Проект по пластинографии "Волшебный пластилин"

Тематика: 
Автор: 
Артюхин Данил Владимирович, Королева Юлия Юрьевна, Королева Алена Владимировна
Руководитель: 
Тимофеева Елена Мутигулловна
Учреждение: 
ГБОУ "Болгарская школа - интернат для детей с ОВЗ"
Класс: 
8

В творческом проекте по пластинографии "Волшебный пластилин" авторы расширили знания о работе с пластилином, изучили основные приемы в пластинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

В процессе проведения работы над творческим проектом на тему «Волшебный пластилин» обучающиеся 8 класса научились воспринимать формы, пропорции и цвета, а также аккуратно работать с пластилином, слышать воспитателя.

Подробнее о проекте:


В готовом и индивидуальном творческом проекте по технологии на тему «Волшебный пластилин» авторы также научились решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы с ним. Проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся по изобразительной деятельности и конструированию.

Оглавление

Введение

  1. Структура проекта
  2. Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств
  3. Реализация проекта
  4. Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми разработанный воспитателем Тимофеевой Еленой Мутигулловной

Введение

Вид проекта: творчески-познавательный, информационный.

По составу участников: фронтальный.

Продолжительность: долгосрочный.

Проект предназначен для детей с ОВЗ, педагогов, родителей.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Художественное творчество», «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Актуальность темы проекта: Известные педагоги В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином” – основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ОВЗ, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми с ОВЗ.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми с ОВЗ является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе на ручном труде занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.

Цель проекта: развитие ручной умелости у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.

Задачи проекта:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей (ОО «Художественное творчество»);
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • Учить работать на заданном пространстве;
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию (ОО «Коммуникация»);
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание»);
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах (ОО «Социализация»);
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье», «Физическая культура»);
  • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);
  • Развивать сюжетно – игровой замысел;
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы;
  • Развивать интерес к коллективной работе

Структура проекта


Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
  • Научиться не выходить за контур рисунка
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый
  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств

К концу проекта дети:

  • Реализуют познавательную активность.
    Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
  • В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
    В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
  • Знакомятся с художественными произведениями:стихами, потешками, пальчиковыми играми.
  • Развивают сенсорные эталоны.
    Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
  • У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
    Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
  • Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения — у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Реализация проекта


В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.

На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми разработанный воспитателем Тимофеевой Еленой Мутигулловной

Неделя Тема Цели
Январь 1-я «Пластилиновые фантазии» Выбор темы проекта. Обсуждение. Знакомство с историей создания пластилина. Знакомство с видами пластилина.
3-я «Кинетический песок» Знакомство с творческими техниками, в которых используется пластилин. Сравнивание пластилина с материалами, похожими на него (масса для лепки, скульптурный пластилин, кинетический песок).
Февраль 1-я «Февральский вечер!» Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.
3-я «Для отважных защитников» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых предметов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.
Март 1-я «Милым дамам…» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка).
3-я «Весна идёт – весне дорогу!» Учить приёму — размазывания (в разных направлениях). Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Апрель 1-я «Подснежники» Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (цветы) пластилином разного цвета.
3-я «Ландыши» Беседа с детьми о весне. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.
Май 1-я «Победный май» Расширение представлений о празднике победы в ВОВ, закрепление весенних признаков. Формирование интереса детей к истории своей страны, памятным датам. Изображение их посредством приемов пластилинографии.
3-я Свободная тема по желанию детей. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.

В рамках проекта по технологии на тему "Волшебный пластилин" на каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет