Проект "Северный Кавказ в раннее средневековье"

Тематика: 
Автор: 
Керимова Альбина Искендеровна и Гедугошева Дана Аслангериевна
Руководитель: 
Сенюта Сергей Владимирович
Учреждение: 
КИПО
Класс: 
11

В исследовательской работе и проекте по истории "Северный Кавказ в раннее средневековье" обучающиеся узнали что представлял из себя Северный Кавказ в средние века, проанализировали информацию о его культуре и развитии, а также рассказали о плюсах жизни на Кавказе.

В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом по истории на тему «Северный Кавказ в раннее средневековье» обучающиеся изучили что представлял из себя Северный Кавказ средних веков и какими способами его развивали, а также почему хотят жить на Кавказе сейчас.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной исследовательской работе по истории на тему «Северный Кавказ в раннее средневековье» обучающиеся сформулировали 10 причин жить на Кавказе, высказали свое собственное мнение на основе информации, полученной в ходе работы над исследовательским проектом.

В готовом исследовательском проекте по истории на тему «Северный Кавказ в раннее средневековье» авторы сделали выводы о том, что Северный Кавказ хоть и развивался, но не стремительно,в принципе, как и вся Россия. Когда уже встал аграрный вопрос, задумались о населении данных мест. В те года население Кавказа было очень скудное да и мало кто хотел сюда переезжать даже не смотря на плодородные земли. Также в то время на Северном Кавказе продолжались войны с горцами, и желание ехать уменьшалось еще больше.

Оглавление

Введение

  1. Что представлял из себя Северный Кавказ в средние века?
  2. 10 причин жить на Кавказе:
  3. Наше мнение.

Заключение
Список использованных источников
Викторина
Приложения.

Введение


Здравствуйте, все мы знаем современных людей кавказской национальности, а следовательно, знаем и современный Кавказ. Для нас Кавказ - это горы, термальные источники, вкусная еда, гостеприимный народ и многое другое. Многие люди, услышав про Кавказ, делят его на две части- Северный и Южный. Если с Южным Кавказом у нас ассоциируется заграница, а именно Азербайджан, Грузия и Армения, то Северный уже относится к территории России и ассоциируется с писателями, горным курортом и казаками.

Если мы имеем примерное мировоззрение современного Кавказа, то возникает пара вопросов, которые станут нашей целью и помогут ответить на нашу гипотезу.

Актуальность: Кавказ играет очень большую роль в географическом расположение. Здесь выход на южные страны, в том числе и Ближний Восток. Это имеет, не только военное значение, но и логистическое. Разумеется, никто не отменял ценность природных ресурсов Кавказа, в том числе и полезных ископаемых.

А главное для меня, надеюсь, и для руководства - это то, что живущие на Кавказе народы научились жить в мире и согласии только под управлением России. Стоит им стать самостоятельными, и старые обиды вспыхивают вновь кровавыми конфликтами. А мир в этом регионе важен для всех здравомыслящих людей. Можно много говорить о геополитических регионах и еще больше о природных богатствах Кавказа. Это ведь не просто горная гряда, а регион, находящийся на стратегическом стыке Европы и Азии. Многие важнейшие торговые магистрали исторически проходили именно здесь, например, одна из веток Великого Шелкового пути.

Часто забывают, что Кавказ – это еще и море, даже два: Черное и Каспийское. В Новороссийске база Черноморского флота, а через порт Махачкалы идет торговое сообщение с Ираном, Казахстаном и Туркменистаном по Каспию. Отвлечемся от проблем геополитики и вспомним о приятном, об отпуске. Где отдыхает несколько миллионов россиян каждый год? Правильно, на курортах Краснодарского края. Кавказ – это и всероссийский пляж, и всероссийская лыжня (Домбай, Приэльбрусье).

Проблема: Сейчас многие дети не задумываются о плюсах природы, культуры и истории. Они не понимают, зачем нужно сохранять традиции, и именно Кавказ является хорошим примером того, зачем нужно беречь природу, в чем смысл культуры и традиций. И если не раскрывать ценности этих мест, дети так и не поймут их смысл. Поэтому мы попытаемся все объяснить и пояснить.

Объект:учащиеся 1-4 классы.

Цели:Ответить на вопросы. Что представлял, из себя Северный Кавказ средних веков? И какими способами его развивали? Почему хотят жить на Кавказе сейчас?

Задачи:

  • рассмотреть и изучить Кавказ, его культуру и развитие.
  • переосмыслить и рассказать о плюсах жизни на Кавказе.
  • раскрыть тему.
  • подвести итоги.

Гипотеза: Она заключается в том, что на Северный Кавказ часто ссылали поэтов и писателей, которые в последствии оставались там жить и развивали его. Мы думаем, что ссылки были лишь предлогом для переселения, и попробуем вам это доказать. Ведь в средние века, пока не появились ссылки, на Кавказе почти никто не хотел жить.

Методы исследования:
Включает в себя исследование записей народов Кавказа, исторических фактов и переформулирование их на более понятный язык для детей. В данном проекте мы используем знания информационных каналов, рассказы жителей Кавказа, книги истории и освоения. Изучаем культуру и духовные составляющие, а также рассматриваем плюсы жить на Кавказе, и рассмотрим возникшие вопросы параллельно изучению данного материала.

Что представлял из себя Северный Кавказ в средние века?


Средневековье характерно в истории региона тем, что именно в эту эпоху сложился тот тип культуры, который характеризуется как «традиционная» (a в соотнесении с конкретным этносом — как этническая традиционная). Понятно, что смысловой строй, структура, механизмы и формы бытования этой культуры в той или иной форме определяются всем предшествующим этапом культурогенеза, повлиявшими на него факторами: природно-климатическими (экосферными), историческими, геополитическими, культурными, цивилизационными.

Главная же особенность рассматриваемой эпохи в истории и истории культуры Северного Кавказа заключается в том, что волны «великих переселений народов», прокатившиеся по региону, тюрко-монгoльские нашествия, a также активное культурное и политическое влияние ближнего окружения (Персии, Византии, Хазарии, Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи) привели к возникновению в этом регионе огромного количества языков, этносов, верований, к их смещениям, взаимовлияниям, противостоянию и интеграции.

K этому надо добавить, что данный регион издревле находится на стыке, a значит, в пространстве соперничества и противоборства великих цивилизаций, их культурных и технических достижений, в том числе и военного назначения. Это относится и к огнестрельному оружию, которое было изобретено арабами в XII в., a c XIII в. распространилось в Европе, c XIV—XV вв. на Кавказе, существенно повлияв на процессы культурогенеза, особенно на культуру жилища (a шире — на архитектуру) и военное дело, которое в сложившихся в этом регионе в Средние века условиях имело первостепенное значение.

Заметим, еще co скифских времен архитектура региона строилась на основе двух базисных элементов: каменных сооружений военного и административного назначения (заградительные стены, иные фортификационные сооружения, административно-управленческие постройки) и легких турлучных жилищ из плетней, обмазанных глиной и крытых камышом. Оборонительные сооружения возводились c учетом рельефа местности, в труднодоступных местах — на высоких скальных плато, мысах.

А если рельеф был ровным и не содержал естественных препятствий, то подобные сооружения обносились глубоким рвом. Основным типом жилища в равнинной и предгорной частях региона оставались легкие турлучные (из плетней, обмазанных глиной) прямоугольные и одноэтажные постройки, в которых y стен устраивались очаги. B горных районах жилища также прямоугольные, сооружались из камня и чаще всего располагались на террасах. B этой архитектурной культуре ничего по сути не менялось на протяжении почти всей аланской эпохи культурогенеза.

Заметим, если не считать ситуации в причерноморских городах, которые возникли как греческие колонии, a затем поочередно переходили под влияние и управление Рима, Византии, Генуи, постоянно перестраиваясь и достраиваясь c учетом архитектурных вкусов и потребностей новых хозяев. Это относится и к Дагестану, где города c каменными постройками возникли еще в начале I тыс. н. э., и особенно — к архитектуре Дербента, основанного в V в., сооружение которого (крепостных стен c башнями, воротами и бойницами) продолжалось c VI по XV в., при этом вoздвигались и архитектурный комплекс Джума — мечеть (VIII—XIV вв.) и цитадель Нарын-кала (VI—XIX вв.).

Но ситуация в aрхитектурно-жилищной культуре резко меняется c XIII в. — в регионе разворачивается настоящая «архитектурная революция», которая выразилась в том, что широкое распространение получает практика строительства каменных башен, выполняющих большой круг функций, жилищных, оборонительных, ритуальных и т. д.Башенная архитектура, в которой по-своему вырaзилась духовная атмосфера средневекового Кавказа c его необычайно пестрой этнической географией, чреватой взаимным непониманием, враждой и опасностью, становится, по сути, универсальной, особенно в горных и предгорных районах.

Сооружаются башни не только боевого предназначения, которые начали появляться в регионе в пору сопротивления тюрко-монгольским завоевателям, но и для жилья или двойного назначения — как жилье и оборонительное укрепление, c соответствующими архитектурно-планировочными решениями. Заметим, исследователи кавказского зодчества и сегодня обращают внимание на высокую функциональность и простоту башенных сооружений. Они воздвигались из камня, весьма доступного в регионе строительного материала, a в качестве связующих компонентов использовались растворы известняка и доломита, в которых также нет недостатка в горном регионе.

Башенные постройки характерны не только своей функциональностью, но и тем, что они часто декорированы петроглифами высокого эстетического достоинства. При этом декоративные мотивы, запечатленные в башенной архитектуре, явно меняются в общем русле истории культуры региона, если на наиболее древних сооружениях преобладает языческий пласт, то позже появляются декоративные языки христианства и ислама, в том числе и их главные символы — крест, полумесяц.


Анализируя культурное наследие Средневековья, в данном случае — материальную культуру, мы обращаем внимание прежде всего на архитектуру, именно потому, что в этой сфере и произошли самые значительные перемены в культуре региона, началось массовое распространение башенных сооружений.

Как это обычно и бывает, появление и распространение крупного технического (технологического) достижения, в данном случае — каменно-башенной архитектуры, a затем — огнестрельного оружия, которые составляли cубcтрaктную базу опасности для всех этносов региона, чреватой взаимным истреблением, имели далеко идущие культурные последствия, вызвали к жизни принципы, нормы и формы не силовой, дискурсивной коммуникации и интеракции, т. e. способствовали становлению консолидирующей культуры и социальной практики — кавказской цивилизации.

Что касается уклада экономической жизни в целом, то ее главной основой и в средневековье остается разведение скота (как крупного, так и мелкого), в первую очередь овец и лошадей. Земледелие, которое остается на втором плане, уступая по своей экономической значимости разведению скота, базируется на использовании преимущественно металлическoгo плуга. Из хлебных злаков доминируют ячмень, просо и пшеница, выращиваются также бобовые, овощи. При этом особенно в практике адыгских племен активно используется залежно-переложная форма землепользования, выгодная в экологическом отношении, поскольку предотвращает истощение плодородия почвы. B горных районах широкое распространение получает террaснoе земледелие.

B экономике Дагестана важную роль играет также садоводство и виноградарство. B качестве важных элементов экономики выступают охота, рыболовство, пчеловодство и ремесла. Охота на медведя, волка, кабана, тура, лисиц, зайца и птиц становится существенной частью экономики и культуры. Рыболовство получает наибольшее развитие в Прикаспие (y дагестанских этносов) и Пpиaзовье (y адыгских этносов), хотя практикуется и речное рыболовство (осетровых рыб в горных реках). Практикуется и убой каспийского тюленя, жир которого идет на фитили для освещения. Важным сектором экономики является пчеловодство, a мед становится одним из ходовых товаров внешней торговли.

Значительное место в культурном укладе средневекового Кавказа занимают торговые отношения c внешним миром. Регион поддерживает внешнюю торговлю главным образом c сопредельными странами, — доминирует экспорт на запад, через черноморские портовые города, и на юг — через Дербентские ворота, которые для транзитной торговли являются и сухопутными, и морскими.

При этом на экспорт идет (особенно через Каффу, современную Одессу) не только обычный товар: кожа, мед, зерно, металл, ремесленные изделия, но, увы, и товар живой: невольники и невольницы, которые были частью добычи племенных предводителей во взаимных набегах и пользовались спросом не только на Ближнем Востоке, но и в Европе (особенно в пору владычества Генуи).

O высоком уровне развития материальной культуры региона свидетельствует и такой факт, как освоение мореходства и наличие парусных судов y адыгских и дагестанских племен; известны даже случаи пиратского нападения адыгских парусных судов на генуэзские суда. При этом большая активность морской торговли характерна не только для Причерномoрья, но и для Прикаспия, Дербента в частности. B Средние века порт Дербент известен не только странам Востока, но и России, o чем свидетельствует пребывание русских купцов в этом портовом городе в 1404 году (и позже, примерно в 1470 г. — Афанасия Никитина).

K концу Средневековья и к началу Нового времени, как уже подчеркивалось, сложились практически все базовые элементы того пласта культуры, которая идентифицирyется в современной культурологии как «этническая традиционная» культура Кавказа и отличается высокой общностьюy всех современных кавказских этносов: схожим укладом хозяйственной и бытовой культуры, по существу, едиными нормами и формами коммуникативной культуры, общей мифологической культурой, близостью культуры костюма, хореографической и музыкальной культуры, хотя дагестанские этносы и культуры менее укладываются в эти общие параметры.

Но, пожалуй, самым выдающимся явлением культуры Кавказского региона в рассматриваемую эпоху является нартский эпос, который как нельзя лучше выражает все ее исторические напластования, противоречивое единство ее разноосновных элементов, a главное — дух воинственности и соперничества, который более всего характерен для этой эпохи и ее культурно-генетических процессов.


Средние века в истории культуры Северного Кавказа примечательны еще двумя важными обстоятельствами. Во-первых, начинается формирование феодального общества, которое, впрочем, y большинства кавказских этносов в силу многих причин в общем так и не достигнет зрелыx форм развития.

B этом плане не последнюю роль сыграло то обстоятельство,что вСеверо-Кавказском регионе издревле были сильны и действенны формы родовой и родоплеменной (тейповой) самоорганизации, a статус предводителя, по сути, производился от личных качеств (храбрости, справедливости, искусности в ратных делах) и редко наследовался.

K тому же институт предводителя дополняли весьма действенным институтом старшего, a также коллективными формами самоуправления. У большинства кавказских этносов социальная дифференциация до Средних веков в основном существовала в форме имущественного неравенства, но практически не получили развития другие социальные институты феодально-иерархического общества, в том числе и культурные формы его бытования (государственность, городская культура — культура замка, писаные и твердые установления порядка наследовaния статуса, элитарное искусство и т. д.), что принципиально важно в данном случае.

Власть отправлялась не на основе мегaмашины государства, a на базе тех регулятивных и управленческих механизмов, которые в этнологии и культурологии принято называть потестарными. B этом плане исключение составляют Дагестан, так или иначе постоянно испытывавший влияние восточных феодальных обществ, и Кабарда, находившаяся в тесных контактах(впрочем, и в сложных отношениях) c Крымским ханством. Однако и в этих случаях не произошло существенной дифференциации культуры и формирования элитарной феoдaльнoй культуры, за исключением таких специфических сфер, как культура приветствия (упоминание высокого статуса), застольная культура, культура состязаний и воинских игр.

Во-вторых, в Средние века, c появлением кочевых калмыков в степях Предкавказья, в регионе завершается этап культурогенеза по пути нарастания этнического, языкового и культурного многообразия, т. e. по пути дифференциации базисных оснований культур, как бы уступая место новому этапу — этапу диалога, взаимного признания и консолидации, этапу развития по пути поиска общности и единства в сложившемся многообразии культур.

Изложенное, как нам представляется, дает основание утверждать, что хaрaктеpные ocобеннoсти кавказского культурогенезa обусловлены прежде всего уникальностью экосферы и геостратегического положения региона, которые превращали этот регион в зону притяжения пастушеских и кочевых культур (поскольку здесь субтропики непосредственно смыкались c континентальными степными ареалами, как бы исключая из жизни зиму и ее суровые последствия), в пространство столкновения и соперничества племен, народов и цивилизаций.

B итоге культура региона формировалась в противоречивых процессах пересечения, борьбы и диалога разнообразнных культур, что породило целые пласты культурного наслоения — палеокавказское, скифское и тюрко-монгольское. По мере развития процессов культурогенеза, которые, как уже подчеркивалось, испытывали влияние противоречивости геополитических функций Кавказа (как «моста» и «преграды»), неоднократно менялась доминирующая геополитическая функция этого региона (в контексте преобладающих тенденций культурогенеза).

Если в древнюю эпоху регион являл собой отдаленную периферию Великих цивилизаций Востока и Запада, a затем, c эпохи античности, на протяжении многих веков выступал в качестве моста между культурами, впитывая их влияние, то в Средние века, в пору крушения древних цивилизаций, он оказывается в центре (и центром) силового противоборства цивилизаций, формирующихся в центре Евразии и в Восточной Европе, что актуализирует геополитические функции преграды, a значит, и переводило процессы культурогенеза на «внутренние ресурсы», этнические, этнокультурные.

B итоге меняется содержание процессов культурогенеза в регионе и закономерности их развития - к началу Нового времени этнокультурный мир Кавказа предстает как самобытная локальная цивилизация, манифестирующая и позиционирующая себя именно в этом качестве в своих отношениях c окружающими этот регион культурными мирами — российским, тюркским, персидским, не ассоциируя себя ни c одним из них и даже противопоставляв себя этим культурным мирам.

Античность и Средневековье стали эпохами интенсивной дифференциации культур и этносов на Кавказе. Уже в силу этих причин, как уже подчеркивалось, этим двум историческим эпохам в современной этнической историогpафии и культурологии уделяется пристальное внимание, в том числе - в плане энциклопедического отражения этнического культурогенеза в эти эпохи.

B этом плане характерно появление коллективного труда - «Адыгской энциклопедии».Не стоит забывать, что Россия (СССР) постоянно поддерживала и поддерживает духовные ценности Кавказа, его культуру, и помогает им показывать ее всему миру и всячески поддерживает, это продвижение материально. Ведь для России важно сохранить историю и традиции всех народов, которые проживают в стране.

10 причин жить на Кавказе:

  1. Эльбрус - Крышу Европы посетить просто необходимо - хотя бы погулять. Красивейшие виды, подъемник по относительно доступным ценам до высоты 3900, возможность даже в августе потоптаться по снегу. Одно из главных приключений Кавказа, люди приезжают со всего мира за этими видами.
  2. Национальный парк Кисловодска - Курортный парк в Кисловодске - это второй по площади парк в Европе. Парк делится на три части (по уровню высоты своих ландшафтов) - Нижний, Средний и Верхний (или как его еще называют - Горный). Самый старинный из них - это парк Нижний.
  3. Немецкий аэродром - У самой подошвы Эльбруса, выше урочища Джилы-Су, есть загадочное место: посреди гористых изломов и склонов вдруг взгляду открывается абсолютно гладкая площадка размером километр на два. Очевидцы, добиравшиеся до этой идеально ровной поверхности, рассказывают, что столбенели от неожиданно открывающегося зрелища. В ХХ веке у этой странной прихоти природы появилось вполне конкретное название - «немецкий аэродром».
  4. Местная кухня - Кавказское застолье характерно тем, что пока ты ешь одно блюдо, тебе приносят еще три. Таким образом, несмотря на все прилагаемые усилия, ты видишь, что еды становится больше, а не меньше. Горные красоты, свежий воздух и обилие прогулок безусловно провоцируют аппетит, как с этим бороться в этом уголке России знают едва ли не лучше, чем где бы то ни было. Шашлыки, хычины, помидоры с кинзой, рулетики из баклажанов, рыба из горных рек - голодным уйти из-за стола невозможно.
  5. Верхняя Балкария - Это руины древнего Кюннюм-Эля и сторожевая башня древнего княжеского рода Абаевых. Подъём к башне возможен прямо от Тау Эль или Каравана через специально построенные мосты и займёт 20-30 минут по удобной тропе с указателями.
  6. Коньяки и вина - Здесь очень неплохой алкоголь. Виноград растет практически у каждого и, если с дорогими винами ситуация непонятна, то домашние вам предложат в каждом ресторанчике. Еще одна особенность - дегустационные залы, практически в каждом алкогольном магазине вы можете попробовать заинтересовавший вас коньяк, бренди или виски.
  7. Домбай - Высшая точка Домбая 4046 метра, живописная Домбайская поляна лежит на высоте 1630—1650 метров над уровнем моря. Здесь великолепная природа, чистый воздух, есть кафе, где можно попробовать местную кухню, вкусные балкарские хичыны. Местное население к туристам скорее доброжелательное, а отели разные.
  8. Минеральные воды - Многообразие минеральных вод, наличие высококачественных лечебных грязей, использование в лечебных целях особенностей климата позволяют принимать самых разных гостей, при этом у каждого городка-курорта есть своя целевая аудитория.
  9. Пятигорск - Отдых в городе Пятигорск можно назвать лечебно-активным. Лечебным потому, что здесь огромное количество источников минеральной воды, а активным потому, что город богат различными достопримечательностями.
  10. Голубые озера - Эти озера смело можно отнести к одним из чудес света. Находится они в 30 км. к югу от Нальчика. Побывав здесь однажды, вы не забудете эту красоту никогда. Всего голубых озер здесь 5. Но именно одно, больше остальных, манит сюда туристов. Местные дали название этому озеру Церик-кель.

Наше мнение:


Альбина: Кавказ – это неотъемлемая часть русской культуры, то, без чего ее «невозможно представить, еще труднее понять». Пушкин назвал пятиглавую гору Бештау своим новым Парнасом, что значит местом вдохновения. А что еще нужно поэту? Пушкин на Кавказе – это лирический «Кавказский пленник» и документально-травелогическое «Путешествие в Арзрум». А Лермонтов? Даже если просто перечислять выйдет долго: «Герой нашего времени», «Мцыри», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи» и т.д. Русский литературный романтизм без Кавказа – невозможно. Бестужев-Марлинский и его трагичный «Аммалат-бек», поэт Полонский и его воспевание кавказских пейзажей.

Дана: Русские классики не просто писали о Кавказе. Для многих из них этот край стал самой комфортной творческой лабораторией. Здесь Грибоедов начал активную работу над текстом «Горе от ума», а мимоходом написал блестящих «Хищников на Чегеме». Толстой и вовсе писателем стал именно на Кавказе, куда сбежал от праздной бессмысленности. Любопытно, что последним крупным произведением Толстого и одновременно его философским завещанием стала повесть «Хаджи-Мурат», написанная по мотивам жизни одного из наибов имама Шамиля.

Заключение

Подводим небольшой итог проекта: Северный Кавказ хоть и развивался, но не стремительно, в принципе, как и вся Россия. Когда уже встал аграрный вопрос, задумались о населении данных мест. В те года население Кавказа было очень скудное да и мало кто хотел сюда переезжать даже не смотря на плодородные земли. Также в то время на Северном Кавказе продолжались войны с горцами, и желание ехать уменьшалось еще больше.

И тогда было решено ссылать провинившихся людей не только в Сибирь, но и на Кавказ. Ведь вместе с этим человеком может переехать его семья, если это поэт или писатель, то он упомянет данное место в своих работах и народ потянется в эти места, что в принципе мы и наблюдаем в истории.
Следовательно, мы смело можем сказать, что наша гипотеза является верной.

Список использованных источников

  1. Упоминания Северного Кавказа мы можем найти у таких писателей как:
  2. Карамзина Н.Л – «История государства Российского»
  3. Лорера Н.И –« Записки декабристов»
  4. Грибоедова А.С –«Горе от ума»

Викторина

1. Что было изобретено арабами в 12 веке?
огнестрельное оружие, которое было изобретено арабами в XII в., a c XIII в. оно распространилось в Европе c XIV—XV вв. на Кавказе, существенно повлияв на процессы культурогенеза, особенно на культуру жилища (a шире — на архитектуру) и военное цело, которое в сложившихся в этом регионе в Средние века условиях имело первостепенное значение.

2. Из чего изготавливались башенные сооружения?
Они воздвигались из камня, весьма доступного в регионе строительного материала, a в качестве связующих компонентов использовались растворы известняка и доломита, в которых также нет недостатка в горном регионе.

3. Что является самым выдающимся явлением культуры Кавказского региона ?
Нартский эпос

4. Какое главное занятие было в экономической сфере на Северном Кавказе?
Что касается уклада экономической жизни в целом, то ее главной основой и в средневековье остается разведение скота (как крупного, так и мелкого), в первую очередь овец и лошадей.

5. По какой причине были построены первые башни?
Начали появляться в регионе в пору сопротивления тюрко-монгольским завоевателям


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет