Влияние наружной рекламы на чувственно-эмоциональное восприятие  человека как существа социального

Автор: 
Карпенко Ольга Денисовна
Руководитель: 
Ткачёва Елена Евгеньевна, Овчинникова Инна Владимировна
Учреждение: 
ГБОУ школа №525 г. Санкт-Петербург
Класс: 
9

Готовый социальный проект на тему "Влияние наружной рекламы на чувственно-эмоциональное восприятие  человека как существа социального" рассказывает, какие психологические приёмы используются в наружной рекламе, зная которые, можно оградить себя от её негативного воздействия.

Подробнее о проекте:


Автор проекта о влиянии наружной рекламы на человека изучил литературу по данной теме, рассмотрел историю появления рекламы, а также способы ее проявления в разные исторические срезы, а также перечислил какие виды рекламы существуют, привел развернутое определение и примеры каждого из них. Также в работе доступно перечислены и проанализированы функции наружной рекламы.

Индивидуальный социальный проект знакомит учащихся с особенностью производства наружной рекламы и ее основными концепциями, раскрывает сущность влияния наружной рекламы на человека как существа социального. Вопросы, ставшие основой исследования, должны побуждать любого человека как существа социального к осознанному восприятию наружной рекламы. В конце исследования предлагаются для использования в учебной деятельности рекомендации по правильному восприятию содержательной направленности наружной рекламы.

Оглавление

Введение
1. История возникновения наружной рекламы.
2. Виды рекламы
3. Функции наружной рекламы.
4. Социальный опрос.
Заключение
Литература

Введение


При выборе темы и содержания проекта ведущим элементом является актуальность:
Реклама является частью жизни человека, живущего в обществе. Человек – существо социальное, а значит всё, что связано с его пребыванием в обществе, носит социальный характер, в том числе и реклама как способ влияние на восприятия человеком всего того, что происходит вокруг. Реклама является источником информации различного характера, она многообразна, и не всегда содержащаяся в ней информация положительно влияет на наше восприятие, именно поэтому необходимо научиться в ней разбираться и соотносить её содержание с необходимостями.Стоит сформировать правильное личностное отношение к ней.

Гипотеза: Наружная реклама оказывает влияние на чувственно-эмоциональное восприятие человека как существа социального.

Задачи:

  1. Создать концепцию исследования (образ)
  2. Составить вопросы, помогающие разобраться в теме исследования
  3. Обработать данные исследования
  4. Подготовить выводы, основанные на сделанном исследовании
  5. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру наружной рекламы
  6. Оформить исследование
  7. Подготовить презентацию проекта

Этапы работы
Подготовительный:

  • Сообщение куратору о цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде исследования

Основной:

  • Формулирование ряда вопросов, необходимых для проведения исследования
  • Опрос учащихся
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде презентации
  • Подборка литературного материала совместно с куратором

Практический:

  • Проведение исследования
  • Оформление графиков, подсчёт результатов, составление выводов

Заключительный

  • Художественное оформление проекта

Такая реклама влияет на чувственно-эмоциональное восприятие человека как существа социального, её деятельность оказывает значительное влияние на жизнь людей, однако, зная психологические приёмы производителей рекламы, можно оградить себя от негативного воздействия наружной рекламы.

История возникновения наружной рекламы

Первобытное общество(~2 миллиона лет назад – 4-е тысячелетие до н.э.),

Древний мир( 5-е тысячелетие до н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.)

История наружной рекламы уходит своими корнями еще в период до нашей эры. Разумеется, в то время существовали лишь её простейшие формы.Один из первых рекламных носителей, дошедших до нас, — папирус из Египта, сообщающий о продаже раба. Сообщения рекламного характера активно рисовали и на скалах вдоль торговых путей.

Самой распространенной формой наружной рекламы в ранние периоды истории человечества были надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской.

Средние века (476 г.–середина XVIIв.)


С падением Римской империи в странах Центральной Европы наступил тысячелетний период варварства, когда обозначилось резкое замедление в развитие как самого общества, так и его экономических и других хозяйственных и социальных сфер. Естественно, что это был не лучший период для рекламы.

В XII в. наблюдается оживление в ремеслах и торговле. Возвращается к жизни и реклама. Каждое объединение ремесленников имело свои отличительные знаки: цеховые гербы и знамена. Товары, сделанные ими, также имели свои отличительные знаки. Таким образом, реклама вновь начинала выполнять свою имиджевую и товарную функции на рынке товаров.

