Слова–паразиты и языковые вирусы

Тематика: 
Автор: 
Кондратова Виктория
Руководитель: 
Вишнякова Ирина Владимировна
Учреждение: 
МОУ «Бродокалмакская СОШ»
Класс: 
7

Учебный проект по русскому языку «Слова–паразиты и языковые вирусы» содержит анализ изученной ученицей 7 класса теоретической базы о словах-паразитах и причинах их употребления. Автор проекта наглядно показывает, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты, и пытается установить причины употребления таких слов.

Подробнее о проекте:


Ученическая исследовательская работа по русскому языку на тему «Слова–паразиты и языковые вирусы» содержит развернутое определение понятия "чистая речь" и "слова-паразиты", а также рассматривает справочные источники о характере употребления слов-паразитов в речи и информацию, которую они несут слушателю о говорящем, поскольку существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Готовый проект «Слова–паразиты и языковые вирусы» по русскому языку в 7 классе школы содержит анализ проведенной практической работы, которая заключалась в том, чтобы опытным путем определить засоренность речи школьников словами-паразитами и установить причины их употребления. Учащаяся проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и подготовила рекомендации по борьбе с речевыми паразитами. Результатом проекта стал выпущенный школьницей буклет-памятка "Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов употребления".

Оглавление

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1.Что такое слова – паразиты и причины их употребления.
1.2. Слова-паразиты и как они характеризуют человека.
2. Практическая часть.
2.1. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся МОУ «Бродокалмакская СОШ».
2.2. Способы избавления от слов-паразитов.
Заключение
Литература
Приложения

Введение


«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»

Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.

Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попытался ответить на эти вопросы. По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами-паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен. В литературе я не нашёл точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.

Актуальностьпроблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.

Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся  7-8-х МОУ «Бродокалмакская  СОШ»

Предмет исследования: употребление слов-паразитов

Цель исследования: доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.

Задачи исследования:

  1. Определить, что такое слова-паразиты;
  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
  3. Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
  5. Выпустить буклет-памятку "Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов";

Методы исследования:

  • Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
  • Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
  • Анкетирование;
  • Устный опрос;
  • Анализ полученных результатов.

Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

Что такое слова – паразиты и причины их употребления


Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указательное местоимение это, сочетание указательного и определительного местоимений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там.

В прочитанной литературе я встретила несколько мнений по  поводу слов-паразитов. К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”.

А вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т. п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

  • Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
  • Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  • Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  • Мода на некоторые слова.

Слова-паразиты и как они характеризуют человека


Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом и синтаксисом. Но из-за возникшей «моды» на то или иное слово оно может встречаться в речи людей, владеющих литературной нормой.

Итак, в качестве слов-паразитов чаще всего выступают: Частицы: указательная - вот, резюмирующая - ну, модальная - пожалуй, утвердительная - так, вопросительная - да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная - как бы; Вводные слова: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать; Местоимения: указательное местоимение - это, сочетание указательного и определительного местоимений - это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения - как его, местоименное наречие - там.

Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах. Замечено, что разные люди используют разные слова-паразиты. Например, человек, который долго думает, прежде чем произнести следующее слово, говорит «это». А в речи людей, говорящих очень быстро, часто встречается «так сказать». Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира      

Человек, употребляющий слово-паразит «просто», считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», — экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту. В последнее время очень популярно слово «как бы». В современном русском литературном языке как бы может быть частицей, выражающей приблизительное сходство, подобие («Отвечает как бы нехотя»), и союзом, выражающим сравнение («Зашуршало в траве, как бы прополз кто-то»).

Его употребление в качестве слова-паразита делает высказывание говорящего неопределенным («Я как бы на трамвае приехал. Я как бы хочу сказать. Я как бы русская»), снимает с него ответственность за слова и дела. Эта двусмысленность мешает пониманию и может выглядеть комически. Например, интересна реакция В.Войновича, который услышал интервью известной актрисы, вышедшей замуж. В этом интервью женщина произнесла: «Я как бы счастлива». После чего писатель сказал, что если она как бы счастлива, то ей нужно разводиться.

Таким образом, слово «как бы», означая условность, говорит о том, что человек так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Он не обременен ответственностью, это сказывается и на речи. Еще одно частотное слово, которое употребляют в не свойственных ему контекстах, — это «типа» («Я типа играю на гитаре». «Ну, я типа новенький»).

Согласно современной литературной норме, этот предлог следует использовать в сочетании только с существительным в форме родительного падежа («Гостиница типа пансионата») или с неизменяемым существительным (типа + кого/чего). Его синонимами являются предлоги вроде, наподобие кого/чего. Употребление же в речи данного слова как слова-паразита характеризует человека как неуверенного в себе, неспособного четко выразить собственную мысль.

Рейтинг популярных в разные годы слов-паразитов

Годы Слова-паразиты
70-е годы на самом деле, типа, так сказать, вот, вот так вот, ну вот, практически, фактически, достаточно.
80–90-е годы как бы, да?, блин, это, это самое, то есть, э-э-э, м-м-м, м-да, ну-у, по ходу, ясно.
2000 - 2020-е годы ну, ну ваще, короче, прикинь; короче, это самое, по любому, жесть, руллз; ужос, маза, полюбасу, че; ниочем, вобщем (обязательно в одно слово), тема, Оки, чмоки, поки, шикарно, отлично, перфектно, фак, зачет, отлично, прикольно, пипец, млин, да не вопрос, без проблем, лошара, олень и так далее.

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской : Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать.

Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся 7-8 классов МОУ «Бродокалмакская СОШ»


На уроках русского языка, литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 7-8 классов приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Семиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?

Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися одной возрастной группы».

В анкетировании и устном опросе принимали участие  учащихся 7-8-х классов МОУ «Бродокалмакская СОШ».

слова паразиты 1

Рисунок 2. Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи»

Они показали, что 27% опрошенных учащихся не знают, что такое слова-паразиты.

55% учащихся предполагают, что это употребление в речи бранных и нецензурных слов. Только 16% учащихся знают, что такое слова-паразиты.

Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов - паразитов («ругать», «наказывать»). Другие считают, что «нужно меньше говорить». Только 3 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся 7-8-х классов не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.

Семиклассниками чаще всего употребляются такие слова-«паразиты» как «блин», «значит»,«пипец», «кстати», «пофиг», «прикинь», «короче», «ё-мое», «ну», «как бы», «это самое», «типа», «это», «ваще», «чё…»

Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).

слова паразиты 2

Рисунок 3. Диаграмма употребления слов-паразитов учащимися 7-8 классов

Слова-«паразиты», употребляемые учащимися нашей школы.

Значит, чё  – 65%
Кстати  – 55%                                        короче – 47,5%
блин– 37,5%                                          пипец - 35%
прикинь – 35%                                       ваще, типа – 30%
пофиг – 27,5%                                        слышь – 25%
это самое – 12%

Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них:

1 короче Резкость, желание быстрее закончить речь Короче, дело было так…
2 Как бы Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения Я вчера как бы ждал тебя…; мы уже как бы видели этот фильм…
3 Евпат-коловрат Удивление, возмущение, радость, огорчение Евпат-коловрат, у меня 5!
4 Печки-лавочки Спокойствие. удовлетворение Хорошо сидим, печки-лавочки!
5 Типа 1.Желание выделиться
2.Заменитель паузы
Ты, типа, кто такой? Типа, ситуация такая…
6 Чё Вопрос-недоумение Ну и чё?!
7 Щас (последняя модификация Интернета щаз-з) Нежелание что-либо делать Ну как же, щас…размечтался!
8 Это Пауза во время говорения или употребления каких-то слов Тургенев… это…плохо …это…относился к крепостному …это…праву
9 Факт Уверенность в своих словах Так все и было, факт!
10 Жесть, жесткач,  жестко одобрение, положительная реакция - Было жестко!
11 Елки-палки, елы-палы удивление, возмущение, радость, огорчение Елки-палки, сколько можно говорить?
12 Понимаешь, понимашь Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова Я, понимаешь, иду, слышу, понимаешь, крики…
13 Вообще, ваще 1.Легкое возмущение
2.Итог речи
Ты получил два, ваще…
14 В принципе Собственно говоря Желание отбросить лишние слова для объяснений В принципе, ты мог этого не делать.
15 Как его, как это, ну как его Вместо каких-то слов, желание что-то вспомнить Динозавры…как его… вымерли…

Провела анкетирование, в ходе которого выяснила, что учащиеся 7-8 классов не замечают употребление слов-паразитов в своей речи.

слова паразиты 3

Рисунок 4. Диаграмма  «Замечают ли ученики слова-паразиты в своей речи?»

слова паразиты 4

Рисунок 5. Диаграмма «Употребляют ли учащиеся 7-8 классов слова-паразиты»

Также выяснила, что чаще всего учащиеся употребляют слова-паразиты вне школы и на переменах, когда общаются друг с другом и контроль  за речью ослаблен.

слова паразиты 5

Рисунок 6. Диаграмма ситуации употребления слов паразитов

Способы избавления от слов-паразитов


В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них:

Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».

Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».

Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.

Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.

Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.

Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!

Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.

Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов»

Несколько советов по исправлению речи: Практикуйтесь. Чаще зачитывайте выступление вслух. Вы можете читать текст про себя сколько угодно, но лишь практика поможет правильно расставить акценты, отметить трудные моменты, сделать речь спокойной и естественной. Занятия придают твердости, а слова-паразиты живут рядом с неуверенностью. Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.

Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили вставные слова. Услышав результат, вы намного более остро осознаете необходимость избавиться от этой привычки. Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны. Одна точка = двойная пауза.

Конец предложения - долгая пауза. За это время в голове у слушателей уляжется то, что вы сказали. Двойное подчеркивание. Готовя речь, обязательно выделяйте цветом или подчеркиванием ключевые понятия - это позволяет расставить правильные акценты, а кроме того, замедление перед важными моментами текста исключает соблазн ввернуть слово-паразит. Не паникуйте. Слова-паразиты тут же возникают там, где вы забыли текст и заволновались. Они не помогут вам вспомнить, так что просто сделайте паузу - во время нее зрители осознают сказанное. Будьте спокойны.

Еще одна причина слов-паразитов - эмоциональность. Когда вы подводите слушателей к кульминации речи, естественно, вы волнуетесь. Просто представьте, насколько нивелируют такой важный момент выступления эти бессмысленные вводные конструкции - вам уже не захочется их произносить. Спланируйте важные моменты.

Те самые, когда вы начинаете нервничать. Если вы хотите внести в контексте речи деловое предложение, особенно четко продумайте именно ту часть, в которую вы захотите его вставить. Уменьшите количество в пользу качества. Чаще всего слова-паразиты ”живут” в объемных докладах. Не разбавляйте информацию словесной ”водой”, поверьте, чем короче ваше выступление, тем оно информативнее и интереснее для слушателя. И места для разных ”короче” уже не остается. Упражнения по исправлению речи:

придумать речь, начать рассказывать ее перед зеркалом, четко проговаривая каждое слово, если выскочил паразит, тут же его записать!!! 10-15 повторов речи и паразиты исчезнут

рассказываешь что-то напарнику, который акцентирует твое внимание на паразите подбираешь синонимы (не паразиты) и вставляешь в речь и опять проговариваешь. тренируешься перед зеркалом, каждый раз, когда выскакивает паразит... заново прогоняешь предложение.

 Еще несколько советов, как  вытравить этих паразитов:

1. Найди их у себя

Светская беседа – это не кровь в шприце: ее врачу на анализ не отнесешь. Мы сплошь и рядом вообще не замечаем этих самых паразитов, ползающих туда-сюда по нашей речи. Они хорошо заметны только со стороны. Можно, конечно, порасспрашивать особо неделикатных знакомых, но вполне реально поставить диагноз и самостоятельно. Включи диктофон и расскажи себе самый длинный и путаный фильм, который когда-либо смотрел. Чтобы минут на двадцать повествование получилось. Потом послушай – и все услышишь сам.

2. Пойми, зачем ты их используешь

Говорят и думают люди с разной скоростью. У кого процесс подготовки мысли к изложению идет быстрее, чем работает речевой аппарат, у тех часто развивается так называемая «пулеметность речи» – когда человек говорит слишком быстро, проглатывая окончания и часто выпуская из фразы половину слов, которые бы ей не помешали.

Слова же паразиты заводятся обычно у тех, кто, напротив, подготавливает мысль к произношению медленнее, чем может ее изложить. Это своеобразные остановки, островки передышки, которыми можно занять язык и губы, пока мы соображаем, как закончить эту фразу. Причем ни от интеллекта, ни от образования сие не зависит: полным-полно профессоров, которые в публичных выступлениях используют паразитов не меньше, чем гопник в подворотне.

3. Найди замену

Чем же профессор отличается от гопника и почему его речь кажется «культурной», а «Эй, ты слышь, значит, ты того, типа иди, бля, сюда» почти всегда свидетельствует о некотором недостатке риторического образования? Тем, что профессорские паразиты, во-первых, породистые; во-вторых, разнообразные и хорошо замаскированные.

Лингвист Ольга Северская в книге «Говорим по-русски» рекомендует заменить свои коротенькие, простецкие паразиты на развернутые вводные слова. Вместо «ну», «вот», «типа», «эээ», «слышь», «значит» рекомендуется оснастить свою речь оборотами вроде «как и предполагалось», «после чего», «следовательно», «далее же», «видите ли», «полагаю», «по моему мнению», «думаю, можно с определенной уверенностью сказать», «между тем». Например: «Ну, значит, прихожу я, блин, и вот, значит, она мне и говорит» в новой аранжировке прозвучит так: «Следовательно, прихожу я к ней, далее же она мне и говорит». 4. Найди себе сторожа

Попроси друзей, девушку, может быть, даже кого-то из коллег ловить тебя на «как бы» и «значится», прокравшихся в твою окультуренную речь. Так как слова-паразиты мы произносим машинально, то часто и не замечаем, что по-прежнему употребляем их. Для особой действенности можешь договориться со «сторожем», что за каждую выловленную блоху он будет получать от тебя определенную сумму денег.

Будем надеяться, что ты окажешься достаточно жадным для того, чтобы скоро заговорить на безукоризненном русском (украинском, немецком или китайском) языке. 5. не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», — экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту. В последнее время очень популярно слово «как бы». В современном русском литературном языке как бы может быть частицей, выражающей приблизительное сходство, подобие («Отвечает как бы нехотя»), и союзом, выражающим сравнение («Зашуршало в траве, как бы прополз кто-то»).

Его употребление в качестве слова-паразита делает высказывание говорящего неопределенным («Я как бы на трамвае приехал. Я как бы хочу сказать. Я как бы русская»), снимает с него ответственность за слова и дела. Эта двусмысленность мешает пониманию и может выглядеть комически. Например, интересна реакция В.Войновича, который услышал интервью известной актрисы, вышедшей замуж.

В этом интервью женщина произнесла: «Я как бы счастлива». После чего писатель сказал, что если она как бы счастлива, то ей нужно разводиться. Таким образом, слово «как бы», означая условность, говорит о том, что человек так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Он не обременен ответственностью, это сказывается и на речи. Еще одно частотное слово, которое употребляют в не свойственных ему контекстах, — это «типа» («Я типа играю на гитаре».

«Ну, я типа новенький»). Согласно современной литературной норме, этот предлог следует использовать в сочетании только с существительным в форме родительного падежа («Гостиница типа пансионата») или с неизменяемым существительным (типа + кого/чего). Его синонимами являются предлоги вроде, наподобие кого/чего. Употребление же в речи данного слова как слова-паразита характеризует человека как неуверенного в себе, неспособного четко выразить собственную мысль.

Заключение


Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

  • изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
  • изучила распространенность слов-«паразитов» среди учащихся 7-8  классов нашей школы,
  • нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи,
  • в результате анкетирования, наблюдения проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.
  • выпущен буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов»
  • выпущены листовки-рекомендации «В помощь выступающим перед аудиторией»

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков 7-8 классов нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». Самыми распространенными словами-«паразитами» стали слова «ну», « блин» «короче».

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С.Тургенев.

Литература

  1. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - М.-Л., 1947.
  2. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.
  3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 2007. - 19 марта.
  4. Дараган Ю.В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи // Тр. междунар. семинара Диалог. Т. I. М., 2000.
  5. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.
  6. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.
  7. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи. Вставные элементы в речевом потоке. Дис. канд. наук. – М., 1985.
  8. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. - № 15.
  9. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
  10. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001.
  11. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.
  12. Северская О. Говорим по-русски. – М., 1992.
  13. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1984.
  14. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи - М., 1996.
  15. Чепалов Р. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.
  16. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, 2004. - № 43 (584).
  17. Шмелев А.Д. Слова-паразиты и их роль в построении дискурса // Русский язык в контексте современной культуры. Екатеринбург, 1998.

Приложение 1. Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов

  1. Чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас. Старайтесь пересказывать прочитанное.
  2. Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и другими. Пытайтесь заучивать хотя бы по несколько слов из толкового словаря. 
  3. Учите стихи.
  4. Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.
  5. Используйте в своей речи пословицы и поговорки.
  6. Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.
  7. Контролируйте свою и чужую речь.
  8. Изучайте речевой этикет.
  9. Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.     
  10. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.
  11. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.
  12. Выявленные  слова-паразиты  выпишите на отдельный лист, который повесьте  где-нибудь на  видном  месте перед глазами.
  13. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.

Приложение 2. В помощь выступающим перед аудиторией

Необходимо успокоиться и избавиться от внутреннего напряжения. А теперь сосредоточьтесь на себе и слушайте самого себя. Не торопитесь и продумывайте все, что собираетесь сказать.

Начните высказываться полными фразами. На вопросы собеседника всегда отвечайте полно. В этом случае вам придется подумать, как облечь свою мысль в красивую и полную форму. И как следствие слово-паразит сбежит из фразы. Например, вам задают вопрос: Из какого материала у Вас портфель? При кратком ответе человек, страдающий словами-паразитами, ответил бы так : «Ну, кожаный». А вот если мы отвечаем полно на поставленный вопрос, то слово «ну» уже некуда вставить. Смотрите сами: «У меня кожаный портфель».

Всегда давайте себе время подумать и представить, как будет звучать ваша фраза. Если информация, которую вы хотите донести до собеседника очень объемная, разбейте вашу речь на несколько коротких предложений, чтобы не путаться и не затягивать беседу. Запомните - на слух всегда легче воспринимаются простые предложения.

При подготовке к публичному выступлению, обязательно составьте для себя план разговора. Продумайте, какие вопросы вам могут задать и напишите возможные ответы на них. И тогда в случае если Вы растеряетесь, Вы всегда можете обратиться к такой шпаргалке.

Что же делать, если вы растерялись и не знаете, как продолжить начатую фразу? Просто выдержите паузу  -  это нормальное явление. Остановитесь и соберитесь с мыслями. Пусть лучше будет пауза, чем слово-паразит.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет