Гимн - как символ объединения

Тематика: 
Автор: 
Балтенков Евгений
Руководитель: 
Акчурина Неля Рушатовна
Учреждение: 
ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Класс: 
6

Готовая индивидуальная исследовательская и творческая работа по музыке на тему "Гимн - как символ объединения" была проведена с целью создать гимн кадетских игр, как символ объединения какой-либо группы кадетов.

Подробнее о проекте:


В ученическом творческом проекте по музыке на тему "Гимн - как символ объединения" обучающийся дает определение понятия "гимн", изучает теоретические аспекты написания гимнов, и на основе изучения создает творческий продукт. ().

Детский исследовательский и творческий проект по музыке на тему "Гимн - как символ объединения" содержит также финансовый расчет материальных затрат для записи гимна, выдвижение продукта на конкурс, внедрение его в массовое исполнение.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения гимна как музыкального знака
1.1. Исторические особенности возникновения гимнов
1.2. Характеристические особенности гимна как жанра
1.3. Цели и задачи Кадетских игр как спортивного состязания
Глава 2. Практическая работа по созданию Гимна кадетских игр
2.1.Текст и музыка Гимна кадетских игр
2.2. Продюсерские работы гимна
Заключение
Список литературных источников

Введение


Актуальность проекта.
Гимн – в переводе с древнегреческого языка означает хвалебную песню, прославляющую кого-либо или что-либо. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославлявшие богов и героев. Со временем так стали называться торжественные песни, содержанием которых было воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.

Существуют несколько типов гимнов: государственный, общественной организации, праздничного мероприятия, отраслевой, субкультурной общности, религиозные, военные, корпоративные (например, студенческий гимн «Gaudeamus igitur»).

Гимн выполняет регулятивную функцию, т.е. призван регулировать поведение людей, вызывать воодушевление, чувства любви, уважения и гордости за свою страну. Гимн, как символ объединения какой-либо группы, оказывает большое влияние на психику человека, побуждая его к выбору того или иного действия. Так, гимн страны оказывает магическое влияние на граждан: в тексте гимна присутствуют лозунги, повторы, прославление страны или ее лидера (в гимне монархии или тоталитарного государства). Государственный гимн является неотъемлемой частью официального ритуального действия — официальных государственных церемоний, съездов партий, международных спортивных соревнований и других мероприятий. В. И. Карасик подчеркивает чрезвычайно важные функции гимна как ритуала:

  1. констатировать нечто,
  2. интегрировать и консолидировать участников события в единую группу,
  3. мобилизовать их на выполнение определенных действий или выработку определенного отношения к чему-либо,
  4. закрепить коммуникативное действие в особой заданной форме, имеющей сверхценный характер».

Исходя из этого, актуальностьналичия гимна для кадетских игр представляет собой неоспоримую данность. Гимн кадетских игр поможет сплотить обучающихся для участия в кадетских состязаниях, позволит им стать единым целым.

Объект творческого проекта: гимн как символ объединения какой-либо группы.

Предмет творческого проекта: гимн кадетских игр.

Цель творческого проекта: создание гимна кадетских игр.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть исторические особенности возникновения гимнов.
  2. Выявить характеристические особенности гимна как жанра.
  3. Выделить цели и задачи Кадетских игр как состязания.
  4. Создать текст гимна кадетских игр.
  5. Сочинить музыкальное сопровождение к тексту кадетских игр.
  6. Произвести продюсерские работы гимну (исполнение - запись гимна кадетских игр).

Сроки выполнения творческого проекта:

1 этап: организационный (изучение теоретических аспектов написания гимнов);
2 этап: продуктивный (создание творческого продукта);
3 этап: продюсерский (финансовый расчет материальных затрат для записи гимна, выдвижение продукта на конкурс, внедрение в массовое исполнение).

Продукт творческого проекта: сочинен Гимн кадетских игр (нотная запись, фонограмма «-») и создана фонограмма «+» исполнения гимна.

Участники творческого проекта: кадетская вокальная группа «Кадетство»; специалисты студии звукозаписи; руководители творческого объединения «Арт-кадет».

Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения гимна как музыкального знака

1.1. Исторические особенности возникновения гимнов


Гимн в переводе с древнегреческого языка означает хвалебную песню, прославляющую кого-либо или что-либо. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославлявшие богов и героев. Со временем так стали называться торжественные песни, содержанием которых было воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.

Слово не имеет ясной этимологии. Античность связывала его с глаголом ткать (др.-греч. ὑφαίνω), понимая гимн как «сотканную» песнь. В те времена всякое произнесение слов метафорически понимали как ткацкий процесс, как соединение слов в речевую «ткань».

Гимны, как опознавательные музыкальные знаки, родились в Европе XV-XVI веках, во время Реформации и войн за веру. В этих войнах сталкивались жители одних и тех же стран, враждующие армии носили один и тот же костюм, пользовались одинаковым оружием и доспехами, одинаковыми гербами и знаменами, говорили на одном и том же языке, принадлежали к одной культуре. В этих условиях необходимы были совершенно новые различительные знаки – знаки, которые бы всегда, в любой момент были вместе с человеком, которые он мог в любую минуту использовать, чтобы показать свою принадлежность. В качестве такого знака выступила музыка.

С XVIII века получают распространение гимны, служащие знаком различия по принадлежности. К настоящему времени гимн – это символ государственного или социального единства.

Государственные гимны являются одной из составных частей опознавательных знаков определенной страны. Так герб, флаг – это знаки, сообщаемые визуальными средствами – цветами и фигурами, а гимн - знак, сообщаемый музыкальными средствами – мелодией.

Таким образом, от других музыкальных произведений гимны отличаются своим назначением – служить опознавательным музыкальным знаком.

1.2. Характеристические особенности гимна как жанра

Большинство государственных гимнов представляют собой песни, где есть мелодия и слова. Их соотношение практически равнозначное, хотя мелодия несколько выделяется в первостепенности. Так, например, мелодия государственного гимна, с точки зрения различительного знака, является первенствующей и важной составляющей, так как именно мелодия гимна служит знаком, позволяющим узнавать страну. Гимн без мелодии невозможен в принципе.

В историческом прошлом и в сегодняшнем мире известно немало гимнов, не имеющих слов и существующих только как мелодия (в частности, Россия дважды имела гимн без слов: с 1954 по 1971 и с 1991 по 2000 годы). Такие гимны вполне полноценно исполняют свои функции.

Слова гимна являются также важной частью, так как в них заложена смысловая составляющая. Известно немало гимнов, слова которых неоднократно изменялись, но это не отражалось на способности гимна исполнять свою функцию опознавательного музыкального знака. Слова ряда государственных гимнов содержат отдельные формулировки, адресованные своей стране. Содержание текста может быть самым разнообразным, и ни хвалебность, ни программность не являются ни типичными, ни свойственными для гимнов характеристиками.

Далеко не все гимны имеют торжественный строй. Многие гимны сформировались из военных или похоронных маршей, молитвенных или народных песен, популярных музыкальных произведений, созданных изначально для концертного исполнения, танцевальных мотивов или музыкальных произведений духовного содержания. Происхождение гимнов в разных странах имело свои особенности: в одних случаях в качестве гимна выступала, в других - военный марш или революционная мелодия. Но при этом все они превращались в символы соответствующих государств.

Государственные гимны не имеют никаких сложившихся правил, определяющих то, какими они должны быть.

В текстах главных государственных песен в концентрированном виде заложены основные его нравственные ценности. В таком состоянии заложенная в гимне информация легко проникает в подсознание, обходя стадию осмысления, не говоря уж об осмыслении критическом. Это как своеобразная медитация, когда мелодия и словесная информация проходит в подсознания фактически незамеченной. Всё это усиливается тем, что гимн повторяется часто и многократно, причём стоя и с торжественным настроем.

Таким образом, гимн - это музыкальный опознавательный знак, который объединяет, вселяет эмоции и вдохновляет на свершения.

1.3. Цели и задачи Кадетских игр как спортивного состязания


Открытые кадетские игры проводятся по инициативе министра обороны РФ и будут проходить ежегодно. Сегодня мы чествуем тех, кто в условиях сложной конкурентной борьбы сумел показать свой интеллектуальный потенциал, проявить выдержку и волю к победе.

Воспитанники довузовских образовательных организаций МО РФ собираются, чтобы принять участие в спортивных, творческих и интеллектуальных состязаниях. Кадетские игры представляют собой систему очных состязаний, раскрывающих способности обучающихся в творческом применении знаний военной истории и воинских традиций, а также соревнований по военно-прикладным видам спорта. «Воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, приобщение к физической культуре, к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных способностей и эрудиции - являются приоритетными направлениями работы. На протяжении всего времени существования суворовские училища и кадетские корпуса отличались лучшими традициями обучения в сочетании с военно-патриотической подготовкой и творческим развитием воспитанников. Также проводятся: конкурс «Строевая выучка» и конкурс-приветствие «Я горжусь своим училищем!», где ребята представляют своё учебное заведение, учёбу в нём, свой быт и отдых.

Глава 2. Практическая работа по созданию Гимна кадетских игр

2.1.Текст и музыка Гимна кадетских игр

На основании изучения целей и задач кадетских игр мы пришли к выводу, что проект Гимна должен соответствовать следующим требованиям:

  • цельное музыкально-поэтическое произведение (текст и музыка) длительностью от трех до четырех минут для оркестрового, хорового, оркестрово-хорового, либо иного вокально-инструментального исполнения;
  • соблюдение в стихотворном тексте всех признаков поэтического произведения (рифма, размер, ритм, благозвучие) и жанровых особенностей (патриотическое содержание) с соблюдением необходимого объема (не более 3 куплетов и припева);
  • в тексте обязательно должны присутствовать слова: Служить России, Кадетские игры, Армия России, сила, мужество, стойкость, победа, кадеты, братство и т.пг
  • музыка должна отражать торжественный, патриотичный, жизнеутверждающий характер Гимна. По жанру музыкальное сомнение может быть ориентировано на «марш-песню». В музыке должна присутствовать торжественность звучания, яркость, четкость ритма, соответствие мелодической линии (голоса) и сопровождения, Музыкально-интонационный язык должен быть доступным для восприятия и воспроизведения.


В итоге нами сочинен следующий текст:
Гимн «Кадетских игр»

Музыка и текст: Балтенков Евгений (кадет 34 учебного взвода)
Руководитель: Акчурина Н. Р. – преподаватель музыки

I куплет
Ты не купишь победу с удачей,
Да и в долг не возьмёшь, не трудись.
Но, коль ставит Россия кадетам задачу,
То ее исполнять торопись.

Припев:
Мы бессонные ночи с волненьем
Оставляем родным и друзьям,
И кадетское братство на вооруженье
Мы возьмем, а иначе нельзя.
Мы – спортивный азарт.
Нас Кадетские игры связали -
Заберемся на верх пьедестала
И с победой вернемся назад!

II куплет
К смотру строя и песни готовились мы,
В музыкальных сражаться дуэлях.
По истории наши качали умы,
И в спортзале себя не жалели.

Припев:
Вместе мы и в учебе, и в спорте
Достигаем вершин.
На арене за наших кадетов
Мы болеем душой как один.
Нам России служить
Мы - бойцовский характер
«И в спорте, и в труде за рекорды поспорьте» -
Вот наш гордый кадетский девиз!

Припев:
Этот праздник общения и дружбы
Будем помнить всегда.
И победой России послужим -
Это наша мечта!
Мы – спортивный азарт,
Мы – триумф интеллекта и воли.
В биатлоне, стрельбе, волейболе
Самый лучший дадим результат!
И в военном большом пятиборье
Самый лучший дадим результат!
В эрудированном многоборье
Самый лучший дадим результат!

Музыкальное сопровождение текста гимна:

балтенков

2.2. Продюсерские работы гимна

Финансовый расчет материальных затрат для записи исполнения гимна кадетских игр.

Позиции финансовых затрат:
набор нотного текста в программе MuseScore-2.1;
работа в студии звукозаписи, чтобы создать фонограмму;
работа по разучиванию с вокальной группой (бесплатно);
выдвижение на открытый конкурс по созданию гимна «Кадетских Игр».

Инициатором конкурса по созданию гимна «Кадетских игр» (далее Гимн) является Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. Организатором конкурса по созданию Гимна является Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова. Целью проведения Конкурса были создание официальной символики «Кадетских игр» для повышения статуса, имиджа и популяризации «Кадетских игр» среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Конкурс был открытым. Проводился в один тур и включал в себя две номинации: «Лучший стихотворный текст гимна «Кадетских игр», «Лучшее музыкальное сочинение гимна «Кадетских игр».

Конкурсное жюри руководствовались следующими критериями оценки:

  • соответствие произведения музыкальным канонам и принципам написания Гимна;
  • соответствие характера музыкального сочинения условиям конкурса;
  • соответствие содержания стихотворного текста условиям конкурса;
  • аргументированность и глубина раскрытия содержания темы;
  • художественный уровень музыкального сопровождения;
  • авторский подход;
  • новаторства и оригинальность.

Наш результат: Диплом I степени в номинациях: "Лучший стихотворный текст гимна «Кадетских игр»" и "Лучшее музыкальное сочинение гимна «Кадетских игр»".

Заключение

Наш творческий проект лежал в плоскости объекта: гимн как символ объединения какой-либо группы. Цель творческого проекта: создание гимна кадетских игр. Мы выполнили задачи проекта: рассмотрели исторические особенности возникновения гимнов. Выявили характеристические особенности гимна как жанра. Выделили цели и задачи Кадетских игр как состязания. Создали текст гимна кадетских игр. Сочинили музыкальное сопровождение к тексту кадетских игр. Произвели продюсерские работы гимну (исполнили запись гимна кадетских игр).

Гимн кадетских игр был выдвинут на конкурс и внедрен в массовое исполнение.

Список литературных источников

  1. Kapacrn В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград: Перемена, 2002.-с.399
  2. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет