Влияние музыки на здоровье человека

1. Музыка и здоровье

Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена. Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду.


Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.

В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет, по моим наблюдениям, ежедневно интересуются более 2000 человек.

Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Известный хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

История музыки

С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (звучит запись колокольного звона).

В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно — пения птиц ( звучит запись пения птиц).

Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет — улучшает работу кровеносных сосудов (звучание инструмента), флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи (звучание инструмента), а труба эффективна при радикулитах и невритах (звучание инструмента).

Мои знакомые, которые бывали в Китае, рассказывали мне, что здесь можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект (звучит произведение В.А.Моцарта). После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц.


Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

С этой целью я решили провести тестирование среди своих одноклассников по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.

В своём исследовании я использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН. Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» см.Приложение №2).

Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки (В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» и «Турецкий марш»).

В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице :
Методика «Градусник»

Функциональное состояние 1 2 3 4 5
До прослушивания музыки После прослушивания музыки До После до после до после до после
С (самочувствие) - - 3 - 18 4 - 12 - 5
А (активность) 2 - 6 - 12 10 - 9 1 1
Н (настроение) 7 - 5 - 5 2 4 11 - 8

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) моих одноклассников, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 17 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся , а положительное изменение настроения наблюдалось у 19 учащихся (всего в методике приняли участие 21 человек).

Таким образом, мы доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.