Торговцы, глашатаи, а также специально нанятые зазывалы у дверей лавок и таверн расхваливали товары и услуги, громко обращаясь к прохожим, уговаривая их купить или просто зайти посмотреть на товары. Большое распространение получила и наружная реклама в виде вывесок, эмблем и изображений товаров.

В эпоху Возрождения приоритетным средством наружной рекламы по-прежнему оставались вывески. Большая часть населения не умела читать, поэтому вывески были без текстов, зато графика постоянно совершенствовалась. С изобретением в 1450 году печатного станка по всей Европе появляются печатные плакаты рекламного характера, наклеенные на стенах городских домов. В 1630 году врач Теофраст Ренодо, которого впоследствии признают основателем печатной рекламы в европейских странах, основал первую в современном понимании газету.

Новое время (середина XVII – начало XX в.)

В середине XVIII века в Англии, а через полвека — и в Америке началась индустриальная революция. Производители товаров поняли ценность рекламы как средства завоевать сердца потребителей продукции и услуг, получения максимальных прибылей. В 1839 году появилась фотография, ставшая прекрасным дополнением к рекламным текстам.

С помощью фотографических материалов текстовой информации придается большая достоверность. Появляются первые рекламные агентства — фирмы с разветвленной сетью представительств. Формируются специальные отделы крупных торговых и промышленных компаний, задача которых — активно заниматься рекламой.

В XIX веке к рекламе начали относиться как к области искусства. Создателем рекламного плаката в том виде, в каком мы его знаем, считается француз Жюль Шере, который в 1866 году основал литографию в Париже. Он первым сформулировал главные принципы плаката, действующие до сих пор: броскость, лаконичность, мгновенное восприятие смысла.

Новейшая история (1918 – начало XXI в.)

20 век считается периодом расцвета наружной рекламы во всем мире.

С приходом телевидения, глобальной информационной сети и достижениями научно-технического прогресса наружная реклама начала развиваться стремительными темпами: на городских улицах появились громадные баннеры, украшенные огромными и яркими изображениями, а крыши небоскребов венчают эффектно подсвеченные неоном.

В 2000 г. количество наружной рекламы в Москве сравнялось с аналогичным показателем в Лондоне: оно превышает 20 тыс. поверхностей в обоих городах. Подтверждением вышесказанному служит хотя бы рекламная кампания Coca-cola на гигантском трехмерном рекламном щите. Билборд расположился на знаменитой площади Таймс-сквер в Нью-Йорке и установил сразу два рекорда, занесённых в «Книгу рекордов Гиннеса».

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что наружная реклама, динамично развиваясь вместе с торговлей, производством и другими отраслями экономики, всегда будет соответствовать актуальным тенденциям общества и оставаться эффективной.

Виды рекламы


Виды рекламы — это разделение рекламы на отдельные её разновидности по тем или иным классификационным основаниям, в зависимости от цели и объекта рекламирования, средств размещения рекламы, способов рекламного воздействия, функционального назначения рекламы и других критериев.

Единой классификации рекламы нет, да она и не нужна, поскольку перечень современных разновидностей рекламного воздействия чрезвычайно широк.

Есть несколько наиболее распространенных классификаций, которые при необходимости

  • применяются в разных ситуациях:
  • по месту и способу размещения;
  • в зависимости от цели рекламы;
  • по охвату
  • по масштабности и затратности: ATL и BTL;
  • по типам товаров и потребителям;
  • по адресату (в зависимости от её адресности).

Однако основным критерием систематизации рекламы является место и способ её размещения.

Так различаются два вида рекламы:

Внутренняя реклама

Внутренняя реклама, или интерьерная реклама (Indoor Advertising) — это текстовая, графическая, либо иная визуальная информация рекламного характера, которая размещается на специальных стационарных или временных конструкциях, расположенных внутри помещений общественного назначения, не являющихся непосредственными местами продаж.

Примерами подобных рекламных конструкций являются:

  • Внутренние вывески;
  • Торговые стойки;
  • Таблички;
  • Ростовые фигуры;
  • Рисунки на поверхности пола;
  • Объемные надписи;
  • Буквы на специальных держателях;
  • Стеллажи

Наружная реклама

Наружная реклама (Outdoor Advertising или Out-of-Home Advertising, OOH) — это текстовая, графическая, либо иная визуальная информация рекламного характера, которая размещается на специальных стационарных или временных конструкциях, расположенных на открытой местности, внешних поверхностях зданий и сооружений, элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих.

Места расположения наружной рекламы подразделяются на следующие основные зоны:

1) Муниципальные и частные территории, объекты инфраструктуры:

  • Полосы отвода дорог, придорожные зоны, разделительные полосы;
  • Наддорожное пространство;
  • Тротуары, пешеходные зоны;
  • Парки, скверы, места отдыха;
  • Уличная мебель;

2) Ограждения постоянные и временные:

  • Объекты недвижимости, включая жилые, общественные и иные здания и сооружения:
  • Стены зданий и сооружений;
  • Крыши зданий и сооружений.

Классифицируется наружная реклама так:

по конструкции:

  • плоскостная или объемная;
  • светодиодная
  • газосветная;
  • с фронтальной подсветкой и «бэклайт» (подсветка сзади или изнутри)

по рекламному полю:

  • статическое рекламное поле;
  • мультимедийная реклама;
  • динамически меняющееся:
  • бегущими надписями,
  • «бегущая волна»;

по размещению:

  • отдельно стоящая конструкция;
  • размещаемая на объектах торговли;
  • размещаемая на зданиях;
  • на объектах городской инфраструктуры;

по видам:

  • щиты (билборды, сити-форматы, штендерная реклама, тривижены);
  • пространственные конструкции (столбы и тумбы; штендеры);
  • на объектах продажи (ламбрекены, витрины, вывески оклейка: окон, стен);
  • на объектах городской инфраструктуры (пилоны, тролы; перетяжки, транспаранты брандмауэры, крышные установки);
  • на объектах транспорта (оклейка бортов, реклама внутри транспортного средства);
  • надписи в небе (воздушные шары, дирижабли);
  • реклама на экранах (мультимедийные экраны, световые и неоновые установки);
  • лайтбоксы и ситиформаты (рекламные конструкции с подсветкой);
  • свободно стоящие витрины с товарами.

Функции наружной рекламы


Существует пять универсальных функций, которые выполняет любая реклама, в том числе и наружная:

Экономическая

Реклама способствует экономическому росту и развитию общества путём привлечения инвестиций, различных нововведений во все сферы производства и потребления, повышения качества товаров и услуг, расширения возможностей потребительского выбора.

Социальная

Рекламные сообщения формируют определённые стандарты мышления и социального поведения различных общественных групп, а также поддерживают и закрепляют уже существующие традиции и устоявшиеся привычки потребителей.

Идеологическая

Реклама стремится создать общество с определенными мировоззренческими характеристиками, внедряет новые идеологические ценности – например, право граждан на частную собственность, трудолюбие и предприимчивость как основа богатства и благополучия

Маркетинговая

Функция рекламы как инструмента маркетинга заключается в формировании спроса на товары или услуги и стимулировании их сбыта. Рекламная деятельность в системе рыночных операций рассматривается как комплекс средств неценового стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на нее.

Коммуникативная

Функция рекламы как инструмента коммуникации заключается в информировании потребителей о товарах и услугах. Реклама представляет собой одну из специфических форм массовой коммуникации, то есть безличностного обмена информацией. При этом реклама не только информирует о товарах или услугах, но и одновременно трансформирует информацию в определенный образ, который становится в сознании потребителя связанным с фактическими сведениями о качествах рекламируемого товара или услуги.

В современных реалиях реклама является неотъемлемой частью жизни любого человека, особо важную роль в формировании чувственно-эмоционального восприятия играет наружная реклама, ведь большинство людей живут «в ритме большого города», и лучше всего к такому стилю жизни своих потребителей приспособилась именно наружная реклама.

У людей нет времени смотреть рекламные ролики или читать флаеры больше похожие на небольшие книжки, зато у каждого найдётся пара секунд, стоя на светофоре или проходя очередной торговый центр, на то, чтобы окинуть взглядом огромный телеэкран во всю стену здания или прочитать пару строк с яркого плаката.

В этом и заключается отличительная особенность наружной рекламы —простота и быстрота восприятия, это значит, что наружную рекламу нельзя «отключить» или проигнорировать, контакт с ней неизбежен. Часто, даже сами того не замечая, люди сталкиваются с наружной рекламой с периодичностью в 3-4 минуты (среднее арифметическое увиденной рекламы за день), но самое интересное заключается в том, что человек в среднем усваивает примерно 70% увиденного, эта информация будет казаться забытой, однако она надолго отложится в подсознании, и если человек будет стоять перед выбором, то этот «маячок» в голове обязательно повлияет на принятие решения.

Так почему же наружная реклама оказывает такое сильное влияние на чувственно-эмоциональное восприятие?

Дело в том, наружная реклама является основным способом продвижения товаров и услуг, следовательно средства наружной рекламы предназначены исключительно для доставки коммерческой рекламной информации, а значит рекламодатели, то есть производители этих товаров и услуг чрезвычайно заинтересованы в действенности их основного способа увеличения прибыли. Также не стоит забывать и о рыночной конкуренции, которая, конечно, способствует производству только самых востребованных продуктов, однако она позволяет остаться на плаву только самым сильным и готовым к переменам компаниям.

В условиях рынка и свободной конкуренции производители стремятся увеличить спрос на свой товар или услугу.

Отсюда вытекает основная задача наружной рекламы: заставить потребителя выполнить желаемое рекламодателем действие (убедить потребителя купить товар, воспользоваться услугой, обратиться за помощью в агенство, доверить решение какой-либо проблемы компании и многое другое)

Социальный опрос


Для того, чтобы выяснить, насколько сильно влияет наружная реклама на чувственно-эмоциональное восприятие людей, проведём опрос.

Вопросы:

  1. Часто ли Вы обращаете внимание на наружную рекламу?
  2. Является ли информациям размещённая на стендах/ билбордах наружной рекламы полезной для Вас?
  3. Раздражает ли Вас количество наружной реклама в городе?
  4. Как Вы можете охарактеризовать эмоциональные переживания, которые вызвала у Вас наружная реклама?

*было опрошено 32 человека

Ниже представлены графики, отображающие ответы опрошенных:

Первый вопрос:

наружная реклама 1

Второй вопрос:

наружная реклама 2

Третий вопрос:

наружная реклама 3

Четвёртый вопрос:

наружная реклама 4

Обращаясь к исследованиям мирового масштаба, проведённым компанией Nielsen, можно заметить «тенденцию доверия» людей со всего земного шара к наружной рекламе:

наружная реклама 5

Результаты проведённого нами исследования:

Опираясь на данные, полученные вследствие проведения социального опроса, можно сделать следующие выводы:

Подавляющее большинство опрошенных не считает наружную рекламу раздражителем, значит она действительно стала неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то, что кажется обыденным и привычным

Чаще всего, информация, вещаемая в массы наружной рекламой, действительно является полезной, она помогает людям определиться в выборе чего-либо, а также побуждает к приобретению рекламируемого товара

Наружная реклама оказывает влияние на эмоциональные переживания большинства людей.

Процент людей, доверяющих информации, доносимой наружной рекламой, по всему миру достаточно высок (56%), это значит, что маркетологи справились со своей задачей и смогли создать такую рекламу, которая действительно влияет на чувственно-эмоциональное восприятие, следовательно она становится неким методом лёгкой манипуляции людьми

После проведённого нами исследования можно с уверенностью сказать, что наружная реклама действительно оказывает влияние на чувственно-эмоциональное восприятие людей.

Психологи, а позднее и маркетологи, множество лет трудились над тем, чтобы разгадать тайны человеческого подсознания, понять принцип его работы, усвоения информации. Годы работы не прошли даром, сегодня можно назвать огромное количество маркетинговых уловок, заставляющих людей «плясать под дудку» маркетологов, однако выделим самые действенные и незаметные для потребителей, исходя из основных задач наружной рекламы.

Задачи наружной рекламы:

  • Информирование – формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о фирме
  • Увещевание – постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и её товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки
  • Напоминание – поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар
  • Позиционирование товара или фирмы
  • Удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке
  • Создание имиджа, образа фирмы, отличного от образов-конкурентов.

Маркетинговые уловки


Доверие к иностранным брендам

Во многих странах люди больше доверяют вещам, сделанным заграницей. Маркетологи это знают, поэтому техника, одежда и обувь получают красивые иностранные названия, а иногда и целую историю. Savage, TJ Collection, O’stin, OGGI, Carlo Pazolini — всё это на самом деле российские фирмы, вот только потребителю об этом знать совсем необязательно.

Страшный холестерин и опасные ГМО

«Без холестерина», — гордо заявляет этикетка растительного масла. Вот только большинству потребителей неизвестно, что холестерин — это животный жир, его и так нет в клетках растений и грибов. На коробках кукурузных хлебцев пишут: «Не содержит глютена». Естественно, ведь глютен — это белок, который не содержится в кукурузе, откуда ему взяться в кукурузных хлебцах?

А ГМО — это просто генномодифицированные организмы, которые не являются опасными для человека, почти каждый культивированный овощ или фрукт — генетически модифицирован. Но маркетологи пользуются страхом людей перед аббревиатурой «ГМО» и пишут на пачках заветное «без ГМО»даже если продукт не производится без ГМО.

Комплиментарные товары

Например, кофеварка стоит не очень дорого , зато капсулы к ней влетают в копеечку. Или бесплатный плеер с ежемесячной подпиской на музыку, кулер и вода... Вы наверняка сталкивались с таким маркетинговым ходом. Вам дёшево, бесплатно или с большой скидкой предлагают технику, а потом приходится покупать к ней довольно дорогие расходные материалы.

Больше, чем надо

Вы часто видите в рекламе жевательной резинки, как человек жуёт сразу две подушечки, эта идея принадлежит гениальному маркетологу. Ведь так делают в рекламном ролике — наверное, это правильно? В итоге «расход» жевательной резинки увеличился вдвое, а значит, увеличились и продажи.

И так не только с жвачкой, но и с шоколадом, который отламывают от плитки целым рядом, и с зубной пастой, которую на щётку выдавливают так, что она аж загибается кверху. Реклама показывает потребителю, как надо, и он повторяет, хотя в реальности вместо двух подушечек жвачки можно жевать одну, шоколад спокойно отламывается маленькими кусочками, а стоматологи рекомендуют использовать «горошинку» пасты.

Мнимые недостатки

Обнаружение в продукте каких-либо черт, которые можно представить единственными минуса предлагаемого товара, однако для аудитория эти черты будут преимуществами.Эта творческая, изощрённая уловка используется для сознания эффекта идеального продукта.

Эффект Зейгарник

Суть эффекта Зейгарник заключается в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Другими словами, невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать. Маркетологи создают тексты, призывающие пройти по ссылке, анонсы акций, фильмов, коллекций одежды, использую данный эффектом. Некоторые соцсети таким образом мотивируют пользователя должным образом заполнить профиль.

Гало-эффект (эффект ореола)


Эффект ореола — это перенос своих чувств по поводу одного личностного атрибута индивида на другие, никак с ним не связанные. Например, мы склонны заведомо придавать красивым людям такие черты как доброта, благородство, чистота помыслов. Масштабное исследование канадских выборов 1974 года выявило: физически привлекательные кандидаты получили в 2,5 раза больше голосов. Неудивительно, что в медийной рекламе так часто используются изображения красивых людей, а генеральные директора крупных корпораций вынуждены буквально инвестировать в свой внешний вид.

Включение смещение внимания

Прием, основанный на зависимости ответа от самой формулировки вопроса. Например, если у человека сложилось нейтральное мнение о вашей компании, можно улучшить его просто задав вопросы наподобие «Чем оказался полезен для вас наш продукт?», «Что больше всего понравилось вам в нашем последнем выпуске?» и т. д. В процессе поиска ответа на этот вопрос человек непроизвольно сформулирует положительное суждение о вас.

Поощрение чувство собственной значимости.

Игра на тщеславии потребителя, как L’Oréal в своем знаменитом слогане «Ведь вы этого достойны!».

Эффект владения

Покупателям приятно осознавать, что принадлежащее им обладает ценностью, что они сделали правильный выбор. Многие люди, уже совершив покупку, убеждают себя в том, что сделанная покупка оправдана. Поэтому, уже после получения оплаты стоит грамотные продавцы поощряют покупателя фразой наподобие: «Поздравляем! Теперь, с помощью этого пылесоса вы сможете убирать квартиру в 2, 5 раза быстрее!». Нельзя терять интерес к покупателю даже после совершения сделки, ведь у него может возникнуть впечатление, что он — отработанный материал. Такие клиенты не обратятся в фирму снова, а ведь именно на возвращении довольных клиентов обычно растет бизнес!

Рифма

Рифму обычно используют для создания слоганов. Она помогает сделать простой для запоминания слоган, который будет вертеться на языке.

Абсурдность

Абсурдность в рекламе используется для того, чтобы потребитель задумался над смыслом видеоролика или статьи, чтобы слова вертелись на языке. Абсурдность достаточно хорошо рекламирует, однако она должна быть правильно составлена. Стоит понять разницу между бессмысленным абсурдом и разумным стремлением вызвать недоумение рекламой.

Реклама становится неотъемлемой частью социально-культурного слоя общества, внося в него свой определенный вклад, однако при этом она не служит формирующим началом общественных ценностей, в отличие от искусства, литературы и религии.

Заключение

Представленная работа выполнена в соответствии с поставленной целью, в виде выдвинутой нами гипотезы. Наше исследование доказала влияние наружной рекламы на чувственно-эмоциональное восприятия человека как существа социального.

Задачи проекта выполнены: прослежен пути становления рекламы во времени, определены основные виды рекламы, и характер, подтверждено влияние наружной рекламы на чувственно-эмоциональное восприятия человека, названа негативная сторона влияния рекламы на человека.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет