Профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор: 
Ярсомов Юрий Александрович
Руководитель: 
Даниленко Светлана Владимировна
Учреждение: 
МБОУ "Угутская СОШ"
Класс: 
10

Оглавление

Введение

  1. Мотивы выбора профессии
  2. Рейтинг самых востребованных профессий в стране, районе
  3. Анкетирование обучающихся
  4. Рекомендации по выбору профессионального самоопределения выпускников

Заключение
Список использованных источников

Введение


У каждого человека в жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Очень серьёзный вопрос о выборе своей будущей профессии к решению, которого необходимо подходить обдуманно, обсудив с родителями, учителями и друзьями свой будущий выбор. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере.

Счастлив тот человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с удовольствием домой. Само понятие «правильный выбор» профессии подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности.

В настоящее время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Чтобы успешно реализоваться в жизни необходимо осознанно выбрать профессию. Учащиеся в школе чаще всего определяются с выбором своей профессии в 14-17 лет.
Актуальность.
Я ещё не определился с выбором своей будущей профессии, и не все учащиеся нашей школы четко знают кем им стать. Я выбрал проект: Профессиональное самоопределение старшеклассников, чтобы лучше разобраться в этом вопросе самому и помочь учащимся нашей школы с выбором будущей профессии.

Цель проекта:
Изучить свои способности и склонности. Изучить востребованные профессии в стране, районе и профессии, которые необходимы в нашем регионе. И сделать правильный выбор.

Задачи:

  1. Изучить информацию по теме проекта: Профессиональное самоопределение старшеклассников.
  2. Изучить рейтинг самых востребованных профессий в стране, регионе, районе, селе.
  3. Выявить профессиональные предпочтения свои и учащихся 9- 10- 11 классов.
  4. Составить презентацию «Профессиональное самоопределение старшеклассников».


Объектом моего проекта стали: профессиональные приоритеты учащихся 9-10-11 классов.
Для работы над проектом я использовал методы исследования:

  • -социологический опрос;
  • -анкетирование;
  • -интервьюирование;
  • -анализ.

Я выдвинул гипотезу:
Может ли целенаправленная профориентационная работа, дать возможность правильного выбора профессии.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры, профориентационной работы классных руководителей.

Этапы реализации проекта.

  1. Изучение теоретического материала , интернет-ресурсов по проблеме: профессии в современном мире.
  2. Выбор профессии.
  3. Изучение учебных заведений, где можно получить профессию.

Практическая часть.
В ходе работы над проектом, мы составили список самых востребованных профессий :
Перспективные профессии рынка труда ближайших пяти лет с 2020 по 2025 года

  • Архитектор виртуальной и дополненной реальности
  • Инженер-программист VR/AR/MR
  • Инженер-робототехник
  • XR-дизайнер или инженер-график
  • Этичный хакер (кибербезопасность)
  • Специалист по биоэтике
  • Нанотехнолог

Востребованные профессии сегодня, так и перспективные в будущем

  • Врач
  • Косметолог
  • Программист
  • Инженер
  • Логист


В практической части необходимо было выяснить отношение к теме исследования у старшеклассников. Мы составили небольшую анкету. Цель которой выяснить , насколько сверстники серьезно задумались о проблеме.

Анкета для учащихся.

  1. Какую профессию ты хотел бы получить?
  2. Объясни свой выбор?
  3. Знаешь ли ты, рейтинг востребованных профессий в Регионе?
  4. Какая помощь нужна в выборе профессии?

Результаты анкетирования учащихся.
Выбор учащихся следующий:
Я задавал вопрос учащимся нашей школы: «Определились ли они с выбором будущей профессии?» (опрос учащихся 9-10-11 классов, 25 человек)
Результаты, которые я получил:

В 9-10-11 классе- уже выбрали себе профессию (60%)
ещё не определились с выбором (40%)

На мой вопрос «Объясни свой выбор?

45% смогли аргументировать свой выбор (ответы – интересная, хорошая зарплата; я знаю, что смогу работать; хорошая перспектива в будущем..).
55% - не смогли аргументировать (просто нравится…)
-Знаешь ли ты, рейтинг востребованных профессий в Регион?
86% «Да»
14% «Нет»

Нужна ли тебе помощь в данном вопросе?
Да, ответили 100% учащихся.
Можно сделать вывод: для учащихся выбор будущей профессии оказался сложным делом. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает.
Но почему же так трудно сделать выбор будущей профессии?

В интервью, будущая выпускница, сформулировала причины трудности выбора профессии:

  • точно не могу сформулировать свои склонности и интересы, разброс профессиональной направленности, но увлекаюсь ландшафтным дизайном, изучаю информацию по данному вопросу в интернет- ресурсах.
  • неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды моих родителей.
  • не соответствие желаний и возможностей (не только материальных, но физических)
  • не достаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

 

Как же можно помочь выпускникам школы выбрать будущую профессию?
Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

  • необходим курс по профориентации начиная ,наверно, класса с 6-7 класса
  • прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов
  • проведение деловых игр «По профориентации в школе»
  • проведение экскурсий на предприятия и в учреждения
  • беседы со специалистами

Проблема выбора профессии волнует не только самих учащихся, классных руководителей, учителей, но и родителей.
Мой вопрос: «Кто повлиял на выбор вашей профессии?»
9-10-11 класс:

Я сам(а) сделал(а) этот выбор – 83%
Родители – 17%
На основе анализа анкет можно сделать вывод, что учащиеся сами осуществили свой выбор профессии в большинстве.

Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Современный рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

Требует ли ваша профессия высшего образования?

Да – 100%
Анализ анкеты показывает что, 100% учащихся старших классов решили получить высшее образование.
7.Рекомендации по выбору профессионального самоопределения выпускников.
В ходе выполнения проекта я пришел к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное.

Что нужно учесть при выборе профессии учащимися?
Необходимо хорошо продумать, что ты хочешь от профессии.
В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата.


Обязательно учитывай свои способности. Думаю, что не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре, информатике.
Очень важно пройти тесты на профориентацию.

В таких тестах есть вопросы практически по всем предметам учебного плана. Они помогают нам оценить свои интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта. Тесты на профориентацию есть практически в любых сборниках, так что каждый учащийся нашей школы вполне можешь пройти их дома, но все же лучше это сделать в школе и получить консультацию психолога.

Он поможет сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и определиться с выбором профессии.
Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу.

В первом лучший помощник – газеты и сайты, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и собственный здравый смысл.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

  • «Хочу» - желания, интересы, склонности личности,
  • «Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
  • «Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

Наилучшим вариантом будет профессия, которая будет содержать все эти требования. Но если вдруг одной или нескольких составляющих не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.
Очень важно не забывать простые истины:

  1. Не надо полагаться на случайность, судьба предмет нашего собственного выбора;
  2. Думаю что самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  3. Настоящее сокровище для людей – найти себя в труде.
  4. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
  5. Умей выслушать мнение знающих людей (родителей, учителей и др), а решение о выборе своей профессии прими сам.

Заключение


Работая над проектом я понял, что правильный выбор профессии –это залог счастливого будущего. А помочь в этом сложном деле нам могут взрослые – разумные родители; учителя школы; специалисты по профориентации. И конечно мы сами себе можем помочь.

Список использованных источников

  1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- No 7.- С. 3-8.
  2. Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- No 8.- С. 11- 12.
  3. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- No 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст.
  4. Гайворонская, Т. А. Поиграем в экономику: конкурсная программа для учеников 9 класса / Т. А. Гайворонская // Последний звонок.- 2006.- No 12.- С. 13-14.
  5. Загашев, И. О. Занятия по профориентации в библиотеке / И. О. Загашев // Библиотечка "Первого сентября". Библиотека в школе. - М.: Чистые пруды, 2008.- No 20.- С. 1-32.- Библиогр.: с. 31.- Содержание: Профориентационная работа в начальной школе; Средняя школа. Профориентационная работа с учащимися 5-8-х классов; Профориентационные занятия в старших классах
  6. Мухаметова, А. М.Разработка программы элективного курса по психологии "Путешествие в мир профессий" / А. М. Мухаметова // Воспитание школьников.- 2010.- No 10.- С. 42-50.- Библиогр. в конце ст.
  7. Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы No 403 г.Москвы / Г. Сторожева // Воспитание школьников.- 2004.- No 10.- С. 37- 44.
  8. Усова, Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость! : классный час / Н. В. Усова // Воспитание школьников.- 2011.- No 3.- С. 33-38.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет