Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне и мировоззрение школьников

Тематика: 
Автор: 
Тихонова Евгения
Руководитель: 
Любивая Виктория Дмитриевна
Учреждение: 
МОУ «СОШ № 126 с углубленным изучением английского языка» г. Н.Новгород
Класс: 
7

В детском исследовательском проекте по психологии на тему "Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне и мировоззрение школьников" рассматривается эффективность влияния посещения музеев восковых фигур на формирование мировоззрения школьников, дается обоснование причин, способствующих этому.

Подробнее о проекте:


В ученической исследовательской работе по психологии "Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне и мировоззрение школьников" представлена информационная справка из истории создания Музея Восковых Фигур Мадам Тюссо, рассматривается специфика Музея Мадам Тюссо, а также дается характеристика музея «Отражение» в Москве, выясняется, чем он схож и чем отличается от своего зарубежного аналога.

В проекте об особенностях формирования у школьников мировоззрения посредством посещения музея восковых фигур, подготовленном учащейся 7 класса школы, дается определение понятий "музей", "убеждение" и "мировоззрение", а также исследуется роль и место мировоззрения в структуре личности. Путём проведения опроса обучающихся и анализа их ответов автором были сделаны выводы о качестве влияния посещения Музея восковых фигур на формирование мировоззрения учащихся средних классов школы.

Оглавление

Введение
1. Музеи восковых фигур как один из способов формирования мировоззрения школьников.
1.1. История создания Музея Восковых Фигур Мадам Тюссо.
1.2. Специфика Музея Мадам Тюссо.
1.3. Музей «Отражение» в Москве.
2. Роль и место мировоззрения в структуре личности.
3. Влияние Музея Восковых Фигур на формирование мировоззрения школьников.
4. Исследовательская работа.
4.1. Констатирующий этап исследования.
4.2. Экспериментальный этап исследования.
4.3. Контрольный этап исследования.
4.4. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Музеи занимают особое место в общественно-политической жизни. Современный музей — это не только экспонаты, сохраненные для благодарных потомков. Музей XXI века становится одним из центров общественной жизни. Его задача - не только осовременить экспозицию, поменять цветовые решения в дизайне, но и найти, привлечь людей, которые хотели бы открыть и передать новые знания, свой опыт переживаний друзьям, партнерам, подрастающему поколению.

Своё место в музейном сообществе заняли музеи восковых скульптур. Таких музеев в мире великое множество, так как пользуются они большой популярностью. Несмотря на развитие технологий, музеи восковых фигур не потеряли свое значение в сфере культурного и общего развития человека как полноценной личности. Напротив, они превратились в «художественные комплексы», в которых ведется не только популяризация, но и изучение гуманитарных и технических наук.

Современные дети растут в достаточно агрессивной среде, не способствующей воспитанию культурных ценностей. Знакомство с историей и культурой цивилизации - базис эстетического воспитания личности школьника. Музеи восковых фигур, знакомя школьников с окружающей средой, являются важным источником накопления нравственных принципов и понятий.

Таким образом, посещение музея восковых фигур может стать одним из способов формирования мировоззрения и культурного воспитания ребенка.

Цель исследования – обосновать эффективность влияния музеев восковых фигур при формировании мировоззрения школьников.

Объект исследования – мировоззрение школьников при посещении музеев восковых фигур.

Предмет исследования – влияние музеев восковых фигур на формирование мировоззрения школьников.

База исследования - школьники 6-7-х классов г. Нижний Новгород.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. Музей восковых фигур – это один из способов формирования мировоззрения учащихся, способствующий развитию познавательной активности, культурному воспитанию, изучению развития общества через знакомство с историческими личностями, создающий связь поколений.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи исследования:

  1. Изучить научно-популярную, публицистическую литературу по теме исследования.
  2. Исследовать историю создания Музея Мадам Тюссо в Лондоне.
  3. Изучить специфику Музея Восковых Фигур в Лондоне и его аналога «Отражение» в Москве.
  4. Разработать, систематизировать и экспериментально проверить эффективность работы музеев восковых фигур при формировании мировоззрения современных школьников.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

а) в уточнении содержания понятий «музей восковых фигур», «мировоззрение в структуре личности»;

  • в уточнении знаний об авторе создания Музея восковых фигур – Мари Тюссо;
  • в обосновании значимости музеев восковых фигур в истории человечества;
  • в систематизации представлений о роли музеев восковых фигур как способе формирования мировоззрения современных школьников.

Практическая значимость исследования заключается в использовании информации на уроках, в помощи учащимся в самообразовании и организации собственного учебного процесса.

История создания Музея восковых фигур Мадам Тюссо


«Искусство есть одно из средств общения между людьми» Г.В.Плеханов.

Музей1 (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Своё место в музейном сообществе заняли музеи восковых скульптур. Таких музеев в мире великое множество, так как пользуются они большой популярностью. Однако самых знаменитых из них только два — Мадам Тюссо в Лондоне и Гревен в Париже (1882 г.).

Мари Гросхольц, как именовали в девичестве будущую основательницу прославленного музея, появилась на свет в 1761 году, через два месяца после того, как ее отец погиб на фронтах франко-прусской войны. Мари окрестили в Страсбурге, а чуть позже они с матерью переехали в Берн, где вдова Гросхольц получила место домоправительницы у доктора Филиппа Кертиуса, более известного не как медицинское светило, а как непревзойденный по тем временам мастер восковой лепки анатомических фигур.

Эта встреча с доктором Кертиусом стала для Мари судьбоносной: именно он вложил воск в ее умелые, оказавшиеся еще более талантливыми, чем у учителя, руки. В 1767 году доктор переехал в Париж, где открывалась его первая выставочная экспозиция, и перевез туда же свою домоправительницу с ее дочерью. А еще через десять лет 16-летняя Мари уже собственноручно лепила с натуры портрет великого французского вольнодумца Вольтера и не менее великого американца Бенджамина Франклина (оба портрета можно увидеть сегодня среди прочих работ мадам Тюссо в Лондонском музее).

Работы Мари были вскоре замечены - и отмечены! - Его Величеством французским королем Людовиком ХVI и его очаровательной супругой Марией-Антуанеттой. Девять лет прожила будущая мадам Тюссо в блистательном Версале, обучая художественному мастерству сестру короля, мадам Элизабет, и наслаждаясь всеми прелестями дворцовой жизни.

Когда разразилась Великая революция, "восковая учительница" монархов была зачислена в списки "пособников королей" и Версальские покои сменились тюремной камерой. Соседкой Мари в мрачных застенках оказалась будущая супруга Бонапарта мадам Жозефина. Головы обеих дам, и Жозефины, и Мари, были пострижены - их приготовили к восхождению на эшафот. Судьба, однако, помиловала обеих, дав шанс одной стать мадам Тюссо, другой - императрицей Франции.

Однако, чтобы освобожденная из тюрьмы мадемуазель Гросхольц засвидетельствовала революционерам свою лояльность, ей было уготовано тяжкое испытание: изваять посмертные маски тех, с кем 9 лет бок о бок жила она при дворе - в том числе маски обезглавленных Людовика и Марии-Антуанетты.

Мало того, она сама должна была отыскать их отрубленные головы на кладбище среди великого множества окровавленных останков тех, кто пал от гильотины Великой революции. Жизнь между тем беспощадна в своей иронии: будущей мадам Тюссо довелось лепить посмертные маски не только жертв, но и их палачей. Маска Робеспьера, изваянная руками Мари, стала одной из самых выдающихся ее работ.

...В 1794 году доктор Кертиус умер, завещав перед смертью всю свою восковую экспозицию своей ученице Мари Гросхольц. А вскоре Мари вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо, которому родила троих детей. Однако дела мадам Тюссо шли к этому времени не блестяще: в переживавшей период глубокого экономического упадка постреволюционной Франции выставка восковых фигур утратила свою популярность.

Тогда отважная Мари решила плыть к новым берегам. В 1802 году она вместе со старшим сыном погрузила свои восковые фигуры на корабль и устремилась навстречу туманному Альбиону. Ни Франции, ни своего супруга Мари Тюссо не увидела уже больше никогда. Последующие 33 года прошли в непрерывных скитаниях по Британии: передвижная выставка мадам Тюссо и ее сыновей имела у британцев оглушительный успех. В 1822 году вся коллекция восковых фигур едва не ушла на дно морское, попав на пути в Ирландию в сокрушительный шторм. Однако судьба и здесь пощадила творения мадам Тюссо, видимо, приговорив их к бессмертию...

В 1850 в возрасте 89 лет она скончалась, мирно уснув навсегда.

Специфика Музея Мадам Тюссо


На данный момент Лондонский Музей Восковых фигур Мадам Тюссо имеет десять филиалов — в Берлине, Амстердаме, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Копенгагене и Гонконге, каждый из которых пользуется потрясающей популярностью. В России аналогом этого музея является музей «Отражение» в Москве.

Всемирно известный музей восковых фигур Мадам Тюссо является одной из наиболее привлекательных туристических достопримечательностей Лондона. Удивительные, невероятно точно выполненные искусными скульпторами восковые фигуры самых выдающихся и прославленных людей планеты за последние несколько сотен лет, превратят заурядное посещение музея в неповторимое, увлекательное приключение в мир знаменитостей.

Мадам Тюссо в Лондоне – это значительно больше, чем неординарный набор восковых кукол. Здесь запросто можно очутиться на вечеринке самых преуспевающих и знаменитых людей планеты, оказать почести самым неординарным британским монархам или пожать руку всемирно знаменитым мировым политикам, оказаться в первом ряду на мировой премьере фильма с участием множества голливудских звезд или разделить сцену с мега-звездами музыкального мира.

Со времен основания музея мадам Тюссо его посетили свыше 500 миллионов человек - иначе говоря, население Северной Америки и Австралии, вместе взятых. И хотя музей мадам Тюссо - не единственный музей восковых фигур в мире, нет ему равных по великому искусству достоверности портрета, такой в отдельных случаях точной, что посетителя подчас берет сомнение: уж не сам ли некто великий забрел на выставку и затесался среди восковых фигур?

Именно такую школу восковой лепки заложила два века назад основательница музея - мадам Мари Тюссо. За восемь лет до смерти, она изваяла свою собственную фигуру - ту крошечную носатую старушку в черном, что встречает посетителей в холле музея.

Лондонский музей восковых фигур имеет несколько залов.

Зал первый - «Сказочные персонажи».

"Спящая Красавица"- одна из старейших фигур мадам Тюссо, обладающая механическими действиями. В зале множество и современных героев: Халк, Шрек, Человек паук и другие.

Второй зал известен как «Оранжерея», где посетители могут увидеть известных спортсменов, актёров и различных телевизионных знаменитостей. Здесь вы можете похлопать фигуры по плечу, обнять и даже поцеловать.

В этом зале представлены, пожалуй, все мировые звезды кино и музыки.

Посетителей приветствуют Майкл Джексон – одна из ярчайших звёзд современности, обаятельная Одри Хепберн, легендарный Элвис Пресли, воплощение мужественности — Арнольд Шварценеггер и Брюс Уиллис, легендарная четверка «Битлз», самая красивая пара Голливуда- Анжелина Джоли и Бред Питт, а так же Мерилин Монро в ее знаменитом развевающемся платье.

Посетителей ждёт встреча с восковыми двойниками известных спортсменов: Дэвида Бекхэма- первого британского футболиста, сыгравшего 100 матчей в Лиге чемпионов, знаменитого Мухаммеда Али и самого высокого китайского баскетболиста Яо Мин (его рост - 2,29 м).

Третий - «Грандиозный зал». Он представляет собой комнату известных людей из истории и политики: Генри VIII, Раджив Ганди, Наполеон, Горбачёв, Путин, Королева Елизавета II и выдающийся британец – Уинстон Черчилль. Одна из недавних композиций – чета Обама: Мишель и Барак. Получается своеобразное путешествие «на машине времени».

Четвертый зал – «Комната Ужасов». Гильотины, механизмы для дробления пальцев и прочие орудия инквизиции, изуродованные пытками восковые тела и висящие в петлях мертвецы, забрызганные кровью стены, заставят содрогнуться любого.

Пятый зал называется «За сценой», в котором мастера музея делятся своими секретами, и посетители имеют возможность наблюдать весь процесс создания восковых фигур.

Московский Музей восковых фигур «Отражение»


Московский Музей восковых фигур «Отражение» – аналог всемирно известного музея мадам Тюссо. Коллекция музея включает в себя около двухсот экспонатов – представителей различных исторических эпох, выполненных в натуральную величину.

За время своего существования музей побывал с выставками в различных странах мира, жители многих городов России смогли познакомиться с отдельными экспонатами музея, и вот теперь в Москве, в одном месте представлены лучшие фигуры последних лет, и эта экспозиция ждет своих посетителей.

В Московском Музее восковых фигур большая часть экспонатов выставлена для ознакомления. Все фигуры размещены тематически, каждый экспонат олицетворяет собой ту или иную историческую или культурную эпоху. В музее имеется экспозиция «История России в лицах». На ней представлены такие выдающиеся исторические персоны как Александр Невский, Петр Первый, Александр Суворов и другие. Музей не обошёл вниманием и 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Посетители могут увидеть фигуры Сталина, Жукова, Кузнецова. Поразительное сходство со своими персонажами и богатство костюма стали отличительной особенностью московской школы работы по воску.

Для детей организована театрализованная выставка «Лукоморье», посвященная 200-летию А.С. Пушкина, с подвижными фигурами героев любимых сказок – Котом-баюном, дядькой Черномором, Золотым петушком, Шамаханской царицей и многими другими.

Роль и место мировоззрения в структуре личности

Мировоззре́ние — это система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение личности к окружающей действительности.

Мировоззрение дает человеку ориентиры для его деятельности, облегчает достижение целей и способствует осознанию смысла его деятельности.

Следует подчеркнуть, что выбор мировоззренческих позиций — это дело сугубо личное, но личностный выбор должен опираться на исторический фундамент умственного развития человечества в целом.

Классификация типов мировоззрения может быть различной, например: обыденное, религиозное, научное мировоззрения. Напомним, что это членение довольно условно.

Важно отметить, что мировоззрение:

  • способствует тому, чтобы личность понимала мир, тенденции его развития, возможности человека и смысл его деятельности;
  • существенно облегчает понимание человеком непреходящих ценностей — общечеловеческих, национальных, социально ориентированных;
  • дает ориентиры для деятельности, для формулирования ее целей;
  • облегчает достижение этих ориентиров и целей.

Мировоззрение всегда связано с убеждениями.

Убеждения — это, прежде всего прочные знания, в которых человек уверен. Нередко именно убеждения являются основой для тех или иных действий, поступков, в то время как знания еще не всегда побуждают человека к деятельности человека.

Влияние музеев восковых фигур на формирование мировоззрения современных школьников

Основное правило при выборе музея – он должен соответствовать интересам ребенка, а выставленные экспонаты содержать знакомые детали или предметы, которые ребенок уже освоил в жизни. Для многих слово «музей» ассоциируется со строгими экскурсоводами, тишиной и запахом пыли. Детей в возрасте 7-14 лет сложно завлечь в музей даже в учебное время, не говоря уже о выходных. В большинстве наших музеев для детей не предусмотрено специальных экскурсионных программ.

Скорее всего, на стандартной экскурсии ребенок заскучает от непонятных ему терминов и устанет от необходимости соблюдать тишину и покой. Однако в последнее время музеи изменились - поспевая в ногу со временем, некоторые из них стали интерактивными, и теперь там можно играть, бегать и даже взять в руки экспонат. Специальные экскурсии для детей отличаются сокращенной программой и часто проводятся в форме обучающей игры, через которую дети знакомятся с искусством. К таким видам музеев относятся музеи восковых фигур.

Несмотря на развитие технологий, музеи восковых фигур, не потеряли свое значение в сфере культурного и общего развития человека как полноценной личности. В этой связи музеи восковых фигур могут приобрести и все больше берут на себя функции, не только информаторов, о событиях современного искусства и поразительных открытий истории прошлого, но и центров современной культуры.

Музеи восковых фигур превратились в «художественные комплексы», в которых ведется не только популяризация, но и изучение гуманитарных и технических наук. Знакомство с историей, а история цивилизации это, в том числе, история развития художественного начала в человеке — базис эстетического воспитания личности школьника.

Знакомство с историей и культурой не только своего народа, но и с культурой и искусством других народов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству его предков, уважение к культуре и истории других народов мира. Для формирования настоящей, полноценной личности человека, живущего в современном мире необходимо привлекать опыт, накопленный всеми поколениями.

Музеи восковых фигур являются важным источником накопления нравственных принципов и понятий, знакомят школьников с окружающей средой. Такие экскурсии помогают пробудить в школьниках чувство патриотизма, внушить необходимость бережного отношения к истории России и всего человечества.

Главной задачей, которую ставят перед собой музеи восковых фигур, является успешное формирование базовых ценностей личности учеников – уважение к семье, воспитание патриотических чувств, отношение к учению и познанию мира как важнейшей ценности человеческой культуры.

Чувство красоты окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Исследовательская работа по обоснованию роли музеев восковых фигур в формировании мировоззрения школьников

Констатирующий этап исследования.

Для проверки эффективности работы музеев восковых фигур при формировании мировоззрения современных школьников было организовано констатирующее и контрольное исследование. Исследование проводилось среди учащихся 6-7-х классов г. Нижний Новгород, опрошенных на улицах города и по интернету, среди одноклассников в количестве 12 человек.

В ходе проведения исследовательской работы была организована целенаправленная деятельность по развитию мировоззрения школьников, которая включала в себя:

  • определение первоначального уровня знаний о музеях и особенно музеях восковых фигур;
  • организация целенаправленного посещения музея восковых фигур, знакомство с экспонатами, прочтение специализированной литературы.
  • заключительная диагностика, сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

Исследование строилось на основе анкеты «Роль музеев в формировании мировоззрения школьников» и опроса «Что делает мои знания о мире богаче?». (Приложение № 1).

Результаты констатирующего исследования представлены в сводной таблице «Сводная таблица результатов диагностического исследования май 2010 года».

Опрос «Что делает мои знания о мире богаче?»


Респондент Катя.

1. Что такое мировоззрение? (не знаю)

2. Что помогает расширять твои знания о мире? (ничего)

3. Что такое музей? (Музей-это храм, где хранятся старые вещи)

4. Для чего нужны музеи? (Для показа людям, как жили наши предки)

5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире? (не знаю)

6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека? (правильно жить и развиваться)

7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний? (в музеях)

Респондент Даша.

1. Что такое мировоззрение? (не знаю)

2. Что помогает расширять твои знания о мире? (книги, музеи, интернет)

3. Что такое музей? (Хранилище памятников культуры и старины)

4. Для чего нужны музеи? (для того чтобы люди культурно и духовно развивались)

5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире? (я думаю, что всё-таки 3, а на первом и втором местах, интернет и книги)

6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека? (это поможет мне в будущей жизни)

7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний? (в интернете, в книгах, в музеях, в фильмах)

Респондент Вера.

1. Что такое мировоззрение? (взгляд на мир)

2. Что помогает расширять твои знания о мире? (книги, интернет, музеи, выставки, познавательные передачи, общение с людьми)

3. Что такое музей? (Музей-это учреждение, где собирают и хранят различные памятники нашей истории)

4. Для чего нужны музеи? (там можно узнать много нового, расширить свой кругозор, узнать новые исторические факты и повеселиться)

5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире? (я бы сказала, что музей стоит на первом месте в сфере познания мира, так как там можно увидеть, понять, узнать тот или иной факт)

6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека? (думаю, самое главное, это то, что мне легче будет выбрать профессию, а если так, то я могу поддерживать многие темы и беседы. И вообще, я становлюсь более интересным человеком)

7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний? (так же как и во втором вопросе отвечу, что дополнительную информацию для пополнения своих знаний буду искать в книгах, в интернете, в музеях, на выставках, в познавательных передачах и конечно, в общении с людьми).

Качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования

Анкетирование провели среди 12 школьников, все они посещали какие-либо музеи. Художественный музей посещали 8 человек, 5 школьников были в краеведческом музее, а 6 посещало музей восковых фигур. Всего 3 ученика знают, кто такая Мадам Тюссо. Из детей, которые были в музее восковых фигур, больше всего понравились знаменитости кино и музыки. Многие хотели бы посетить комнату ужасов, в знаменитых музеях Мадам Тюссо. Все ребята после посещения музея восковых фигур захотели больше узнать об его обитателях.

Результаты опроса показали разный уровень развития школьников: у Кати более низкий уровень, у Даши хороший уровень развития, но недостаточно развита речь, высокий уровень развития мировоззрения показала Вера, показав кругозор знаний, полноту и осознанность ответов. Разный уровень развития, скорее всего, связан с отличными дополнительными интересами: Даша много занимается в кружках, музыкальной школе, Вера завсегдатай библиотек, музеев, чего не скажешь о Кате. У девочек очень разный семейный уклад, у Даши и Веры он направлен на познание окружающего мира.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования подтверждают целесообразность проведения целенаправленной работы по формированию мировоззрения через посещение музеев, в частности, музеев восковых фигур.

Экспериментальный этап исследования.

С целью определения эффективности посещения музея восковых фигур для развития мировоззрения школьников была проведена экспериментальная работа по теме исследования.

Для этого каждому школьнику предлагалось:

  • перед посещением музея определить цель, с которой он идет в музей, что ожидает увидеть в музее восковых фигур;
  • непосредственное посещение музея восковых фигур с просмотром экспонатов, с проведением экскурсии под руководством экскурсовода;
  • после посещения музея восковых фигур ответить для себя на вопросы: добился ли цели, с которой шёл в музей?, оправдал ли музей твои ожидания (в лучшую или худшую сторону)?; рассказать друзьям, родителям о проведенном времени в музее, поделиться с ними своими впечатлениями, знаниями; найти и прочитать дополнительную литературу о любом понравившемся герое выставки; написать отзыв о проведенном времени в музее.

Приведем примеры отзывов ребят о посещении музея восковых фигур.

Недавно меня пригласили в музей восковых фигур. Но для начала я решила прочитать, как и кем, он создавался. Нашла информацию, прочитала её и многое узнала. В интернете посмотрела документальный фильм про музей Мадам Тюссо в Лондоне, там подробно рассказывалось, как создаются фигуры, как делают одежду, как ухаживают за восковыми моделями.

Мне хотелось посмотреть множество фигур, сфотографироваться с ними и узнать их историю. А особенно заинтересовал рецепт состава воска. В музее очень понравилось: восковые фигуры, словно живые, сидели, танцевали или просто стояли и улыбались. Экскурсовод рассказывал нам кое-что из их жизни. Все внимательно слушали и удивлялись. В историческом зале самые яркие впечатления оставила семья Романовых.

Очень интересно узнать историю их жизни и смерти. В зале знаменитостей, мне больше всех понравилась Мерлин Монро. Захотелось ближе познакомиться с её творчеством, посмотреть фильмы с её участием и послушать, как она пела. А ещё у меня появилась мечта: посетить музей Мадам Тюссо в Лондоне, и посмотреть на саму Марию Гросхольц!

2. Моя одноклассница пригласила меня сходить с ней в музей восковых фигур. На тот момент я помнила, что его создателем была Мари Гросхольц. По совету подруги я нашла сайт в интернете про этот музей, и узнала много нового и интересного. Например, какая фигура была создана первой, и о составе воска, из которого делают фигуры.

В музее нам рассказывали о великих музыкантах, киноактерах, исторических личностях и политиках. Очень понравилась скульптура великолепной четверки - группа Битлз. Так же интересна фигура Екатерины II. Придя домой, я перечитала несколько книг связанных с историей России и Екатериной II. Мама мне купила диск группы Битлз, творчеством которой я наслаждаюсь.

Анализ результатов опроса ребят после посещения музея показал эффективность работы музея восковых фигур в формировании мировоззрения.

Контрольный этап исследования.

По завершении работы с ребятами была проведена та же диагностическая работа, что и на констатирующем этапе исследования. Результаты контрольного исследования представлены в сводной таблице «Сводная таблица результатов диагностического исследования август 2010 года».

Качественный анализ результатов контрольного этапа исследования.

Опрос «Что делает мои знания о мире богаче?»


Респондент Катя.

1. Что такое мировоззрение? (моя точка зрения на мир)

2. Что помогает расширять твои знания о мире? (музеи, школа, книги)

3. Что такое музей? (Музей-это храм, где хранятся старые вещи)

4. Для чего нужны музеи? (Для показа людям, как жили наши предки)

5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире? (Наверное, 1-ое место я отдам интернету, а 2-ое музею)

6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека? (правильно жить и развиваться)

7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний? (в музеях, книгах, интернете)

Респондент Даша

Опрос «Что делает мои знания о мире богаче?»

1. Что такое мировоззрение? (восприятие мира)

2. Что помогает расширять твои знания о мире? (книги, музеи, интернет, школа)

3. Что такое музей? (Хранилище памятников культуры и старины)

4. Для чего нужны музеи? (для того чтобы люди культурно и духовно развивались)

5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире? (я думаю, что всё-таки 3, а на первом и втором местах, интернет и книги)

6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека? (это поможет мне в будущей жизни)

7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний? (в интернете, в книгах, в музеях, в фильмах).

Таким образом, исходя из полученных результатов контрольного этапа исследования можно говорить о том, что целенаправленное посещение музея восковых фигур способствует развитию мировоззрения школьников, так как музей возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования

Повторное прохождение анкетирования показало качественные изменения в мировоззрении школьников.

С целью выявления динамики в формировании мировоззрения школьников приведем сравнительные результаты анкеты на констатирующем и итоговом этапах. Эти результаты представлены в диаграмме.

Диаграмма № 1.

тюссо 1

Сравнение данных, представленных в диаграммах, показывает, что у учащихся повысился уровень знаний, познавательной активности, любознательность.

Таким образом, анализ результатов исследования свидетельствует о том, что уровень мировоззрения на контрольном этапе вырос по сравнению с показателями на констатирующем этапе исследования, и тем самым подтверждает гипотезу о том, что музей восковых фигур – это один из способов формирования мировоззрения учащихся, способствующий развитию познавательной активности, культурному воспитанию, изучению развития общества через знакомство с историческими личностями, создающий связь поколений.

На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы:

  1. констатирующий срез показал недостаточную осведомленность учащихся о роли музея восковых фигур в формировании мировоззрения;
  2. на основе констатирующего среза была доказана необходимость проведения целенаправленной работы по ознакомлению школьников с ролью музеев в жизни людей, в частности, музея восковых фигур, способствующего формированию мировоззрения;
  3. с целью определения эффективности посещения музея восковых фигур в развитии мировоззрения был проведен контрольный срез, который показал повышение уровня знаний, познавательной активности, культуры речи;
  4. на основе сопоставления данных констатирующего и контрольного срезов была доказана гипотеза, что музей восковых фигур – это один из способов формирования мировоззрения учащихся, способствующий развитию познавательной активности, культурному воспитанию, изучению развития общества через знакомство с историческими личностями, создающий связь поколений.

Заключение

Проведенный анализ публицистической, научно-познавательной, психолого-педагогической литературы показал, что ученые сходятся во мнении о том, что музеи восковых фигур являются важным источником накопления нравственных принципов и понятий, знакомят школьников с окружающей средой.

Несмотря на развитие технологий, музеи восковых фигур не потеряли свое значение в сфере культурного и общего развития человека, как полноценной личности. Такие экскурсии помогают пробудить в школьниках чувство патриотизма, внушить необходимость бережного отношения к истории России и всего человечества.

Главной задачей, которую ставят перед собой музеи восковых фигур, является успешное формирование базовых ценностей личности учеников – уважение к семье, воспитание патриотических чувств, отношение к учению и познанию мира как важнейшей ценности человеческой культуры.

Посещение музея восковых фигур возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В результате исследования подтвердилась гипотеза: музей восковых фигур – это один из способов формирования мировоззрения учащихся, способствующий развитию познавательной активности, культурному воспитанию, изучению развития общества через знакомство с историческими личностями, создающий связь поколений. Данное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, а лишь предлагает один из путей ее решения.

Литература

  1. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.
  2. Гуревич П. С. Философский словарь. — М., 1997.
  3. Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1997.
  4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Радугин А. А. Философия. — М., 1996.
  6. Сафронов В. Ф. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М., 1984.
  7. Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э. Г. Храстецкого. — М., 1975. — С. 130—61).
  8. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 575).
  9. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 1999.
  10. Человек и общество. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1998.
  11. Школьный философский словарь. — М., 1995

Приложение. Анкета «Роль музеев в формировании мировоззрения школьников»

  1. Ты посещаешь музеи?
  2. Какие музеи ты посещал?
  3. От кого ты узнал об этих музеях?
  4. С кем чаще всего ты посещаешь музеи: с классом, с родителями, самостоятельно, с друзьями?
  5. Посещаешь ли ты музеи, бывая в других городах?
  6. Посещал ли ты Музей восковых фигур?
  7. Какие экспонаты понравились больше всего?
  8. Какие экспонаты хотели бы посмотреть?
  9. Чем привлекает Музей восковых фигур?
  10. Нужны ли, по твоему мнению, музеи восковых фигур?
  11. Кто такая Мадам Тюссо?
  12. Захотелось ли больше узнать о личностях после посещения музея восковых фигур?

Опрос «Что делает мои знания о мире богаче?»

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Что помогает расширять твои знания о мире?
  3. Что такое музей?
  4. Для чего нужны музеи?
  5. Какое место отведешь музею восковых фигур в обогащении твоих знаний о мире?
  6. В чем проявляется взаимосвязь мировоззрения и деятельности человека?
  7. Где будешь искать дополнительную информацию для пополнения своих знаний?


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет