Татарский костюм как часть культурных традиций народа

Тематика: 
Автор: 
Нуриахметова Алина, Мусаева Алия, Ганиева Диана
Руководитель: 
Талипова Замиля Габдулхаковна
Учреждение: 
МБОУ "Школа №5" ЯНАО г. Муравленко
Класс: 
8

Автор готового творческого проекта по технологии на тему "Татарский костюм как часть культурных традиций народа" знакомится с особенностями татарской культуры и исследует историю формирования татарского национального костюма, выявляет особенности и национальный колорит традиционной одежды татар.

Подробнее о проекте:


В ученической творческой работе по технологии "Татарский костюм как часть культурных традиций народа" учащиеся 8 класса школы изучают татарский костюм как часть культурных традиций народа, исследуют особенности мужского и женского костюма, дают характеристику орнамента как направления декоративно-прикладного искусства, анализируют особенности татарского костюма как части национальной культуры.

В индивидуальном творческом проекте по технологии о татарском национальном костюме автором поэтапно описаны выполненные действия по выбору модели, оценке и описанию проектируемого изделия, а также материалов и инструментов для его изготовления. В рамках написания проекта ученицы охарактеризовали составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, ювелирные изделия, украшающие татарский костюм, а также составили их чертежи, сделали раскрой и пошив каждого изделия. Этапы практической деятельности выражены в технологической карте изготовления татарского национального костюма.

Оглавление

Введение
1. Выявление основных требований к изделию.
2. Исследование татарского костюма как часть культурных традиций Народа.
2.1 Особенности мужского и женского костюма.
2.2 Характеристика орнамента как направления декоративно-прикладного искусства.
3. Практическая часть.
3.1. План реализации проекта.
3.2. Выбор эскиза проектного изделия.
3.3. Экономическое обоснование проекта.
3.4. Технологическая последовательность проекта.
3.5. Построение чертежа конструкций изделий костюма.
3.6. Изготовление изделий костюма (головной убор, жилет, платье, рубаха, штаны).
Заключение
Литература.

Введение


Проблема: недостаточные знания подрастающего поколения национальных традиций, обычаев, культурного наследия своего народа.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народный татарский костюм – важная часть традиционной культуры, а вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей.

Важно изучить татарский народный костюм, так как одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

Гипотеза исследования: без изучения культуры народов, в том числе и татарского, невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Поэтому очень важно изучить татарский народный костюм, так как одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей и не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

Практическая значимость: исследование и изготовление татарского костюма позволит нам и всем, кого мы заинтересуем своим проектом, более глубоко проникнуть в традиции народа, так как одежда, наряду с жилищем, национальной кухней, обычаями является составной частью культурного наследия, а также использовать готовый костюм как наглядность на занятиях кружка татарского языка и на культурно- массовых мероприятиях.

Цель: выявление особенностей татарского костюма как части национальной культуры.

Задачи:

  1. познакомиться с особенностями татарской культуры и исследовать историю формирования татарского национального костюма;
  2. выявить особенности, национальный колорит традиционной одежды татар;
  3. охарактеризовать составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, ювелирные изделия, украшающие татарский костюм;
  4. найти педагогов- консультантов, которые бы смогли помочь нам в выполнении теоретической и практической части проекта;
  5. приобрести необходимые материалы для реализации проекта;
  6. использовать помощь учащихся школы и родителей, заинтересованных в данной теме для реализации проекта;
  7. спроектировать и изготовить татарский костюм.

Объект исследования: национальный костюм татарского народа

Предмет исследования: народные традиции в создании современного бытового костюма.

Источниками работы стали материалы архива краеведческого музея, художественного музея, периодической печати. В ходе работы использованы следующие теоретические методы: анализ, сравнение. Эмпирические: изучение документов и литературы, изучение результатов деятельности.

Исследование татарского костюма как часть национальной культуры


Для того, чтобы иметь представления об особенностях татарского костюма, мы проанализировали ряд источников информации и на основании проведенного анализа получили следующие данные:

  • национальный костюм является неотделимым от культуры народным достоянием, накопленным веками и соединяет разные виды декоративного прикладного творчества.
  • специалисты по народному искусству и этнографии уверены, что в одежде можно найти исторические корни народа.От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.
  • материал, из которого сделан национальный костюм, способы его обработки, украшения и технология их производства позволяют понять, как люди жили в окружающей среде, как проявлялась их духовность, каким был образ жизни, как развивалась экономика.
  • национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития.

При анализе источников информации мы выяснили, что костюмы 18 и 19 веков отличаются друг от друга. Однако даже в современной одежде прослеживаются национальные черты, а интерес к истории костюма охватывает все большие слои населения.

Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. Конечно, за века своей истории он претерпел очень много изменений в своём внешнем виде. Но, несмотря на это, даже в его современных версиях можно проследить национальные особенности.

Кроме того, в разных областях и регионах проживания татар сложились свои особенности в одежде. В целом же в основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Это так называемый кульмэк - традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом.

В комплект костюма входили также камзол - жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов: такья - шапка полусферической формы с опушкой из меха и без нее, каляпуш (тюбетейка), калфак, шитые из войлока, меха и тканей. Костюм дополнялся узорной обувью - ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них.

Классический традиционный комплекс татарского народного костюма складывается с середины 18 века, но характерный, дошедший до нас его облик, относится к более поздним временам - 19-20 в.в. Большинство их сохранилось в деревенских сундуках наших бабушек или в собраниях музеев.

Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более практичным, легким, избавляется от утяжеляющих и усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные его элементы, как нагрудная перевязь - хаситэ, изю, покрывала на голову и другие.

Татарский костюм испытывает сильное влияние моды. Однако, в костюме продолжает жить стремление татарского народа к красоте. Его эстетика и поэтика утверждаются художественной одаренностью татарских рукодельниц и мастериц, привносящих в современный костюм национальное своеобразие. Однако, национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.

Он включает одежду как повседневную, так и праздничную, для работы дома и в поле, совершения обрядов, посещения гостей, мечети. Составляющие элементы народной одежды находятся в зависимости от природной среды: летнего зноя или зимнего холода, а так же жизненного уклада, связанного с определенной хозяйственной деятельностью.

Особенности мужского и женского костюма


Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Исследуя татарский национальный костюм, мы узнали, что его происхождение, как и любого народного костюма, развивался под влиянием экономики, социального уклада, религиозной культуры, национальной психологии и обычаев. Окончательно он формировался и превратился в единое целое только к середине 19 века. К этому времени в одежде татарского народа окончательно закрепляются уникальные, свойственные только ему декоративные разработки и пластические приемы. Традиционной одеждой у мужчин и женщин становится рубаха-кульмек.

У мужчин она выше колена и не отличается обилием украшений. Женщины носят длинное платье-кульмек, украшенные вышивкой, орнаментом или аппликацией. Тогда же появляются широкие шаровары, не стесняющие движения при верховой езде, казакины, обшитые галунами. Получают распространение приталенные камзолы, распашные стеганые, длиной до колен бешметы и слегка приталенные чекмени с прямыми спинками.

Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинные, почти до щиколоток.

В середине 19 века у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных «китайчатых» тканей (легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой парчи). Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Для казанских татарок была характерна рубаха с верхним воланом.

Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник. Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким (без приполка) грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди. Во второй половине 19 века в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя — из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки. Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок.

В начале 20 века рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар. ) Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами. Весьма примечательной принадлежностью одежды в конце 19 - начале 20 веков являлись передники (алъяпкыч, алчупрак).

Узорчатые домотканые или расшитые полихромным, нередко ковровым, тамбуром передники мусульманки носили поверх рубахи, а молодые кряшенки надевали их и с верхней одеждой. У мужчин неорнаментированные передники чаще бытовали в комплекте рабочей одежды.

Верхняя одежда была исключительно распашной с рукавами или с проймами для продевания рук. В зависимости от назначения, ее изготовляли из фабричной (хлопчатобумажной, шерстяной) ткани, из холста, сукна, полусукна домашней выработки, из меха (овчины, лисы и т.д.). Татары независимо от возраста и пола преимущественно носили двубортную с правосторонним (тюркским) запахом одежду, с цельной приталенной спинкой (чабулы кием), с клиньями на боках ниже талии. Ее обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками.

Одним из наиболее архаичных видов подобной одежды является чоба - легкая домотканая из чисто белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна у мужчин и многоцветная — у женщин. Еще в начале 20 века она входила в число приданого невесты у татар. Верхняя одежда с прямой спинкой (туры кием) широкая и длинная, туникообразного покроя, как правило, не имела застежек. рис.1.). Ее носили свободной или подпоясанной кушаком, чапан — мужская одежда для посещения мечети.

Обязательным атрибутом традиционной верхней одежды татарина является пояс. Использовались в основном матерчатые пояса: самотканые, сшитые из фабричной ткани, реже вязаные шерстяные. Верхняя одежда женщин отличалась от мужской лишь некоторыми деталями декоративного плана: дополнительная отделка, мех, позумент, вышивка, художественная строчка и т.д.

Наиболее характерным для татарок видом легкой домашней и выходной одежды были камзолы, которые надевались поверх рубахи. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с короткими до локтей рукавами или без рукавов, с высокими бортами или с глубоким грудным вырезом, с запахом впереди или без запаха («встык»). Края бортов, подола, проймы рукавов украшались полосками позумента, галуна, пушистыми птичьими перьями или мехом.

В восточных районах региона со временем становится традиционным украшать камзолы и монетками, но не так обильно, как у башкир. Монетки пришивались на отделку камзолов — тесьму (ука).

Головные уборы.

Татарские национальные головные уборы разнообразны: они могут иметь жесткую форму и быть мягкими, почти бесформенными; их делали из шкур, ткани, меха разных животных, войлока. Вся одежда изготавливалась из разных тканей, часто украшалась позументом, орнаментом, вышивкой.

Мужские головные уборы были менее разнообразными и разделялись при этом на нижние (домашние) и верхние (выходные и торжественные). К нижним принадлежит тюбетейка (түбәтәй), одеваемая на макушку. Поверх нее одеваются верхние головные уборы – ритуальная чалма, шляпы из войлока (тула эшләпә) или шапки из меха (бурек).

Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Тюбетейки шьют из бархата и расшивают шёлковой нитью, золотой или серебряной канителью, жемчугом и бисером.

В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением. Самым популярным девичьим убором был калфак.

Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак).

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину.

Обязательной частью женской одежды было покрывало.


В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В 19 веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако, женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке - так его носят и сейчас.

Еще в начале 19 века татарки в Санкт-Петербурге носили калфаки, уменьшившиеся до размеров наколки, удерживавшейся на голове с помощью мелких крючков, нашитых с изнанки. Девушки носили только калфак, замужние женщины поверх него, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Привычку носить шаль, весьма умело драпируя свою фигуру, татарки сохранили до сего дня. Исследовав все возможные варианты калфаков, мы решили шить бархатный калфак. Процесс изготовления доступен каждому учащемуся.

Обувь. Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причем обязательно с загнутыми вверх носками - ведь нельзя царапать носком сапога мать-землю. Их носили с суконными или холщовыми чулками "тула оек".Еще древние булгары достигли очень высокого уровня обработки кожи и шерсти - изготовленные ими юфть и сафьян на рынках Европы и Азии именовались "товар булгарский", или "булгари". Археологи находят такую обувь в слоях, относящихся к 10-13 векам, причем уже тогда она была украшена тиснением, аппликацией, металлическими фигурными накладками.

Традиционные мягкие сапоги-ичиги дошли до наших дней в виде домашней обуви, очень красивой и удобной. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожаная, лыковая и валяная. Кожаная обувь широко бытовала в городе у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой (читек) изготовлялись из хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины.

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши. Выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин бытовали узорчатые башмаки, нередко с каблуком. Туфли с остроконечным и слегка поднятым носком считались наиболее традиционными. Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Лыковая обувь, особенно лапти (чабата), представляла у татар рабочую обувь, как наиболее легкую и удобную при полевых работах. Преобладали лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татарские лапти). Зимой повсеместно носили валенки (киез итек, пима, пуйма) короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные «кукморские» валенки.

Ювелирные украшения татар

Ювелирные женские украшения - показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями.

Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота "яка чылбыры", накосники. Еще в конце 19 века была обязательна нагрудная перевязь как оберег и украшение. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры - "комешче" - работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов.

Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов весом до 20 килограммов - всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем, обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

Многие элементы ювелирных украшений татар, претерпев совсем небольшие изменения, вошли в обиход женщин других национальностей. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров, и они служат прекрасным дополнением нашему подчас довольно безликому городскому костюму. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза - это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым.

Среди украшений известны как женские, так и мужские. Если у мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов, то ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией. Состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщины. Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи.

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники, отличающиеся по форме, декоративному убранству. Так, у казанских татар преобладали нагрудники, украшенные позументом и ювелирными накладными бляхами, у сергачских мишарей, кряшен, сибирских татар — чешуеобразно расшитые монетами, у кузнецко-хвалынских мишарей - богато расшитые золотой гладью, у зауральских татар, как и у башкир, сплошь декорировались кораллами и бисером и т.д.

Характеристика орнамента как направления декоративно-прикладного искусства


Исходя из данных, которые получили из источников информации, мы выяснили, что яркой особенностью национального орнамента является растительный узор.

Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и листовых мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством.

Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов: тюльпана, хризантемы, георгина. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника. В татарском народном орнаменте очень редко встречаются изображения животных существ, так как в прошлом по религии мусульманам это запрещалось.

Для татарского народного орнамента характерны как симметричные, так и ассиметричные построения: изящный, лёгкий изгиб в одну сторону.

Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «тёплых» и «холодных» тонов. Цветовая гамма узоров ичигов, женских туфель богата, сочна, ярка тоновыми контрастами. Краски насыщенные, используются все цвета спектра, но чёрный – редко. Обычно сочетаются цвета - зелёный с голубым, с красным, с жёлтым, синий с фиолетовым, жёлтый с красным, розовый с голубым. Несмотря на богатство красок произведений татарских мастеров, пёстрыми они не воспринимаются, потому что цветовой фон приводит их в единство.

Выбор эскиза проектного изделия

Ознакомившись с историческим народным костюмом татар, мы разработали несколько вариантов костюмов для проектной работы. Конечно же, они будут в современном исполнении.

При анализе и выборе оптимального варианта мы учитывали возрастную категорию исполнителей будущего танца на культурных мероприятиях, а также наиболее популярную цветовую гамму, присущую национальной одежде татар. Кроме этого, нельзя было не учесть экономические возможности и наличие оборудования для пошива костюмов.

Экономическое обоснование проекта

Наименование изделия Материалы Сумма
(руб)
1 Платье женское -1шт. Креп - сатин, тесьма окантовочная, кружева, нитки, тесьма отделочная 1633
2 Камзол женский – 1шт. Бархат, тесьма отделочная, нитки, флизелин, паетки, лоскут разных цветов для аппликации 546
3 Калфак – 1шт. Бархат, тесьма отделочная, нитки, флизелин, паетки, ткань подкладочная, лоскут разных цветов для аппликации 260
4 Рубашка мужская – 1шт. Креп - сатин, тесьма окантовочная, нитки, тесьма отделочная 586
5 Жилет мужской – 1шт. Бархат, тесьма отделочная, нитки, флизелин, паетки, лоскут разных цветов для аппликации 546
6 Тюбетейка – 1шт. Бархат, тесьма отделочная, нитки, флизелин, паетки, ткань подкладочная, лоскут разных цветов для аппликации 270
7 Штаны мужские -1 шт. Ткань костюмная, нитки, резинка 304
8 Штаны женские – 1шт. Креп - сатин, тесьма окантовочная, резинка, нитки 510
9 Пояс-кушак Креп-сатин, нитки, тесьма окантовочная 205
итого 4860

Технологическая последовательность проекта

Пошив изделий.

Для пошива татарских костюмов мы решили воспользоваться помощью учителя технологии, так как она более профессионально справится с этой работой. Но при выполнении пошива мы принимали участие в качестве подмастерьев.

  • Разработка эскиза татарского костюма
  • Снятие мерок и построение чертежа конструкции
  • Изготовление лекал
  • Раскрой изделий (вырезание деталей кроя)
  • Пошив тюбетейки, калфака
  • Художественная отделка тюбетейки, калфака
  • Пошив плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Художественная отделка плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Пошив поясных изделий костюма (штаны мужские, женские)
  • Художественная отделка поясных изделий костюма (штаны женские)

Построение чертежа конструкций изделий костюма


Национальный костюм, как и любой другой костюм, включает в себя одежду, обувь, головные уборы, украшения и другие аксессуары. Для проекта мырешили изготовить мужские и женские плечевые изделия (рубаха, платье, камзол, жилет). Поясные изделия в проекте приставлены штанами (мужские из костюмной ткани, женские из ткани креп-сатин в тон платья). Кроме этого мы посчитали необходимым изготовить в качестве головных уборов тюбетейку и калфак.

Исходя из выше перечисленных предметов костюма, мы сняли мерки с фигуры мальчика и девочки, необходимые для построения чертежей. Для рубахи и платья использован способ построения чертежей плечевого изделия с втачным рукавом.

Изготовление изделий костюма (головной убор, жилет, платье, рубаха, штаны)

После построения чертежей на каждый вид изделия мы выполнили этап изготовления лекал. Лекало – это деталь изделия, выполненная на бумаге, картоне, металле, с учетом припусков на обработку.

Следующим этапом была операция настилания ткани на столе, расположения лекал на ткани и раскроя плечевых, поясных изделий и головных уборов. Детали подбортов камзола, жилета, донышка тюбетейки были продублированы флизелином. Пошив изделий мы выполняли на швейной машине. В качестве художественной отделки мы использовали тесьму, кружево, аппликацию. После изготовления все изделия отутюжили.

Работая над данным проектом, мы пополнили свои не только теоретические знания о татарской культуре, но и приобрели практический опыт. Но мы предполагаем, что не все знакомы с культурой и обычаями татарского народа. Для подтверждения этого предположения мы провели анкетирование, которое включало вопросы.

Результат анкетирования показал:

  • 90% - опрашиваемых считают, что нужно сохранять и развивать национальную культуру сегодня;
  • 85.7% - согласны с утверждением, что национальная культура соединяет народ в единое целое, связывает традиции предков с сегодняшним и будущим поколениями;
  • 71.4% - считают, что одежда - это одна из составных частей национальной культуры;- 42.8% - считают, что одежда определяет национальную принадлежность;
  • 33.3% - утверждают, что национальная одежда сегодня в повседневной жизни популяр
  • 52.4% - думают, что костюм может рассказать о возрасте обладателя, социальном положении, характере, эстетических вкусах;
  • 66.6% - хотели бы больше узнать о костюмах, украшениях, предметах быта, обычаях татарского народа.
  • 11.2% - знают элементы мужского татарского костюма, как называется традиционный мужской головной убор, элементы женского татарского костюма, как называется традиционный головной убор татарских женщин, из какого материала изготавливают татарскую национальную обувь, чем отличаются мужской и женский костюм.

Менее 8% опрошенных хотели бы видеть в современной одежде такие элементы татарского костюма, как камзол, калфак, жилет.

Заключение

Исследования, проведенные в рамках проекта, показали, что одежда претерпевала эволюционное развитие на протяжении веков. Этому способствовали развитие техники и технологий производства различных товаров, торговые и культурные связи с рядом живущими народами.

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и, тем не менее, их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того, мы выяснили, что с течением времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения: изменился крой (вместо цельнокроенного рукава применяют конструкцию втачного рукава), используются новые материалы (кроме натуральных хлопчато-бумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей используют сегодня синтетические, искусственные ткани), вместо ручного способа изготовления одежды уже применяют машинную обработку и тд. Это говорит о том, что жизнь не стоит на месте, меняется образ жизни, эстетические идеалы, некоторые народные традиции.

Исходя из результатов анкетирования, мы пришли к выводу о том, что учащиеся хотят больше знать о культуре татарского народа. Считают, что именно национальный костюм сближает нас с культурой татарского народа. Таким образом, гипотеза данного исследования доказана

Наша работа - это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Как итог нашей работы, представляем вашему вниманию национальный костюм, который мы изготовили, опираясь на данные исследования.

Источники информации

  1. Р.Г. Абдулатипов Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
  2. М.К. Завьялова Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
  3. История и культура родного края //Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с
  4. Р. Р. Мухамедова. Татарская народная одежда. - Казань: Татарское кн. Изд-во, 1997. – 224с.
  5. Н. И. Воробьев. Казанские татары. - Казань: Татгосиздат. 1953г.
  6. С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX и начала XX вв.) Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань. 2000. – 312 Интернет ресурсы.

Приложение


татарский костюм 1татарский костюм 2

Традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом

татарский костюм 3

Мужские головные уборы. Тюбетейки

татарский костюм 4

Женские головные уборы. Калфак

татарский костюм 5

Обязательная часть женской одежды. Покрывало

Технологическая карта изготовления калфака

1. Наименование операции
Изготовление из
бумаги выкройки
Графическое изображение
татарский костюм 6
Материалы, инструменты
Картон, линейка, карандаш, ножницы
Раскрой изделия. татарский костюм 7 Ножницы,
портновский мел.
2. Нанесение узора для аппликации татарский костюм 8> Карандаш,
мелок,
линейка,
сантиметровая лента.
3. Заготовка шаблонов калфака. татарский костюм 9 Картон, карандаш, ножницы.
4. Вырезание элементов узора из лоскутов ткани
Закрепление элементов узора на детали калфака
татарский костюм 10
татарский костюм 11
Мелок, ножницы, лоскут, шаблоны
Иголка, нитки, детали узора, калфак
5.
6.
Соединение деталей калфака. татарский костюм 12 Иголка, нитки, швейная машина, ножницы.
7. Изготовление подклада татарский костюм 13 Нитки, иголка, швейная машина.
8. Настрачивание тесьмы по краю какраям калфака татарский костюм 14 Швейная машина, нитки, калфак, тесьма
9.

Технология изготовления тюбетейки

  • Изготовление выкройки. Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см.
  • Выкройка боковой части. На изнаночную сторону бархата разложить выкройку "по косой" так, чтобы долевая нить ткани совпала "по косой", расчертить и раскроить. Белую ткань и бортовку кроят также по косой.
  • Раскрой верхней части. Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы.
  • Перевод узора Сначала необходимо выбрать понравившийся Вам узор, перенести его на бумагу и перевести узор через копировку на белую ткань для верха. Наложить на изнаночную сторону бархата белую ткань с узором, зафиксировать по краям крупными стежками, затем перевести узор мелкими прямыми стежками на лицевую часть бархата.

татарский костюм 17

Чертеж мужских брюк

татарский костюм 18

Чертеж рубахи

татарский костюм 19

Чертеж жилета

татарский костюм 20

Чертеж платья

татарский костюм 21

Раскрой изделий (вырезание деталей кроя)

татарский костюм 22

Художественная отделка изделий костюма (жилеты, рубаха, платье, штаны)


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет