Проект "Школьный буллинг"

Автор: 
Кузьмина Анастасия Дмитриевна
Руководитель: 
Ермакова Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов г. Подольск
Класс: 
9

Ученический социальный проект на тему "Школьный буллинг" дает развернутое понимание того, что такое буллинг, каковы причины его появления и каким образом он может проявляться, на что стоит обратить внимание родителям и учителям, чтобы помочь ребенку, подверженному буллингу.

Подробнее о проекте:


Автор проекта о видах школьного буллинга изучил литературу по данной теме определил, что такое "буллинг" и какие типы буллинга существуют, выяснил, как распознать буллинг и нейтрализовать его, как предупредить проявление буллинга в подростковой среде. Также учащаяся провела исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов.

Индивидуальный социальный проект знакомит учащихся с понятием "буллинг", а также раскрывает
социальную структуру буллинга учащихся. В рамках практической части ученицей была проведена диагностика учащихся: «Опросник уровня агрессивности Басса – Перри» и экспресс диагностика уровня самооценки. На основании полученных результатов ученица подготовила рекомендации по поведению для подростков, столкнувшихся с буллингом, а также для родителей, дети которых подвержены травле со стороны одноклассников.

Оглавление

Введение
1. Что такое буллинг?
2. Типы буллинга.
3. Социальная структура буллинга учащихся.
4. Диагностика учащихся: «Опросник уровня агрессивности Басса – Перри»; экспресс диагностика уровня самооценки.
5. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов МБОУ Гмназии имени Подольских курсантов
Заключение
Список используемой литературы

Введение


Тема детской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, В.Крапивин, В.Распутин, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей. «Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей.
Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.

«Слабые мира» - тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, а те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах.

В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Школьный буллинг».

Цель: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов.

Задачи:

  1. узнать, что такое буллинг;
  2. познакомиться с формами и типами буллинга;
  3. изучить социальную структуру буллинга;
  4. провести диагностику и анкетирование учащихся 9-х классов МБОУ Гимназии имени Подольских курсантов

Объектом данного исследования стали обучающиеся 9-х классов, а предметом – явление буллинга.

Я выдвинула гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде.

Методы исследования:

  • сбор и изучение теоретического материала;
  • систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
  • диагностика учащихся и обработка результатов;
  • анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность работы в том, что телевидение и Интернет «пестрят» видеороликами о жестокости детей, поэтому нельзя не воспринимать эту проблему всерьез.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.

Что такое буллинг?


Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление.

травля 1

Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой «школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?

Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.

Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Типы буллинга

«Физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;

«Поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой).

Вербальная агрессия - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

Новая разновидность школьного буллинга - «кибербуллинг» - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Социальная структура буллинга


Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли (агрессоры)

  • дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
  • не умеющие сочувствовать своим жертвам;
  • физически сильные мальчики;
  • легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

  • мечтающие быть лидерами в классе;
  • желающие быть в центре внимания;
  • с высоким уровнем притязания;
  • уверенные в своём превосходстве над жертвой;
  • дети, не признающие компромиссов;
  • агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
  • интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
  • со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

«Союзники» или «зрители» булли чаще всего дети:

  • боящиеся быть на месте жертвы;
  • не желающие выделяться из толпы одноклассников;
  • дорожащие своими отношениями с лидером;
  • поддающиеся влиянию «сильных мира сего» в классе;
  • не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
  • без собственной инициативы;
  • принимающие травлю за развлечение;
  • дети жестоких родителей;
  • озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
  • из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга

Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

  • гиперактивность и повышенная возбудимость;
  • плохая успеваемость;
  • ябеды;
  • синдром дефицита внимания;
  • любимчики учителей;
  • с трудом усваивающие чтение и письмо;
  • гиперопекаемые родителями;
  • воображалы;
  • хвастуны;
  • «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)
  • неопрятно одетые или же суперодетых;
  • одарённых;
  • кичащихся достижениями своих родителей;
  • не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
  • вундеркиндов;
  • интроверты с затруднённой коммуникацией;
  • часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
  • необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как вы и понимаете, может быть что угодно);
  • дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
  • дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.

Симптомы ребенка, подвергаемого травле

  • Неохотно идет (или вовсе отказывается) в школу и возвращается подавленным
  • Не упоминает одноклассников (имена, события и т.п.) и школьную жизнь
  • Не знает, кому можно позвонить узнать о домашнем задании или отказывается звонить
  • Его не зовут гулять, не зовут на дни рождения и он тоже
  • Ребенок чаще упоминает свое будущее ("Хочу поступить туда то", "хочу стать тем то"), чем настоящее.

Последствия


Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Как предотвратить буллинг

Буллинг – это проблема, которая должна обсуждаться и быть предотвращена, поэтому после исследования мы выделили несколько практических советов о том, как предотвратить издевательства, основываясь на опыте результатов нашего проекта, эти советы могут быть полезны для всех участников процесса травли в школе.

Мы всегда думали, что главная роль в процессе буллинга отводилась хулигану, как главному агрессору или жертве, потому что жертва сложно переживает последствия буллинга. Многие советы написаны именно им, но почему? Мы стараемся общаться с участниками, у которых уже есть проблемы, и если честно, наши беседы и советы не всегда помогают им, ведь проблема уже есть.

Мы пришли к самому большому открытию этого исследования: главная роль в процессе травли отводится свидетелю. Чем быстрее он реагирует, чем храбрее он себя ведет, тем быстрее он может помочь остановить конфликт. Это звучит невозможно, но свидетель – единственный человек, который видит конфликт с обеих сторон. У него есть реальная возможность реагировать, если он видит издевательства и есть возможность вовремя предотвратить ужасные последствия.

Свидетель может остановить проблему, может предотвратить буллинг и даже спасти чью-то жизнь. Каждый может стать свидетелем случайно: родители, учителя, одноклассники или друзья, не важно, кто, но только ваша быстрая реакция имеет смысл. В настоящее время многие люди, которые становятся свидетелями, боятся разговора с жертвой, потому что думают, что над ними тоже будут издеваться. Более того, у них нет никакого желания разговаривать с хулиганом, потому что они не хотят иметь проблемы. Тем не менее, они могут поговорить со взрослыми, которые будут готовы помочь.

Советы, которые могут быть полезны для свидетеля

  • Не будьте равнодушны и попробуйте поговорить с жертвой или дать ему контакты службы доверия. Вы можете изменить его жизнь.
  • Реагируйте быстро, и вы уменьшите последствия буллинга.
  • Если невозможно поговорить с жертвой, попробуйте поговорить с хулиганом.
  • Если ситуация выходит из-под контроля, найдите способ поговорить с родителями или школьными учителями. Может быть, родители жертвы даже не знают о проблеме.
  • Не бойтесь показать свою позицию, если все боятся, то кто решит проблему?

Анкетирование

После изучения социальной структуры буллинга, мы решили провести исследование. В исследовании приняло участие 90 учащихся 9 классов нашей гимназии. Среди них было проведено анкетирование на знание понятия "буллинг" и отношения к нему.

По результатам анкетирования, мы заметили что жертвой буллинга может стать человек, который имеет низкий уровень самооценки, поэтому мы изучили самооценку наших девятиклассников.

Жертву выбирают по слабости характера. Нет единого портрета воспитанника, имеющего шанс стать жертвой буллинга. Скорее это множество вариантов, общей чертой которых является характеристика «не такой, как все». Это дети с низкой способностью к сопротивлению, которых подавляют в семье, воспитывают в строгости, не дают принимать решений или высказывать свое мнение, не учат защищать себя. Робкие, с заниженной самооценкой, привыкшие к тому, что над ними доминируют, не способные защищаться, они легко становятся жертвами.

Диагностика уровня самооценки

Заниженный Норма Завышенный
7 20 2
8 17 2
4 27 3

Также нам стало интересно - какой вид агрессии наиболее популярен среди учащихся нашей гимназии и для этого мы провели диагностику склонности к агрессии (BPAQ-24)» А. Басса, М. Перри

Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

В агрессивных проявлениях можно выделить три основных компонента:

  • Поведенческий компонент - физическая агрессия - самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении.
  • Эмоциональный компонент - гнев - самоотчет о склонности к раздражительности.
  • Когнитивный компонент - враждебность - включает в себя подозрительность и обидчивость.


Измеряемые параметры:

  • Физическая агрессия (самоотчет о склонности к физической агрессии в поведении (поведенческий компонент).
  • Гнев (самоотчет о склонности к раздражительности (эмоциональный компонент).
  • Враждебность (шкала, включающая в себя утверждения двух подшкал «Подозрительность» и «Обидчивость» (когнитивный компонент).
  • Интегральная шкала (суммарный показатель по всем вопросам трех шкал).

Испытуемым предлагалось ответить на 24 утверждения и оценить их по пятибалльной шкале:

  • 1 - очень на меня не похоже;
  • 2 - скоре не похоже на меня, чем похоже
  • 3 - частично на меня похоже
  • 4 - скорее похоже на меня, чем не похоже
  • 5 - очень на меня похоже.

Получили следующие результаты

Норма Вербальная агрессия Враждебность Гнев Физическая агрессия 2 и более видов агрессии
9А(29) 19 2 2

3

3
9Б(27) 21 3 1 2
9В(34) 27 2 1 4

Заключение

В ходе проведенного мною исследования, я выяснила что такое буллинг, его формы и типы, социальную структуру буллинга учащихся 9 классов МБОУ Гимназии имени Подольских курсантов, провела диагностикусклонности к агрессии (BPAQ-24)» А. Басса, М. Перри, экспресс диагностику уровня самооценки и анкетирование среди учащихся 89классов МБОУ Гимназии имени Подольских курсантов

А также подтвердила гипотезу, что буллинг – явление широко распространённое в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг.

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

Явление буллинга широко распространено в школьной среде.

Из 98 опрашиваемых 50% имеют знания о понятии "буллинг", 83% сталкивались с издевательствами в каких-либо формах, в большинстве случаев, по мнению опрашиваемых, это проявляется в виде унижений в школе.

Результаты диагностики позволяют говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у 48% учащихся наблюдаются повышенная агрессивность во всех ее формах.

По результатам экспресс диагностики 23% опрашиваемых имеют заниженную самооценку; у 66% нормальная, а у 5% завышенная.

Список используемой литературы

  1. «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В., М.-1997г.
  2. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г.
  3. Курбатова Т. Н. Психология агрессии// Агрессия/ Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004г.
  4. С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.
  5. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006г, № 11. с.15-18.
  6. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004г.
  7. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб. , 2001г.
  8. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012г.— 264 с.
  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999г.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет