Проект "Как улучшить память"

Тематика: 
Автор: 
Никитина Алиса
Руководитель: 
Ялкаева Жанна Яновна
Учреждение: 
МОУ «Советская СОШ № 2»
Класс: 
9

В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Как улучшить память" учащаяся рассмотрела и проанализировала источники информации по теме исследования, дала развернутое определение понятия "память" и изучила виды памяти, которыми может обладать человек.

Подробнее о проекте:


В исследовательской работе по биологии на тему "Как улучшить память" автор провела исследование научной и учебной литературы на тему «способы улучшения памяти», а также изучила особенности каждого вида памяти и определила, какие условия способствуют лучшему усвоению человеком информации, ее запоминанию на длительное время.

В рамках выполнения проекта о памяти учащейся были проведены тестирования, помогающие определить особенности запоминания человеком информации разными способами, и выявлены наиболее действующие из них. В проекте предложены специальные упражнения для тренировки памяти, регулярное выполнение которых способствует улучшению запоминания человеком большого объема информации. Учащаяся составила рекомендации по улучшению памяти в домашних условиях.

Оглавление

Введение
1. Что такое память. Виды памяти
2. Условия, влияющие на запоминание.  
3. Тестирование №1.  
4. Специальные упражнения для тренировки памяти.     
5. Тестирование №2.
6. Анкетирование одноклассников.    
7. Рекомендации по улучшению памяти.
Заключение

Введение

В современном информационном обществе человек вынужден постоянно напрягать память: запоминать огромную информацию, хранить ее и воспроизводить для получения необходимого результата. Хорошая память – основа жизненного успеха. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течение его жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы.

Мозг человека состоит из 14 миллиардов нервных клеток, каждая из которых обладает 5000 связей с другими.  Ёмкость нашей памяти также не ограничена, просто мы не умеем ей пользоваться. Необходимо совершенствовать работу своей памяти.

Мне в моем возрасте приходится запоминать все больше информации, поэтому меня заинтересовала проблема улучшения памяти. Мне захотелось разобраться, что такое память и как ее можно улучшить.

Актуальность работы: современное обучение в школе требует от учащихся запоминание большого объема информации и многие мои сверстники, как и я, хотят улучшить возможности своей памяти.

Гипотеза: память можно улучшить, тренируя ее с помощью специальных упражнение и соблюдая условия эффективного запоминания.

Цель работы: узнать способы улучшения памяти и начать работу по улучшению своей памяти.

Задачи:

  1. Узнать, что такое память.
  2. Выяснить условия, влияющие на запоминание.
  3. Протестировать мою память.
  4. Найти специальные упражнения для развития памяти.
  5. Тренировать память с помощью специальных упражнений.
  6. Повторное тестирование уровня развития моей памяти.
  7. Выяснить, хотят ли сверстники улучшить свою память.
  8. Разработать рекомендации для одноклассников по улучшению памяти.
  9. Сделать вывод.

Что такое память? Виды памяти


Память - сложный психический процесс, способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали. Видов памяти много. Классификация исходит из разных оснований:

По длительности сохранения информации, память бывает: кратковременная (оперативная) и долговременная. Кратковременная память служит  временным хранилищем информации и пропуском в память долговременную. В долговременной памяти информация хранится долго, иногда всю жизнь.

По способу запоминания информации, память бывает: механическая (не опосредованная) – человек запоминает, не понимая информации (например, при заучивании иностранных слов) и логическая (опосредованная) человек запоминает, понимая, о чем идет речь

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память бывает: эмоциональной, словесно-логической, двигательной и образной. Эмоциональная память – это память на чувства, пережитые и сохраненные в памяти.

Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение, воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме. Например: запоминание формул и текстов.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой практических и трудовых навыков.

Образная память – это запоминание и воспроизведение образов ранее наблюдаемых предметов, явлений природы, картин жизни.

Условия, влияющие на запоминание

Прочность запоминания зависит от многих условий, к характеристике которых мы переходим.

1. Позитивная настройка на запоминание.
Для эффективного запоминания необходима установка – это когда человек ставит перед собой цель. Перед началом процесса следует сказать: «Я это запомню!». Позитивная установка позволяет легче выучить материал.

2. Осмысленность запоминания.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического запоминания. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Осмысленное запоминание требует меньше усилий, более продуктивно.

3. Повторение.
а) Повторение может быть активным и пассивным. Активное повторение это- проговаривание или пересказ текста вслух. Чтение без пересказа – пустая трата времени. Пересказ – это развитие речи и  тренировка памяти.

4. Прочность запоминания зависит от важности информации для человека. Легче запоминаем то, что:

5. Запоминание материала данного в готовом виде менее успешно, чем запоминание материала, найденного самостоятельно в ходе активной деятельности. Курение, алкоголь и наркотики ухудшают память.

Тестирование №1


С целью выяснения уровня моей кратковременной зрительной памяти в начале работы было проведено тестирование номер 1.

Тест заключается в следующем: в  течение 20 секунд предлагается посмотреть на таблицу из 12 случайных чисел (приложение 1), затем записать числа, которые запомнились. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма у взрослого человека -7 и выше. Методика определения кратковременной  памяти удобна, так как  не занимает много времени. Объём долговременной памяти определить практически невозможно.  Результат моего тестирования – 3 числа, к сожалению, низкий уровень.

В тестировании кратковременной слуховой памяти, предлагается, прослушав 10 слов (читает помощник четко, громко), записать их в любой последовательности. Средний уровень слуховой памяти – 5-6 слов. Мой результат – 4 слова.

Специальные упражнения для развития памяти

1. Упражнение «Лото». Берем 5 любых бочонков из игры «лото», смотрим в течение нескольких секунд и закрываем их, затем вспоминаем, какие на бочонках выпали числа и проверяем себя. Постепенно количество бочонков увеличиваем.

3. Упражнение «Часы». Пару раз в день, а потом можно чаще посмотрите на часы и вспомните, что вчера, именно в это время, вы делали, где были и т.д.

4. Упражнение «Обратный отсчет» Чтобы заставить наш мозг проснуться, попробуйте считать в обратном порядке. Например, отнимать от 1000 число 7.

5. Заучивание наизусть стихотворений, цитат. Начать следует с небольших стихов, постепенно увеличивать размер текста (лучше всего развивает память  заучивание произведения А. С. Пушкина «Граф Нулин»). Отличной тренировкой памяти является изучение иностранных языков.

6. Упражнение на внимание «Закрытые глаза». Не включая вечером свет в квартире, ходить по комнатам по памяти, можно принимать душ в темноте, танцевать заучиваемый танец.  

Таких упражнений очень много. Все их выполнять скучно и нудно. Лучше, выбирая два-три упражнения, выполнять их регулярно. Невозможно научиться танцевать, просто читая книгу. В течение месяца я использовала большинство этих упражнений для тренировки своей памяти, затем было проведено тестирование №2.

Тестирование №2

Для тренировки своей памяти я использовала следующие упражнения:Упражнение «Обратный отсчет», Упражнение на внимание «Закрытые глаза», Упражнение «Монеты» выполняла ежедневно, а остальные упражнения реже.

По результатам упражнения «Обратный отсчет» был составлен график (приложение 2) из которого видно, что результаты счета к концу месяца улучшились. Это упражнение способствует развитию математических способностей и памяти.  

По окончании ежедневных тренировок памяти, провела повторное тестирование кратковременной, зрительной и слуховой памяти. Результаты тестирования:

  • Зрительной памяти – 7 цифр
  • Слуховой памяти -  8 слов.

Вывод: результаты улучшились в 2 раза.

Анкетирование одноклассников

С целью выяснения представления одноклассников о памяти, мною был проведен опрос 18 учеников 9 «А» класса и 24 учеников 9 «Б» класса . Были получены следующие результаты:

По 1 вопросу «Довольны ли Вы своей памятью?»

9 «А»: ответили «да» - 15 человек (71,4%), ответили «нет» - 3 человек (28,6%)

9 «Б»: ответили «да» - 11 человек (57,9%), ответили «нет» - 14 человек (42,1%).

По результатам были составлены круговые диаграммы (приложение 3).

По 2 вопросу «Хотели бы Вы улучшить свою память?»

9 «А»: ответили «да» - 14 человек (80,5%), ответили «нет» - 4 человека (19,5%).

9 «Б»: ответили «да» - 17 человек (89,5%), ответили «нет» - 7 человека (10,5%).

По результатам были составлены линейные диаграммы (приложение 4).

По 3 вопросу «Знаете ли Вы, что можно улучшить свою память с помощью  заучивания стихотворений?»

9 «А»: ответили «да» - 16 человек (76,2%), ответили «нет» - 5 человек (23,8%).

9 «Б»: ответили «да» - 16 человек (84,2%), ответили «нет» - 3

По результатам были составлены круговые диаграммы (приложение 5)

Рекомендации по улучшению памяти

1. Больше двигайтесь: танцуйте, плавайте, бегайте, лучше на свежем  воздухе. 

2. Правильно питайтесь: морепродукты, овощи и фрукты, длинные углеводы, а не конфеты, фастфуды, чипсы.

3. Высыпайтесь: во сне устанавливаются связи в мозге, то есть формируется запоминание.

4. Не начинайте заучивать материал, пока он вам не понятен. Нет смысла  «зубрить» текст механически. Добейтесь, чтобы материал был понятен, и он легко запомнится.

5. Прочитав материал, перескажите его вслух. Чтение без пересказа – пустая трата времени.

6. Мотивируйте себя на запоминание. Сделайте информацию нужной и необходимой для вас, интересной. Ищите в тексте «ляпы», ошибки, несоответствия, посмейтесь над ними. Будьте всегда позитивными.

Заключение

Без памяти невозможно нормальное существование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из мира животных и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Изучив литературу, я узнала способы эффективного запоминания, специальные упражнения для тренировки памяти. Применяя эти способы запоминания я стала лучше учиться (количество четвертных пятерок увеличилось с 5 в первой до 10 штук во второй четверти).  Используя специальные упражнения по тренировке памяти, я улучшила результаты зрительной и слуховой памяти. Таким образом, цель работы достигнута, следовательно, моя гипотеза верна!

Вывод: 47,6% 9 «А» класса и 52,6% опрошенных 9 «Б» класса, желая пойти на литературный вечер, выбрали участие в инсценировке. 19,2% 9 «А» класса и 215 9 «Б» класса – выбрали чтение стихотворений. Не захотели участвовать в 9 «А» - 28,5% и в 9 «Б» 5,2%. Свой вариант участия предложили 4,7% ребят 9 «А» класса и 21,2 % ребят 9 «Б» класса.

Приложение №1. Таблица для тестирования уровня памяти

память 1

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет