Сатира в произведениях Ф.М.Достоевского

Автор: Унашхотлова Милана Алимовна
Руководитель: Разумова Елена Юрьевна
Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина

Комическое - художественное выражение смешного. Сфера искусства, жанры, связанные с проявлением смехового начала. Средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния.


У Достоевского "комическим" также считаются и трагические произведения. Сам он писал: " Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом и имя им обеим, вместе взятым - правда..."
Происходит не простое смешение комического и трагического, а их особое взаимодействие, связь, которая возможна на основе того, что и комическое, и трагическое возникает в силу какого-нибудь противоречия, несоответствия.

Это нечто абсолютно уникальное, как в плане техники написания, так и в плане содержания. У Достоевского было несомненно превосходное чувство юмора. Он без труда мог превратить серьезную проблему в нечто сатирическое. Однако серьезность поставленная проблематика не теряла, а в некоторых произведениях актуальна по сей день.

«Комическое» у Достоевского часто оказывается как бы внешней оболочкой трагического, первым приближением к нему. Так, например, в произведении "Сон смешного человека" главного героя, во сне, встречают ангелы или люди, на них сильно похожие: чистые, светлые, не грешившие. Но, встретив его, они перенимают обычаи, манеру речи и характер героя, становясь такими же грубыми и жестокими, совершенно потерявшими веру, "назвав ее сказкой". И только тогда герой переосмысливает все собой сказанное, когда-то сделанное и, наконец, понимает, что был отвратителен.

Также, в отличие от Гоголя и других известных сатириков, Достоевский стремится раскрыть в персонаже не только объект для насмешек, но и "человека в человеке". Даже тот же самый рассказчик из "сна смешного человека". Что он говорит о себе в самом начале?
"Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышением в чине, если б я не оставался для них таким же смешным, как и прежде".

Он, сам того не отрицая, называется смешным, но и при этом, чувствует себя не таким как все, а посему и хочет лишить себя жизни по приходу домой. Он как не понимает, почему общество к нему так обращается, хотя сам от них, возможно, и недалеко ушел, Потому что если бы был чист, то ангелам, приснившимся ему, не от кого было бы перенимать манеры поведения.

Достоевский не показывает повествующее лицо, как только несчастного персонажа, он показывает его также и с плохой стороны. Когда повествующий прогоняет маленькую девочку, просящую ей и ее матери помочь, или все та же проблематика с самим сном. Так и с более положительной. Когда, например, рассказывающий, проснувшись, переосмысливает весь прожитый жизненный путь и "становится на путь истинный".

Насколько просто и в то же время гениально автор смог передать суть всей своей жизни, счастья и вечно остающиеся для человека вопросы, которые, скорее всего, задавал себе каждый. Не большое по содержанию, но глубокое по смыслу произведение.

В творчестве Достоевского в результате сближения трагедии и комедии в каждом произведении рождается и открывается заново нечто большее, чем стиль или манера. В отличие от Гоголевской сатиры, смешное в произведениях Достоевского имеет психологический смысл, благодаря которому он вызывает у прочитавших развитие своего собственного мышления, переосмысливание прочитанного.
Произведениям Федора Михайловича свойственно еще одна черта - реалистичность персонажей. Большинство его героев действительно кажутся «живыми» и «настоящими», настолько тонко он чувствовал, и знал о чем именно писать, и что нужно донести до читателя.

Им, персонажам, свойственна противоречивость, что добавляет в их образы натуральность.
Почти каждый из главных героев Достоевского имеет по несколько пародирующих его «двойников»: для Марьи Александровны, как автор сам говорит, ее соседка - Анна Николаевна, с которой они постоянно соревнуются в первенстве. Доходит это все до нелепых ситуаций.
Так, например, Марья Александровна (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»), об Анне Николаевне:
«На нее клевещут. За что вы все на нее нападаете? Она молода и любит наряды, — за это, что ли? Но, по-моему, уж лучше наряды, чем что-нибудь другое, вот как Наталья Дмитриевна, которая такое любит, что и сказать нельзя. За то ли, что Анна Николаевна ездит по гостям и не может посидеть дома?».

Самой Марье Александровне действительно неприятно общество Анны Николаевны. Но чтобы казаться лучше и благороднее в глазах окружающих, она старается говорить о ней лестно, но получается очень комично. Их негласная, но всем и так понятная борьба за первенство выглядит просто глупо. Однако, ни Марья Александровна, ни Анна Николаевна, в счет это не берут.
Марья Александровна, по приезду Князя К. говорит слова в защиту Анны, «выплевывая» различные колкости в ее сторону, говоря о недалеких умственных способностях соседки. («...Она не получила никакого образования, и ей, конечно, тяжело раскрыть, например, книгу...»)

Для Зинаиды, девушки с чистым, честным, справедливым и гордым характером - ее несостоявшийся жених, Павел Александрович, который просто смешон: волнуется при встрече с Зиной, спрашивает, не сердится ли она, просто за то, что он приехал раньше
Сказала Зина, слегка покраснев и подняв на него чудные глаза. За мой ранний приезд, Зинаида Афанасьевна! Я не вытерпел, я не мог дожидаться еще две недели… Вы мне снились даже во сне. Я прилетел узнать мою участь.

«ꟷ Зинаида Афанасьевна, вы не сердитесь на меня? проговорил он с робким и умоляющим видом.
─На вас? За что же? ─ Сказала Зина, слегка покраснев и подняв на него чудные глаза.
ꟷЗа мой ранний приезд, Зинаида Афанасьевна! Я не вытерпел, я не мог дожидаться еще две недели… Вы мне снились даже во сне. Я прилетел узнать мою участь…»

Все герои произведения одновременно являются и комичными и трагичными персонажами. Это добавляет к ним реализм и в этом проявляется огромное мастерство Федора Михайловича. В «Дядюшкином сне» всем им досталась немалая доля утрирования, отчего, собственно, они и становятся смешными, и одновременно жалкими, и трагичными фигурами повести.
Говоря о "Крокодиле" тоже можно проводить параллели с персонажами. Как, например, Иван Матвеич - добрый, заботливый и любящий свою супругу, пускай и немного хвастлив (но автор сам пишет "приятно храбрясь перед супругою") - и, как ни странно, жена его - Елена Ивановна - глупая, жадная, ветреная и любящая постоянное внимание.


1. «... О боже, как они жадны! – проговорила Елена Ивановна, глядясь в каждое зеркало в простенках пассажа и, видимо, осознавая, что она похорошела».
Она, не смотря на факт того, что муж ее, пускай и жив, но находится в крокодиле, тешит свое самолюбие отражением в зеркалах.

2. «— Бедняжка, как это он так втюрился.… И никаких развлечений и темно… Как досадно, что у меня нет его фотографической карточки… Итак, я теперь вроде вдовы, — прибавила она с обольстительной улыбкой, очевидно интересуясь новым своим положением».
(«Крокодил»).

У Чехова есть рассказ «человек в футляре» где в случае с главным героем, «футляр» приводит к плачевному исходу.
А у Достоевского есть рассказ «Крокодил». В обоих случаях, «заключенные» погибают, однако Иван Матвеич, рад своему заточению и считает это полезным государству.

«— Я у всех на виду, и хоть спрятанный, но первенствую. Стану поучать праздную толпу. Наученный опытом, представлю из себя пример величия и смирения перед судьбою! Буду, так сказать, кафедрой, с которой начну поучать человечество. Даже одни единственные сведения, которые могу сообщить об обитаемом мною чудовище – драгоценны. И потому не только ропщу на давешний случай, но твердо надеюсь на блистательнейшую из карьер».

Государство, в лице Тимофея Семеныча, показывает свою эгоистичную сторону. Вместо того, чтобы печься о жизни Ивана Метвеича, он ищет в этом положении пользу для иностранных связей.

«— Едва только капитал привлеченного крокодильщика удвоился через Ивана Матвеича, а мы, чем бы протежировать иностранного собеседника, напротив, стараемся самому-то основному капиталу брюхо вспороть. Ну, сообразно ли это? По-моему, Иван Матвеич, как истинный сын Отечества, должен еще радоваться и гордиться тем, что собою ценность иностранного крокодила удвоил, а, пожалуй, еще и утроил».

В этом рассказе повествуется о равнодушие к судьбе человека. Конечно, эта же проблема, описываемая в «Крокодиле», застрагивающая тему дружбы, гордости, предательства была и будет актуальна. Сколько бы ни прожил человек, он еще не раз задумается над написанным в этом произведении Достоевским.

Его рассказ «скверный анекдот» относительно небольшой, но поражающий своей жизненностью, правдивостью, реализмом. И, если в «Крокодиле» описывается что-то фантастическое, что-то граничащее рядом со сказкой или вымыслом, то и выделено сразу и довольно ярко. Однако, «Скверный анекдот» начинается благородно, чинно, про бюрократов.

Живет в Петербурге один молодой, но уже достаточно высокопоставленный чиновник, который отчаянно хочет показать всем и каждому, какой он просвещенный, близкий к народу человек. Однако сам он, своими «воспеваниями» о себе и о том, какой он прекрасный простой человек, поставил стену, отдаляющую от того самого народа. Сам он считает свои намерения благородными, однако при этом всем, выглядит, мягко говоря, глупо и даже наивно.

Федор Михайлович высмеивает самолюбие человеческое и делает это так тонко и чувственно, что в одно время и смешно и грустно за несчастного Пселдонимова, которому «посчастливится» увидеть на собственной свадьбе человека, абсолютно не вписывающегося в эту по-семейному торжественную атмосферу.

Сам Иван Ильич уверен, что все, несомненно, будут радоваться его приходу: "…Да знаете ли вы, понимаете ли, что Пселдонимов будет детям своим поминать, как сам генерал пировал и даже пил на его свадьбе! Да ведь эти дети будут своим детям, а те своим внукам рассказывать, как священнейший анекдот, что сановник, государственный муж (а я всем этим к тому времени буду) удостоил их… и т. д. и т. д. Да ведь я униженного нравственно подыму, я самому себе его возвращу.… Ведь он десять рублей в месяц жалованья получает!.. Да ведь повтори я это раз пять, али десять, али что-нибудь в этом же роде, так повсеместную популярность приобрету.… У всех в сердцах буду напечатлен, и ведь черт один знает, что из этого потом может выйти, из популярности-то!»

Однако, из-за уж слишком завышенном мнении о своей персоне, сам он даже не задумывается о том, что своим присутствием испортит праздник. А когда наконец доходит, Иван Ильич, он же рассказчик, не уходит, а только выпивает немереное количество шампанского и пьянеет окончательно. Дело заканчивается тем, что незваного гостя уносят спать.
Рассказчик выглядит попросту глупо и это именно то, что хотел донести до читателя Достоевский. Такие.

Бывает непривычно наблюдать за такой вот далеко не смешной темой, описываемой Достоевским в рамках сатирического изложения, в котором одновременно «все хороши», но также и «все плохи». Федор Михайлович ставил в написанных собой книгах труднейшие философские вопросы, говорил о поистине библейских истинах, но тем временем также умел вызвать у читателя интерес с первых страниц, с первых абзацев. Читать его, в силу особой стилистики написания, трудно, но интересно.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: