях в Беркли, проводят параллель с одновременным ростом популярности The Beatles в США.

Именно в 1964 году был выпущен сингл «Can’t buy me love», ознаменовавший собой начало британского вторжения. Молодёжному движению нужна была творческая поддержка, и оно её получило в лице ливерпульской четвёрки[71].

Успех группы сформировал феномен «битломании» — «самого отчаянного проявления истерии вокруг звёзд». Во времена активной концертной деятельности это выражалось в фанатичном поклонении, которое мешало проведению концертов. В дальнейшем движение повлияло на многих, в том числе далёких от музыки людей.

Они начали играть и формировать новые группы. Для молодёжи по всему миру The Beatles стали ролевой моделью. Успех группы был замечен и за «железным занавесом». Музыка The Beatles находила слушателей и там, хотя они мало издавались, а СМИ восточного блока отзывалась о The Beatles отрицательно, отождествляя их со всем негативным, что было в буржуазном мире

Благодаря своему авторитету группа оказала значительное влияние на развитие технологий и музыкальный рынок. Фактически, на рубеже 1965—1966 годов, The Beatles стали пионерами работы в студии. Впервые возникло чёткое разделение на студийные и концертные композиции. При этом студийные композиции становились плодом тщательной работы звукоинженеров, сведения треков — того, что уже не могло быть воспроизведено на концерте.

Одними из первых музыканты начали широко использовать возможности многодорожечной записи. С 1967 года радиостанции начали переходить к трансляции длинных композиций, система чартов в том виде, как она существует сейчас, также сформировалась в начале 1960-х годов. The Beatles одними из первых начали разрабатывать понятие концептуального альбома как структуры, подчинённой общей идее.

Своё влияние на становление и развитие The Beatles оказало то, в какой атмосфере они развивались. Специалисты отождествляют достижения четвёрки с успехом мерсибита в Великобритании и триумфом британского стиля во всём мире. Ливерпуль становится «музыкальным Эльдорадо»[ .

The Beatles также повлияли на моду в одежде и причёсках. Восприятию битлов не мешало то, что они говорили и пели с простонародным ливерпульским акцентом. Множество групп разных стилей в Британии и Ливерпуле формировали музыкальное пространство и идеи. На мастерстве и стиле The Beatles серьёзно сказались командировки в Гамбург. Успешной деятельности помогала конкуренция внутри и снаружи группы, Пол и Джон соревновались за право быть лидером группы с первых дней её существования.

Примером стала работа над знаменитым синглом 1967 года: в ответ на «Strawberry Fields Forever» написанную Джоном, Пол сочинил «Penny Lane». Им не мешала в творчестве и разница в характерах, и подход к композиции. Так, известно, что Пол обычно начинал песню с музыки и потом писал слова, Джон — наоборот.

Леннон больше внимания уделял лирике, охотно экспериментировал с авангардом, тогда как Маккартни был сторонником компромисса между стилем и предпочтениями массовой аудитории. «Битлы прямо или заочно конкурировали с The Byrds, The Rolling Stones и Бобом Диланом и другими. Несмотря на это, отношения с соперниками были вполне дружескими.

Так, Rolling Stones в ранние годы выступали на «разогреве» концертов The Beatles. В свою очередь, Джон и Пол «отдали» свою песню «I Wanna Be Your Man» Мику Джаггеру, и с ней группа впервые вошла в чарты в Великобритании[192][193]. Очень известным стало заочное противостояние с группой The Beach Boys. По мнению критиков, альбомы Pet Sounds и Younger Than Yesterday[en] во многом предвосхитили и вдохновили создание Sgt. Pepper.

После 1968 года концептуальные альбомы, схожие с Sgt. Pepper, появились у многих групп: Tommy (The Who), Odessey and Oracle (The Zombies), The Village Green Preservation Society[en] (The Kinks) и другие[71]. Брайан Мэй, вспоминая о записи «Bohemian Rhapsody», говорил, что Леннон был его кумиром, а The Beatles нашей библией[195].

Ещё начиная со времён концертной деятельности группы, у неё появилось множество подражателей, копировавших имидж и голоса битлов. Среди них можно отметить добившихся коммерческого успеха The Monkees, которых откровенно называли имитаторами The Beatles.

Многие группы приобретали известность только на кавер-версиях: Yellow Matter Custard[en], Stars on 45.

Диск «The Abbey Road E.P.» (Red Hot Chili Peppers) был создан непосредственно под влиянием почти одноимённого альбома The Beatles. Список кавер-версий группы насчитывает сотни наименований[197].

Исследователи феномена The Beatles отмечали всю сложность критического восприятия вклада группы в мировую культуру. Здесь необходимо учитывать исключительный коммерческий успех, сопутствовавший их творениям, и то, что ливерпульская четвёрка полностью изменила форму и содержание рок-музыки XX века. Роль группы, прежде всего, заметна во влиянии на переходном периоде 1960-х годов, после которого рок-музыка стала совершенно другой].

Таким образом, секрет успеха группы специалисты находили в исключительном богатстве жанров, умелом экспериментировании с формой и в особом мелодическом даре композиторов. Ян Инглис в своей книге отмечал то, что у группы была сверхъестественная способность, работая в одном направлении (например, в рок-н-ролле), улучшать и облагораживать звучание, выходя за рамки стиля. При этом у мелодий была особенность с первого прослушивания звучать знакомыми и даже иметь ностальгический оттенок.

Нововведения в тематике, близкой The Beatles и их последователям, позволили говорить о том, что они сформировали из рок-н-ролла рок, как отдельное понятие и высокое искусство. По утверждению Уилфрида Меллерса, The Beatles возвысили рок из танцевальных мелодий в ранг серьёзной музыки. Откликом на деятельность группы после 1967 года среди слушателей возникла и стала развиваться особая среда — сообщество знатоков и ценителей рок-музыки.

Влияние Битлз на манеру исполнения последующих музыкантов
Авторитет группы The Beatles в музыке - огромный и несомненный. Но и на моду стиль ливерпульской четверки тоже оказал немалое влияние...

Знаменитая стрижка участников коллектива появилась не случайно. Джон Леннон познакомился с молодым человеком, у которого была похожая прическа, и попросил сделать себе такую же. К нему присоединился Пол Маккартни. За ним так же подстриглись Джордж Харрисон и Ринго Старр.

Кстати, у того самого парня, который стал приятелем Леннона, фотографа Юргена Воллмера, эта прическа "получилась" случайно: он просто однажды не уложил волосы после плавания. То, что увидел в зеркале, ему самому пришлось по душе. У стрижки, в основе которой лежит каре, есть название: moptop. В 60-е эта была самая копируемая прическа.

Чуть позже все четверо отрастили усы "подковкой". И снова огромное количество мужчин, даже тех, кто усов никогда не носил, даже тех, у кого усы еще толком и не появились, "заразились" этой модой.

Костюмы, зауженные брюки, узкие галстуки, внешний вид "с иголочки" все это было довольно непривычно для рок-звезд. Во многом "ливерпульцы" повторяли стиль тедди-бой, набиравший популярность еще с 50-х, но все-таки были не такими, как все.

Можно сказать, что группа The Beatles вместе со своей музыкой изобретала и собственный стиль. Немалую роль в создании сценического образа группы сыграл менеджер "билтов" Брайан Эпстайн.

Ботинки beatles boots, "челси" на скошенных каблуках, были придуманы специально для них. Историки моды утверждают, что именно с "битлов" возродилась мода на мужскую обувь на каблуках.

Среди знаковых костюмов - так называемые эдвардианские пиджаки без воротников, с округлым вырезом.

Знаменитые круглые очки Джона Леннона, которые намертво "приросли" к его образу. Впервые очки Givenchy на Ленноне появились в фильме «Как я выиграл войну», где он снялся. После этого Джон стал носить их постоянно. А прежде, надо сказать, он немного стеснялся эо делать, полагая, что рок-н-ролл и близорукость несовместимы.

Еще одна вещь, котора ассоциируется с Ленноном: кепка. Lennon’s Cap - именно под таким названием можно найти в продаже подобные головные уборы и сейчас. В этой кепке Леннон появился на концерте 1964 году.

Со временем стиль четверки менялся. Начиная с 1967 года это уже не одинаковые "хорошие мальчики". В их костюмах появились яркие восточные элементы: движение хиппи захватывало мир.

А увлеченный восточной культурой Леннон популяризовал полностью белый костюм.


Самые популярные песни Битлз Поклонники группы «Битлз» уже давно пытались выяснить, какие песни считаются самыми популярными. Критики и поклонники во многом сошлись во мнениях.

1. «Yesterday». Одна из самым популярных песен группы, и считается одной из первых баллад в истории музыкального жанра, сочиненная полом Маккартни.

2. «Let it Be». Эта песня относится к более позднему творчеству группы, чем старше становилась группа, тем осмысленнее становилась их музыка. Написание песни так же принадлежит Полу Маккартни.

3. «Hey Jude». Эту песню сочинил дует «Маккартни/Леннон». Эта песня посвящается старшему сыну Джона Леннона. На то время мальчик сильно переживал развод родителей, и чтобы хоть немного утешить, они решили сочинить эту песню.

4. «Help». Поклонники группы особенно отмечают песню «Help» среди лучших композиций группы.Она была написана в 1965 году Джоном Ленноном в момент духовного кризиса. Существует легенда о том, что Йоко Оно услышала эту песню по радио и решила, что им суждено быть вместе с Ленноном, как позже и случилось [50].

5. «In My Life» Эта песня принадлежит Джону Леннону. По словам Джона, это было самое первое серьёзное произведение. Песня посвящена родным и близким Джона, а также дорогим Джону местам в Ливерпуле. Песня писалась 15 несколько дней, а закончить с ней помогал Пол Маккартни. Сам Леннон говорил что писал эту песню как о своей жизни.

6. «Michelle» Эта песня является самой ранней, автор - Пол Маккартни. Эта песня была написана на его первой гитаре. Michelle» в каком-то роде была пародия, на одну из услышанных на вечеринке песен. В песне присутствует французское звучание.

7. «Yellow Submarine» Песня сочинённая Полом Маккартни. Сначала в песне речь шла о нескольких разноцветных субмаринах, но, в конце концов, осталась только одна жёлтая. Идея к написанию этой композиции пришла к Маккартни, когда музыкант жил в доме родителей своей подруги, Джейн Эшер.

В 1980 году Маккартни говорил о песне: «Помню, однажды ночью я лежал в постели и уже начинал засыпать, и в этом полусне ко мне в голову вдруг пришла нелепая мысль о жёлтой подводной лодке: Мы все живём на жёлтой подводной лодке…Мне нравится всё, связанное с детьми, — то, как дети думают или фантазируют.

Поэтому мне вовсе не показалась нелепой идея этой сюрреалистической, но вместе с тем и абсолютно детской песни. А ещё я подумал: раз Ринго так ладит с детьми — он похож на добродушного дядюшку — было бы неплохо, если бы он спел эту детскую, не слишком серьёзную песню. Его вокальные возможности вполне это позволяли» [39].

8. «Oh! Darling» Джордж Харрисон охарактеризовал "Oh! Darling" из-за ее аккордной структуры как типичную песню периода 50-60х. Джон Леннон высоко оценил песню, хотя сделал одно замечание: «"Oh! Darling" – одна из великолепных песен Пола, которые он пел не лучшим образом. Пол: "Я отлично помню, как старался добиться хорошего вокала, хотел, чтобы он звучал как надо, и это кончилось тем, что каждое утро, приходя в 16 студию, я пытался записать его заново. Я все перепробовал: пел и с микрофоном в руке, и с микрофонной стойкой, и, в конце концов, добился такого звучания, которым я был вполне доволен. Для меня это было немного странно, потому что обычно я записывал все дубли с вокалом за один день" [37].

Можно установить точную дату начала битломании: 13 октября 1963 года. В этот день битломания стала официальным явлением — в том смысле, что ее признали национальные газеты и возвестили о ней широкой публике в огромных заголовках на первых страницах. Что же касается тинэйджеров, то для них это не явилось новостью.

В тот год «Битлз» интенсивно гастролировали, постепенно выдвигаясь на первые роли в концертных программах: в феврале они фигурировали на четвертых местах в 15 концертах Хелен Шапиро (Helen Shapiro), Дэнни Вильямса (Danny Williams) и Кенни Линча (Kenny Lynch); в мае и июне они уже возглавляли программу с Роем Орбисоном, а в ноябре-декабре уже были единоличными звездами концертных программ.

Уже во время выступлений с Роем Орбисоном стало очевидно, что «Битлз» пользуются более чем восторженным приемом. Когда они выбегали на сцену, их встречал оглушительный рев толпы, тысячи юных тел неудержимо устремлялись вперед, рискуя жизнью, девочки бросались под автомобиль, стремительно увозивший Битлов от их неистовых фанатов. Однако пресса всего этого будто не замечала.

Перелом наступил 13 октября 1963. В этот день должно было состояться выступление «Битлз» на концерте "Воскресный день в Лондонском Палладиуме". Вся улица была запружена народом, в большинстве девочками-подростками. У входа была страшная давка. Визг стоял оглушительный.

Репортеры почесывали затылки и старались припомнить, видели ли они раньше что-либо подобное — тщетно, ибо ничего подобного никогда ещё не было. Выступление принесло группе колоссальный успех. Но истинным фурором стал показ «Битлз» на следующей неделе по общенациональному телевидению (для двадцатишестимиллионной аудитории) из Королевского варьете в концерте вместе с кинозвездой Марлен Дитрих.

Никогда еще подобной чести не удостаивались столь молодые, столь новые звезды. Этот концерт имел огромное значение для «Битлз» и для всего британского бита 60-х — конечно, не из-за присутствия коронованных особ, а потому что именно на этом шоу «Битлз» завоевали сердце нации.

К этому периоду участники ансамбля уже сменили свой имидж, заменив кожаные куртки строгими костюмами от Пьера Кардена, и были приглаженными во всем – от причесок до движений и уровня звука, что очаровало даже тех, кто при слове "поп-музыка" кривил рот. Они отлично сбалансировали свое выступление: наряду с мощным, известным хитом 'She Loves You', они спели услаждающую слух пап и мам 'Till There Was You', а завершили концерт ударнейшим роком 'Twist And Shout'.

Они были опрятные, приятно улыбались, пели в тон и не так уж громко. И тут Джон произнес свою историческую фразу, решившую все. Шагнув вперед, он плутовски прищурился и сказал: "Тех, кто сидит на дешёвых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!". И добавил, обращаясь к королевской ложе: "Остальные могут погреметь драгоценностями".

Это было дерзкое замечание, но произнесенное очень кстати. Дерзкое, но не оскорбительное, а это очень важно, так как англичане болезненно реагируют на оскорбление своих царственных особ. Нахальная, но безобидная шутка окончательно «добила» многомиллионную аудиторию. Началось массовое поклонение тинэйджеров группе «Битлз», охарактеризованное газетой «Дейли Миррор» как «битломания».

После этого лондонские продюсеры начинают проявлять большой интерес к периферийным группам и в первую очередь к ливерпульском «мерсибиту». Среди тех, кто пробился на уровень общебританской известности, оказались «Серчерз», «Суининг блю Джинс», «Мерсибитс» и группы, которые администрировал и «проталкивал» менеджер «Битлз» Брайен Ипстайн – «Джерри энд Пейсмейкерз», «Билли Джи Крамер энд Дакотас» и «Формоуст».

И все же в длинном ряду упомянутых и не упомянутых здесь ансамблей первой волны провинциального британского бита лишь «Битлз» выдержали испытание временем. Их важное отличительное качество – стремление к полистилистике, к органичному синтезу различных музыкальных культур на основе рок-н-ролла – сделало эту группу наиболее влиятельной в течении, которое получило общее название – РОК. Но главным достоинством «Битлз» была сама их музыка – мелодичная, яркая, демократичная, позволившая ансамблю стать музыкальным явлением XX века.

Вообще бум «битломании», развязавший руки предпринимателям, прессе и самим музыкантам, содействовал образованию в Англии тысяч новых групп. Это привело к здоровой конкуренции, что повысило общий уровень музыкантов и в конечном итоге способствовало выходу английской рок-музыки из-под американского влияния, формированию своего национального стиля.

Так, в конце 1963 года группа «Дэйв Кларк Файв» была названа пионером особого «тоттенхэмского звучания». В 1964 году возник целый «букет» групп, предопределивших многообразие начинавшей развиваться английской рок-музыки. Среди них прежде всего следует упомянуть «Кинкз», «Смолл Фэйнзи» и «Де Ху».

В марте 1964 шесть песен «Битлз» за одну неделю вошли в «Top 10» - десятку лучших, а американских хит-парадах, т.е. битломания шагнула и за океан! Причем немалую роль в популяризации группы в США сыграли не только пластинки, но и 2 музыкальных фильма, «A hard days night» и «Help», где, помимо музыки группы и их актерского участия, была заявлена новая, утонченная эстетика ироничного поведения молодых людей 60-х, развитая позднее в рок-культуре «новой волны».

Таким образом, «Битлз» сломали прежнее недоверие американцев ко всему, что делалось в сфере популярной английской музыки. Они проложили британским группам дорогу, а заокеанский поп-бизнес, вернув американский рок-н-ролл на родину в новом обогащенном виде, положив конец доминированию США.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет