Место печи в жизни наших предков

Часть II. Место печи в жизни наших предков

Русская печь многофункциональна. С ее помощью обогревается дом, в печи готовят пищу, используется печь и для лечения, а еще в настоящей русской печи можно было помыться.

Русская печь - кормилица

Кочерга, ухват, казанок у русской печиПища, приготовленная в печи, была очень вкусной и питательной. Дело в том, что температура внутри печки была постоянной, и жар в печи распределяется равномерно.

Чугунки и сковороды, на которых готовилась пища, не имели прямого контакта с огнем.

Для того чтобы приготовить пищу в печи, необходимы особые приспособления - печная утварь, это, прежде всего, кочерга, ухват, лопата-садка.

Хранились они в небольшом пространстве между стеной и печью, которое называлось запечье.

Кочерга, которую так же называли загребка, дергач – это «клюка, однобокий железный костыль» приспособление для сгребания горящих дров в печи и размешивания углей.

Как говорили в народе «кочерга в печи хозяйка». Связанные вместе кочерга и помело обозначали «заявку» на сватовство.

Для варки и томления пищи использовали чугунки. Это «литой чугунный горшок». Чугунок имел зауженное дно, чтобы его можно было установить в специальное отверстие в верхней стенке печной топки.

Чугун – универсальная посуда, в нем можно приготовить щи, кашу, потушить овощи. В больших чугунах запаривали корм для скота.

Чтобы достать из печи чугунок, использовали ухваты. Ухват, его еще называли рогач — это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце.


Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Чугунки имели разный диаметр, поэтому и ухваты были разных размеров. Обычно ухват ставили у печи "рогами" вниз. Считалось, что если ухват поставить рогами вверх, то это отпугнёт нечистую силу.

Для выпекания блинов использовали чугунные сковороды. Для сковородок использовали чапельник. Это железная полоса, посередине которой находился отогнутый «язык», насаженная на деревянную рукоять.

С помощью деревянной лопаты в печь ставили хлеб. В прежние времена пекли бездрожжевой хлеб. Закваску для него делали из муки, пшеничной или ржаной, или из хмеля.

После приготовления хлеба, в закваску добавляли новую порцию муки, хранилась она в погребе и даже передавалась по наследству. Караваи хлеба на лопате отправляли в печь, после чего горнило печи закрывали заслонкой.

Козырь С.Н. рассказывала, что ее бабушка Журавлева Евдокия Ивановна пекла хлеб раз в неделю. Хранился он в эмалированном ведре, накрытом эмалированной же крышкой. Хлеб был очень вкусный и не черствел целую неделю.

Русская печь - лекарь

Русская печь была не только кормилицей, но и лечила наших предков, которые считали, что пылающий огонь печи имеет очистительную силу и уничтожает все болезни.

Прежде всего, русская печь помогала излечить простудные заболевания, а также различные ревматические боли в суставах и пояснице.

При легкой простуде готовили порушку (отвар из сухой малины с медом). Выпив ее, больной отправлялся на печку.

При сильной простуде больного поили отваром из целебных трав, а затем укладывали на печке, выстланной пропаренным сеном. Больной потел, его обтирали и снова отправляли на печь в сухую постель.

Для ингаляций использовали кирпич, в котором было углубление. В него насыпали лечебные травы и вдыхали целебный воздух. В дело шла даже опечина (раствор, которым скреплялись печные кирпичи), ее измельчали и принимали для лечения лихорадки.

Лечили в русской печи не только взрослых, но и детей. Больных рахитом или атрофией грудных детей клали на деревянную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Этот обряд известен как перепекание ребенка.

Главная цель обряда - сжигание, уничтожение болезни. Больного ребенка возвращали в печь, как в лоно матери, чтобы он родился заново, но уже здоровым.

С. Максимов писал в XIX веке: «С грудным парнишкой солдатки собачья старость приключилась – стало парня сушить в щепку, в соломинку; Матрена пришла, когда печь топилась, и только посадила парня на лопатку да три раза сунула в чело, и не успела мать третьего раза взвизгнуть, парень был готов и вскоре пошел на поправку» [9].

Русская печь, чтобы помыться


Русская печь имела внушительные размеры, в ней свободно могли поместиться двое взрослых людей. Это позволяло использовать печку для того, чтобы помыться.

После растопки тщательно очищали под, выметали золу, укладывали солому или доски из липы, ольхи или осины.

Внутрь ставились чугунки с водой, вместо шампуня и мыла использовалась зола и щелок. Для варки щёлока в чугун опускали холщовый мешочек с просеянной древесной золой. Взрослые мужчины мылись по одному, детишки вместе с матерью.

Русская печь для гаданий

Нередко печь выступала в роли оракула. Сама печь и предметы, с ней связанные, наделялись магической силой, становились участниками гаданий и обрядов.

Так, в день сватовства без печи никак нельзя было обойтись. Сваха, зайдя в избу, начинали потирать, будто озябшие руки и молча подносила их к устью печи.

И хотя не было сказано ни слова, всем было понятно, о чем пойдет речь.

Русская печь - метеостанция

Печь выполняла также роль домашней метеостанции. Наблюдая за огнем в печи и дымом, струившимся из трубы, наши предки могли предсказать погоду.

Дым из трубы идет вниз – к снегу, вверх – к морозу. Красный огонь в печи - будет мороз, белый – жди оттепель.

Русская печь для обогрева


Русская печь для обогреваИ, конечно же, русскую печь использовали для обогрева жилища. Топили печь дровами.

Использовали сосновые, березовые, осиновые дрова.

Сергей Васильевич Кувакин рассказывал, что на Алтае, где он жил с 1986 по 1988 годы, они топили русскую печь в основном лиственницей.

По рассказам моей бабушки в довоенное и послевоенное время печь в их деревенском доме топилась соломой, т.к. не всегда находились сухие дрова.

Чтобы печь давала еще больше тепла, детишки делали кизяки - смесь соломы с навозом.

Их делали в виде кирпичиков, сушили, а после сжигали в печи вместе с соломой, чтобы та как можно лучше грела избу суровой зимой. Когда приносили дрова, их укладывали ближе к печи, чтобы просушить.

Между печью и стеной избы сооружали полати – это самое теплое место в доме.

Моя бабушка спала в детстве именно на полатях. Таким образом, русская печь, благодаря своей многофункциональности, занимала важное место в жизни наших предков.